Панкратова Алла
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков «Р» и «Л» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков «Р», «Л» в слогах, словах, предложениях.
- закреплять в речи названия цветов;
Коррекционно – развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать навык фонематического анализа;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Дифференциация звуков [Р] и [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать критическое отношение к своей речи.
Оборудование:
Зеркало, игрушка Пчела Лара, фишки для звукового анализа, аппаратура для демонстрации слайдов.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Логопед. Посмотри, к нам в гости прилетела пчела. Зовут ее Лара. Она поможет нам различать звуки «Р» и «Л» (слайд 1).
II.Основная часть
1. Артикуляция звуков
Логопед. Давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.
Ребенок.
«Р» – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит, горлышко молчит, а язычок дрожит.
«Л» – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит.
2. Артикуляционные упражнения.
Логопед. Потренируем язычок. Упражнения выполняются с опорой на программу для планшетов «Звуки Р и Рь» Серия «Мама научит»
Упражнение «Чистим зубки»
Ребенок. Широко открыв рот, «чистит» кончиком языка за верхними зубами.
Упражнение «Маляр»
Ребенок. Открыв рот, водит кончиком языка по верхнему небу, как кистью.
Упражнение «Качели»
Ребенок. Широко открыв рот, ставит кончик языка попеременно за верхние и нижние зубы.
Упражнение «Моторчик»
Ребенок. Заводит «моторчик» машины – р-р-.
Упражнение «Пароход»
Ребенок. Прижимает широкий кончик языка к верхним зубам и гудит - ы-ы-.
3. Повторяем слоги (дифференциация звуков «Р» т «Л» в слогах).
Логопед. Лара любит, летая петь песенки. Спой вместе с ней.
ла-ра-ла ала-ара-ала ал – ар - ал
лу-ру-лу улу-уру-улу ул – ур - ул
лы-ры-лы ылы-ыры-ылы ыл – ыр - ыл
ло-ро-ло оло-оро-оло ол ор – ол –ор
4. Поиграем со словами (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах).
Логопед. Назови картинки (слайд 2).
Ребенок. Роза, ромашка, костер, забор.
Логопед. Закрой глаза и повтори названия картинок.
Ребенок. Повторяет, правильно произнося «Р».
Логопед. В названии каких картинок звук «Р» слышится в начале?
Ребенок. Роза, ромашка.
Логопед. Назови картинки (слайд 3).
Ребенок. Лотос, ландыш, сокол, дятел.
Логопед. В названии каких картинок слышишь звук «Л» в конце?
Ребенок. Сокол. Дятел.
Логопед. Пчелка Лара собирает нектар с цветов. Вспомни названия цветов, которые ты называл.
Ребенок. Роза, ромашка, лотос, ландыш.
5. Найди цветок. (дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах) (слайд 4).
Логопед. Как много цветов растет на лужайке. Лара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук «Р» и «Л».
Орхидея, астра, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, одуванчик, фиалка.
Ребенок. Орхидея, астра, нарцисс, роза, ромашка. Колокольчик, ландыш, фиалка, гладиолус.
6. Имя Лара (развитие навыка фонематического анализа и языкового анализа).
Логопед. Назови по порядку звуки в слове «Лара». Выложи схему этого слова кружочками. Сколько всего звуков в этом слове? Какой первый? Третий? Раздели это слово на слоги. Придумай предложение со словами пчела Лара. Посчитай количество слов в этом предложении.
7. Физминутка (заботимся о зрении).
Логопед. Пчелка устала, собирая мед. Пусть теперь споет, а ты с ней.
К нам пчела влетела,
Влетела и запела «Ла-ла-ла…»
Вот направо полетела. (ребенок смотрит направо, не поворачивая головы)
Вот налево полетела. (ребенок смотрит налево, не поворачивая головы)
Пчелка на нос хочет сесть, (ребенок смотрит на кончик носа)
не дадим мы ей присесть (хлопок).
8. Звуки меняются местами (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах и фонематический анализ).
Логопед. Лара перелетает с цветка на цветок, а звуки «Р» и «Л» «перелетают» и меняются местами.
Рама – лама
Роза – лоза
Ром – лом
Рука – Лука
Рак - лак
8. Исправь ошибку (дифференциация звуков «Р», «Л» в предложениях).
Логопед. Пчела Лара хочет посмешить тебя. И говорит, будто она не взрослая пчела, а пчела-малышка. Исправь ее ошибки.
У камина стоит тлон
На него сел срон.
Кусают больно комалы.
Хоть и очень они мары.
В сказке фея жира
Она была добла.
Искрится лучей
От солнечных ручей.
Ребенок. Проговаривает предложение, исправляя ошибки.
III. Итог занятия.
Логопед. Попрощаемся с Ларой. Какие звуки мы учились не путать с ее помощью?
Дети. Звуки «Л» и «Р».
Логопед: Что вам понравилось на занятии?
Дети делятся впечатлениями.