Дарья Романова
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях;
- учить определять наличие и место звука [р] в словах,
- учить образовывать относительные прилагательные,
- продолжать учить звуко-слоговому анализу слов,
- продолжать учить составлению звуко-слоговых схем.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие.
- развивать слуховое и зрительное внимание
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- развивать мышление и память.
Коррекционно-воспитательные:
-Формировать положительный интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: Предметные картинки (радуга, ракета, жираф, крот, ветер, комар топор, помидор, ручка, радуга, корова, барабан, виноград, крокодил, морж, рак, морковь, горох, тигр, арбуз, ворона, индивидуальный поднос для составления звуко-слоговых схем, зеркало, поезд «с окошками», «Волшебная палочка», многоэтажный домик, «Лабиринт №2» из альбома по автоматизации звука [р] Комаровой
Ход занятия:
Организационный момент
-Сегодня хороший день, давай улыбнемся друг другу.
Постановка цели занятия
- Сейчас я буду загадывать тебе загадки, а ты постарайся разгадать и запомнить свои ответы.
-Крашеное коромысло над рекою повисло.
(Радуга)
-Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
(Ракета)
-Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев.
(Жираф)
= Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот)
-По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет.
(Ветер)
-Не зверь, не птица, носок как спица.
Летит - пищит, сядет - молчит.
(Комар)
- Постарайся вспомнить свои ответы (ответ ребенка)
Давай проговорим эти слова (радуга, ракета, жираф, крот, ветер, комар)
- Какой звук повторяется в этих словах? ([р])
- Правильно, сегодня мы будем правильно произносить звук [р] в словах и предложениях.
Чтобы звук произносить красиво, губы и язычок должны хорошо работать.
II Артикуляционная гимнастика
- Давай, повернемся к зеркалу, сядем красиво, плечи расправим, спинку выпрямим и отправим язычок в путешествие.
1-2-3-4-5- язычок пошел гулять. Увидел на площадке качели и решил на них покачаться (упражнение «Качели»).
- Вдруг мимо проскакала лошадка, звонко цокая копытами (упражнение «Лошадка»).
- Отравился язычок дальше и встретил маляра, который старательно красил забор (упражнение «Маляр»).
- Мимо прошагали барабанщики (упражнение «Барабанщики»).
- Внезапно подул легкий ветерок, на клумбе зашевелились цветы (упражнение «Ветерок», а вдали на горизонте моря появился кораблик с парусом (упр. «Парус»)
- И вдруг Язычок услышал рычание тигра р-р-р.
Закрепление произношения звука [р].
- Как рычит тигр? (р-р-р)
- Помоги тигренку правильно произнести слоги со звуком [р]
Деление слов на слоги.
- Ты любишь путешествовать?
- Сейчас мы отправимся в путешествие на волшебном поезде. Поезд повезет слова-картинки, а поедет он тогда, когда все картинки правильно займут свои места. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых один слог, во втором вагоне картинки, в названии которых два слога, в третьем вагоне - три слога. Ты поможешь картинкам занять свои места?
1 - морж, рак, тигр
2 - морковь, горох, арбуз.
3 - виноград, крокодил, ворона.
- Все слова-картинки заняли свои места, поезд отправляется.
(Во время чтения проводится пальчиковая гимнастика)
- Паровозик-паровоз, (вращательные движения кулачками)
Он по рельсам нас повез. (кулачки растираем друг о друга)
Мимо сосен и берез (растираем ладошки)
Едет чудо-паровоз. (пальчики здороваются)
Определение места звука [р] в словах.
- Посмотри, куда мы приехали.
Что за терем-теремок?
Он ни низок, ни высок.
В тереме слова живут
Нас с тобою в гости ждут.
Какой замечательный теремок, но вот жильцы теремка – слова разбежались. Давай поможем им найти свое окошко.
На первом этаже живут картинки-слова со звуком [р] в начале слова,
во втором этаже со звуком [р] в середине слова,
на третьем этаже со звуком [р] в конце слова.
1- радуга, ручка.
2- барабан, корова.
3- топор, помидор.
- Все готово. Отправляемся дальше.
Упражнение «Волшебная палочка».
Посмотри что у меня есть. Это Волшебная палочка. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: например, рукав — рукава. Какие слова не изменились?
Упражнение «Мой, моя, моё».
А теперь назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мое). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой рубанок.)
Итог занятия
- Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться.
Паровоз-паровоз
Ты куда нас повез?
Хорошо прокатил
И домой возвратил.
- Какой звук путешествовал вместе с нами? (звук [р]). Какое задание было самым сложным? Какое не вызвало затруднений? Тебе понравилось путешествие? (ответ ребенка)
Используемая литература:
1. Е. Ф. Архипова, И. В. Южанина «Логопедическая тетрадь для автоматизации звука Р».
2. Комарова Л. А. : Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника
3. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками : Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / - М. : Мозаика-синтез, 2004.
4. Спивак Е. Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет - М. : Издательство ГНОМ, 2007. - 88 с.
5. URL -ссылки:
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/01/25/rechevoy-material-dlya-avtomatizatsii-zvuka-r
https://www.logoped.ru/
https://logoped18.ru/logopedist/kartoteka-zadaniy-po-avtomatizatsii-zvuka-r.php
https://govorynchik.ru/avtom/avtomatizr/
https://logoped-fedinaen.ru/news/2014-11-16/avtomatizatciya-zvuka-r