Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах» в ДОУ

Елизавета Демехина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах» в ДОУ

Цель: сформировать умение различать по акустическим и артикуляционным признакам звуки [Ш] и [С] в слогах и словах.

Задачи:

- Корреционно-образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их акустических особенностях; установление отличительных признаков в механизме организации звуков; закрепления и уточнение словаря.

-Коррекционно-развивающие: закрепление сформированных условнорефлекторных связей на заменяемый звук; уточнение артикуляторных и акустических особенностей заменяющего звука; закрепление отличительных дифференцировок в артикуляционных и акустических признаках этих звуков; развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы; формирование навыков звукового анализа; закрепление дифференцированного произношения звуков в самостоятельном произношении.

- Коррекционно-воспитательные: развитие навыков самоконтроля, желание помочь другому, воспитывать чувство сопереживания.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.

Предварительная работа: постановка звуков [Ш] и [С], автоматизация данных звуков.

Использованная литература: Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий. Звук Ш Ж. – М. : ВЛАДОС, 2008, 18) Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М. : Владос, 2005.

Материалы и оборудование: картинки мультперсонажей, схемы артикуляции, доска и фломастер, сигнальные карточки (змея и насос, логопедические ромашки на звуки [Ш] и [С], изображения слов-паронимов, карточки со слогами и буквами.

Словарная работа: соня и шутник, слова-паронимы, салатник, стеллаж.

Ход занятия

Вводная часть.

1. Организационный момент.

Приветствие.

- Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник. Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.

- С какого звука начинается имя первого героя? [с]

- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]

- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. Расскажем сказку о веселом язычке. (Упражнения: «окошко», «чистим зубки», «качели», «чашечка»).

Основной этап

- Молодец, вот и наши герои проснулись вместе с нами улыбаются нам. А давай покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Теперь, «пошипим» для Шутника.

3. Анализ артикуляции. Разбор схем артикуляции.

- А чем различаются звуки [с] [ш]? ([с] может быть твердым и мягким, он свистящий [ш] – всегда твердый, он шипящий)

- Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш]. (При звуке [с] - губы в улыбке, при звуке [ш] - трубочкой?

- Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]? (При звуке [c] – язычок внизу, упирается в нижние зубы, при звуке [ш] – язычок принимает форму чашечки и поднимается за верхние зубы).

- Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]? (При звуке [с] воздух проходит посередине языка, воздушная струя холодная, при звуке [ш] – воздушная струя теплая).

- Теперь нарисуем схему различения этих звуков на доске.

4. Развитие фонематического слуха.

- У наших звуков есть хорошо нам известные обозначения: звук [Ш] – это змея, которая шипит, а звук [С] – это насос. Теперь с нашими сигнальными карточками сыграем «Поймай звук». Я произношу слова, а ты показываешь ту карточку, какой звук присутствует в этом слове. (посуда, шкаф, башня, стеллаж, салатник, штаны, лиса, сумка, кошелек, шапка). Молодец ты неплохо справился с заданием.

5. Дифференциация звуков в слогах

- Соня и Шустрик очень любят гулять по полянке, и перешагивать с кочки на кочку. Давай вместе с ними погуляем по полянке и пропоем их песенки. Наши герои решили помочь тебе и написали на своих кочках песенки, которые они поют. (ша-са-су-шу-шо-со-са-ши-шу-со).

6. Дифференциация звуков в словах.

- Гуляя по полянкам наши друзья собрали красивые ромашки, но пока их несли подул сильный ветер и листочки оборвал, нужно помочь им собрать ромашки снова и правильно. (две ромашки на звуки [Ш] и [С])

7. Звукослоговой и графический анализ слов паронимов.

- Отличные ромашки у нас получились. наши друзья довольны. Но вот они приготовили для нас еще одно задание для самых внимательных. Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку. Обрати внимание слова отличаются только одним звуком, но значение слова совершенно другое.

- Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].

Заключительная часть

- Молодец! Соне и Шутнику понравилось сегодня с нами играть, и они решили подарить нам буквы, которые мы учились различать, но рассыпали их, и они все перемешались. Возьми карандаш и найди наши буквы [Ш] и [С] среди других букв, обведи разными карандашами. (Проводиться упражнение на профилактику дисграфии)

8. Итог занятия.

-Какие звуки мы учились различать? Кто нам в этом помогал? Что понравилось на занятии? Что было сложным? Кто тебе ближе из наших героев, Соня или Шутник?

Оценка деятельности ребенка.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах и словах» Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах. Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах и словах» Цель: уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука «Л»; упражнять в правильном произнесении звука «Л» в слогах и словах;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление: - Познавательно-речевое.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложен. иях Цель: закрепление навыка чёткого произношения звука [Л] в слогах, словах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Р] в слогах, слова h3][/h3]х. Цель: Автоматизировать звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах. Цель: закрепление навыка правильного.

Конспект индивидуального логопедического занятия обучающегося с ОВЗ «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального логопедического занятия обучающегося с ОВЗ по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» ученица 1 А класс.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах, словах и фразовой речи» «Дифференциация звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи» Цель: 1. Закреплить навык дифференциации звуков [Л]- [Р] в слогах, словах.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах» в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 06:00
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

21 января. Международный день объятий

День объятий– неофициальныйпраздник, который появился встуденческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом и...

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для...
Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о сохранении и...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Снежные совушки» с детьми среднего...
Цель: Создать условия для закрепления умений рисовать тычком и ватными палочками. Задачи: 1. Закрепить умение работать «тычком», ватной палочкой; 2....
Консультация «Пришла Коляда — отворяй ворота!» для родителей воспитанников старшей...
Вот пришла к вам Коляда – Отворяйте ворота. Мы несём благую весть, Что у нас Спаситель есть: Он родился под звездой, Вифлеемской, золотой. Наша миссия...