«Звук [р]». Конспект индивидуального логопедического занятия

Любовь Лигостаева
«Звук [р]». Конспект индивидуального логопедического занятия

Время проведения: 09.30 – 09.50.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Тема: Звук [р].

Цель: автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в употреблении слов и словосочетаний, насыщенных звуком [р];

- активизировать словарный запас по произведению А. Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»;

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- совершенствовать зрительное восприятие, пространственные

ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

- воспитывать усидчивость.

Тип занятия: закрепление.

Этап работы: автоматизация звука.

Организационная форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: индивидуальное зеркало, ширма, игрушка Буратино, текст загадок.

Лингвистический материал: слова и словосочетания, насыщенные звуком [р]: игрушка, Буратино, Карабас Барабас, Дуремар, Артемон, Пьеро, папа Карло, Тортилла, ширма, рукавичка, снегурочка, Сивка-Бурка, Жар-птица, раз, сторона, руки, красивый, красный, разноцветный, разбежался, ударился, разводить, добрый, терпеливый, трудолюбивый, озорной, мудрая, старая, бородатый, коварный, порядочная, грустный, рыжая, хитрая, продавец, справедливый, строгий.

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

3) Отгадывание загадок, ответы которых насыщены звуком [р].

3. Динамическая пауза «Буратино».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда приготовлена ширма с закрытыми занавесками, за ней спрятан Буратино. За ширмой раздаётся шорох, шуршание.

Учитель-логопед:

- Что за шорох? Что за шум? Кто спрятался за ширмой? (Просит ребёнка посмотреть, кто спрятался за ширмой).

Ребёнок:

- Это Буратино. Он спрятался за ширмой.

Учитель-логопед:

- Ему хочется позаниматься вместе с нами. Пригласим Буратино на наше занятие! Пусть он вместе с нами научится произносить звук [р] правильно.

(Сажаем Буратино за стол, за которым происходит занятие.)

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).

- Научим Буратино выполнять артикуляционную гимнастику.

а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка».

б) Изолированное произнесение звука [р] перед зеркалом.

2) Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

- Покажем Буратино гимнастику для пальчиков.

(Ритмично сжимать и разжимать кулаки обеих рук)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Поочерёдно загибать пальчики)

«Рукавичка», «Теремок»,

«Колобок - румяный бок».

Есть «Снегурочка – краса»,

«Три медведя», «Волк – Лиса».

Не забудем «Сивку-Бурку»,

Нашу вещую каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем,

«Репку» мы не забываем,

Знаем «Волка и козлят».

(Хлопать в ладоши)

Этим сказкам каждый рад.

3) Отгадывание загадок, ответы которых насыщены звуком [р].

Учитель-логопед:

- Буратино принёс тебе подарок. Это загадки, которые тебе нужно разгадать.

Далеко на тёплом море

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортиллой

Был подарен ключик сей,

И ещё мальчишка встретил

Добрых преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко -

Был повержен Карабас.

Как та книжка называлась?

Ты скажи-ка мне сейчас?

Ответ: «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

Ответ: Папа Карло

Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос?

Ответ: Буратино

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это?

Ответ: Карабас Барабас

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

Ответ: Мальвина

Учитель-логопед:

- Молодец! Ты разгадал все загадки Буратино!

3. Динамическая пауза «Буратино».

Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения,и слова:

Буратино потянулся, Потягиваемся.

Раз – нагнулся, два – нагнулся, Делаем наклоны вперёд.

Руки в стороны развёл, Разводим руки в стороны.

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. Поднимаемся на носочки.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

Игра «Опиши сказочного героя» (по памяти) на упражнение в употреблении слов и словосочетаний, насыщенных звуком [р].

Учитель-логопед:

- Поиграем с Буратино. Вспомним героев из его сказки и опишем их словесно. Буратино будет приятно.

- Папа Карло (добрый, терпеливый, трудолюбивый)

- Буратино длинноносый, любопытный, озорной, добрый)

- Черепаха Тортилла (мудрая, старая)

- Карабас Барабас (бородатый, злой, коварный)

- Мальвина (умная, красивая, воспитанная, справедливая)

- Пьеро (грустный)

- Лиса Алиса (рыжая, хитрая, коварная)

- Кот Базилио (хитрый, коварный)

- Дуремар (продавец пиявок, хитрый)

- Артемон (справедливый, строгий)

- Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- Назови звук, который часто встречался в словах на занятии? (звук [р])

- Назови слова с этим звуком? (Буратино, Карабас Барабас, Карло, Тортилла, Дуремар)

- Буратино пора домой. Попрощайся с ним.

Используемая литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.

3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [С] и буква «С» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ПМК Тема: «Звук и буква С» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «С».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация [ш]-[ж]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Дифференциация «Ш»-«Ж» Цель: формирование навыка дифференциации глухих и звонких.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Веселый звук [Л]» Программное содержание: Автоматизировать звук «Л» изолированно, в слогах, в словах с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Змейка Маша» Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [ш]» Цель: постановка звука [ш] Задачи: Коррекционно-обучающие: • учить правильно произносить.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [З] и буква З» Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК Тема: «Звук и буква З» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Зима» Конспект логопедического занятия Тема: Зима. Коррекционно – образовательные задачи: формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать.

Конспект индивидуального занятия «Поможем Буратино произносить звук [Р]» 1. Вводная часть Здравствуй Кирилл. Сегодня к нам на занятие придет гость, а имя его спрятано в этом конверте. Ребенку предлагаются слоги:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Звук [р]». Конспект индивидуального логопедического занятия
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 10:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

«Рождественский ангелочек» мастер-класс
Один из самых тёплых, светлых, добрых праздников - это Рождество. А какое Рождество без ангела? Ведь именно Ангелы первыми известили своим явлением пастухов...
Мастер-классы по изготовлению снеговиков (из опыта работы) к международному Дню...
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию мастер-классы, детские мастер-классы по изготовлению снеговика Работы...
Конструирование у детей в младшей разновозрастной группе
Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в...