Никанорова Светлана
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Б] — [П]» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового
логопедического занятия во 2 классе
на тему: «Дифференциация звуков и букв Б - П»
Цель:
развивать слуховую дифференциацию звуков [П] – [Б];
развивать умение соотносить звуки [П], [Б] с буквами Б и П;
развивать фонематический слух;
расширять словарный запас;
развивать внимание, логическое мышление;
воспитывать самоконтроль.
Публикация «Конспект группового логопедического занятия „Дифференциация звуков и букв [Б] — [П]“ во 2 классе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Ход занятия
1. Определение темы занятия.
Здравствуйте, ребята! Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [Б]?
Хоть крутись, или вертись,
Нам без Б не обойтись!
Только, Б, не надо якать,
Хвастаться, сердиться, плакать!
…Нет великих букв, нет малых,
Важных нет иль захудалых,
Все они: от А до Я –
Алфавитная семья!
А сейчас прослушайте еще одно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [П]?
П – прилежна, П – пытлива,
Как пчела трудолюбива,
Пашет, пляшет и поет,
Как блины, слова печет.
Сегодня мы будем говорить с вами о звуках [Б] и [П].
При произнесении этих звуков губы смыкаются и размыкаются, язык не работает.
Звук [Б] – звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрирует. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация.
[П] – глухой звук. Голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.
2. Знакомство с героями занятия.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости девочка и мальчик. Давайте с ними познакомимся, составим их имена по первым буквам слов-картинок.
На доску выставляются предметные картинки. Дети называют картинку, выделяют первый звук. Затем из первых звуков составляют слово. Имена записываются на доске, подчеркиваются буквы Б и П.
КАРТИНКИ: барабан, озеро, рука, иголка, стул – Борис
Пчела, обруч, лук, индюк, ножницы, аист – Полина
3. Работа над дифференциацией Б-П в словах.
Игра «Паутинка»
Ребята, давайте поможем Борису и Полине разобраться в паутинке, которая написана на доске.
Из слогов мы с вами должны составить слова и записать их в 2 столбика. Борис собирает слова со звуком [Б], а Полина – со звуком [П].
(Дети по очереди выполняют задание на доске и в тетрадях)
Слова: белка, пила, буква, паук, буря, посуда, буран, поле.
А сейчас Борис и Полина просят нас отгадать загадки.
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы
Днем он – забияка
Поутру – часы.
(Петух)
Есть у нас веселый друг,
Обожает громкий стук,
Бей его сто раз подряд, он
Ударам только рад.
Не драчун и не буян, просто
Это… (барабан)
4. Дифференциация звуков [Б] и [П].
Ребята у Бориса и Полины есть еще задание для вас. Прочитайте сначала слова с буквой Б, затем с буквой П:
Губы, помощь, азбука, пила, зубы, посуда, буква, пекарь, буран, паук, буря, поле, букет, альбом, портрет, бокс, порода, суббота, портфель.
5. Физминутка.
Речь с движениями.
Бобёр в бору затеял бал, (Дети маршируют в такт стихотворения)
Бобёр на бал гостей позвал. (Приглашающее движение руками к себе)
Паучки во флейты дуют, (Изображение игры на флейте)
Польку бабочки танцуют. (Взмахи руками, подобно крыльям бабочки)
Даже тихий барсучок (Маршировка на носочках, руки на пояс)
Каблучками цок да цок. (Маршировка на пяточках, руки на пояс)
Назовите слова из скороговорки со звуком [П]. (Позвал, паучки, полька).
А теперь вспомните слова со звуком [Б]. (Бобёр, бор, бал, бабочки, барсучок, каблучки).
Развитие мелкой моторики.
Изображение пальцами букв.
Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально. Зажмите между указательным и средним пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).
Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).
Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками указательного и среднего пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).
6. Работа по индивидуальным карточкам:
Вставь П – зеленым цветом, Б – синим.
…аук, …ара. ан, …анан, а…тека, …уговица, а. ельсин, …енал, …улка, шай…а.
Итог : раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы.
7. Работа в тетрадях:
На доске: бел – пел
Чем отличаются слова? (Первыми буквами)
Правильно! А еще чем?
Слова различаются смыслом. Давайте докажем это, составив предложения с каждым из этих слов. (Дети составляют предложения, записывая их в тетрадь).
8. Работа с текстом.
Спишите. Подчеркните буквы П-Б.
Наш дом.
Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.
9. Подведение итогов.
Какие звуки мы сегодня повторяли?
Чем они похожи? Чем различаются?
Борис и Полина благодарят вас за то, что вы помогли им справится с заданиями. Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.