МААМ-картинки

Конспект итогового занятия по дополнительной программе «Удивительный мир шахматёнка» (2 фото)

лилия ветренко
Конспект итогового занятия по дополнительной программе «Удивительный мир шахматёнка»

Конспект итогового занятия по дополнительной программе «Удивительный мир шахматёнка»

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: формирование знаний и навыков детей в шахматной игре.

Публикация «Конспект итогового занятия по дополнительной программе „Удивительный мир шахматёнка“» размещена в разделах

Задачи: закрепить названия шахматных фигур, правил их движения и правила игры. Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

Возраст: 5-7 лет

Оборудование: шахматная доска, шахматы, волшебный мешочек с шахматными фигурами, эмблемы с шахматными фигурами, пазлы –шахматные фигуры,

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар с небес,

Шахмат королевство.

Черно-белые поля

И фигур сраженье.

Ждет победа короля

Или пораженье?

Чтоб увести от страшной бездны

Фигур отважных строй железный,

Здесь очень полководец нужен,

Который с шахматами дружен!

Воспитатель: Добрый день, Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы рады приветствовать Вас на интеллектуальном шахматном турнире, на котором вы покажете свои знания и умения.

Ребята, вы познали азы гениальной игры, прикоснулись к волшебному миру деревянных фигур. Крепко и надолго подружились с игрой мудрецов.

Ребенок 1: Вся в квадратах-белых, черных

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Ребенок 2: Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют –

Гениальная игра!

Ребенок 3: Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

Ребенок 4: Ты, дружок мой, без опаски

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, смотрите, перед нашим Шахматным королевством ворота. Пройти в эти ворота сможет лишь тот, кто угадает название фигуры из волшебного мешочка (дети поочередно достают фигуру, называют ее, получают эмблему с изображением этой фигуры и занимают соответствующие места в черной и белой команде).

Воспитатель: Добро пожаловать в Шахматное королевство. Отныне вы не просто его гости, а самые настоящие жители. На Белой улице живут Белые фигуры, на Черной улице – Черные. Все жители Шахматного королевства подчиняются определенным правилам. А за соблюдением этих правил в городе следит вовсе не полиция, а наши Шахматные гроссмейстеры – Ольга Васильевна и Елена Александровна (исполняют роль жюри). Прошу их поприветствовать аплодисментами.

Жителям Белой и Черной улиц предстоит сегодня сложное испытание. Говорят, что в Шахматном королевстве появился злой колдун Шахмаед, он заколдовал наши шахматные фигуры. Вам придется применить все свои знания, ум и смекалку, чтобы расколдовать их и правильно расставить их на шахматной доске. Готовы ли вы встретиться с испытаниями лицом к лицу? Будем надеяться, что вы достойно с ними справитесь.

Задание 1 «Сила фигур»

Воспитатель: сейчас мы проверим, как вы запомнили ценность фигур

(У детей на столе лежат листы с нарисованными шахматными фигурами и цифрами. Им необходимо определить силу каждой фигуры и соотнести с цифрой)

-Вы справились с заданием и расколдовали первую фигуру. Можете поставить ее на свою шахматную доску.

Задание 2 «Что изменилось?»

Воспитатель: сейчас, чтобы справиться с Шахмаедом, нужно быть очень внимательным. Вот вам следующее задание – игра «Что изменилось?» (фигуры на доске в исходном положении, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Задача участников – определить, что изменилось на доске)

По три задания для каждой команды, гроссмейстеры следят за правильностью ответов. Дети выполняют задание и получают еще по одной фигуре.

Задание 3 «Пазлы»

Дети собирают пазл «Шахматную фигуру», кто собрал правильно и назвал ее, тот получает еще одну расколдованную фигуру от Шахмаеда и ставит ее на шахматную доску.

Задание 4 «Доскажи словечко»

Воспитатель: следующее задание: «Доскажи словечко» :

1. Скоро бой. И ждет войска

Деревянная (доска).

2. Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может (пешка).

3. Играет не простую роль

Его величество (король).

4. В «шалашах» и в «камышах»

Я услышал слово (шах).

5. В словах «матрешка» и «формат»

Я подчеркну не шах, а (мат).

6. Нужно проявить сноровку,

Чтобы сделать (рокировку).

Дети получают еще по одной расколдованной фигуре от шахмаеда и ставят на шахматную доску.

Задание 5 «Прятки».

Команды по очереди отгадывают, какая фигура спряталась под листом бумаги, из-под которой выглядывает небольшая её часть.

Каждая команда получает листы с зашифрованными названиями фигур. Их надо расшифровать.

ПЕШКА КОРОЛЬ ФЕРЗЬ

ЛАДЬЯ СЛОН КОНЬ

Дети получают еще по одной расколдованной фигуре от шахмаеда и ставят на шахматную доску.

Физминутка «Пешки»

(автор Захарова Т. В.)

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну – ка, пешки, подтянитесь,

На зарядку становитесь! (Марш на месте)

Головой мы повращаем, (Вращение головой)

Мы границы охраняем!

Смотрим вправо – смотрим влево,

Смотрим вниз и смотрим вверх (можно делать повороты головой, мы делаем гимнастику для глаз)

Мы пехота - лучше всех!

Чтоб в бою не уставать,

Надо ноги поразмять.

Приседаем, приседаем, никогда не устаем, (приседания)

На защиту короля очень смело мы идем!

Наклон- раз, наклон-два -

Не пройдет враг никогда. (Наклоны туловища в разные стороны).

А сейчас – на месте шаг. (Шаг на месте)

Встаньте пешки дружно в ряд.

Очень славно отдохнули,

И к заданиям вернулись. (Возвращаемся к работе).

Задание 6

Воспитатель: сейчас для первой команды следующее задание, я начну игру, а вы должны правильно ответить, как называется такое начало игры (воспитатель начинает игру «дебютом четырех коней»)

Для второй команды: воспитатель выполняет короткую рокировку, дети должны ответить, как называется этот ход.

Дети получают еще по одной расколдованной фигуре от шахмаеда и ставят на шахматную доску.

Задание 7 «Загадки»

Стою на самом краю,

Путь откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (ладья)

Не живет в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон)

Этот маленький солдат,

Лишь команды ждет.

Чтоб с квадрата на квадрат,

Отправиться вперед! (пешка)

Фигура эта не проста,

Грива есть, но нет хвоста.

Ход похож на уголок –

Клетка прямо, клетка вбок. (конь)

Идет по полю важный,

Его уважает каждый,

Может ходить по-разному он,

И как ладья, и даже как слон (ферзь)

Идет и озирается,

Пугается всего,

Когда игра кончается,

То в плен берут его. (король)

Дети получают еще по одной расколдованной фигуре от шахмаеда и ставят на шахматную доску

Задание 8 «Кто больше назовет правил игры в шахматы».

1. Взялся за фигуру – ходи.

2. Отпустил руку-ход сделан.

4. Хочешь поправить фигуру- скажи «Поправляю».

5. Игру следует довести до конца.

6. Надо поздравить выигравшего с победой.

7. Перед началом встречи соперники обмениваются рукопожатием.

8. Выигравший получает очко, проигравший – 0.

«Вопросы от фигур»

Воспитатель: чтобы получить все пешки, нужно правильно ответить на вопросы от фигур. (Участники команд по очереди подходят к шахматной доске и берут любую из фигур. На основании фигуры приклеен номер вопроса. Если участник не может ответить на вопрос, ему помогает команда. Если ответ верный, то Шахмаед отдает пешку.).

Гроссмейстеры следят за правильностью ответов участников и команд.

ВОПРОСЫ БЕЛОЙ КОМАНДЕ:

1. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)

2. Чей ход всегда первый? (белых)

3. Как бьёт (рубит) пешка? (наискосок на одно поле)

4. Чем конь отличается от всех остальных фигур? Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

5. Назови правило постановки ферзя белого и черного.

6. Каких фигур больше всего на шахматной доске, сколько их?

7. Что такое «шах»?

8. Как ходит ферзь?

ВОПРОСЫ ЧЕРНОЙ КОМАНДЕ:

1. Между какими фигурами на доске стоит конь?

2. Как ходит ладья?

3. Что такое «мат»?

4. Как ходит король?

5. Что такое «превращение пешки»?

6. Какая фигура остается на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается?

7. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?

8. Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

Итоговая часть

Воспитатель: вы доказали, что являетесь настоящими любителями этой замечательной и очень полезной игры – Шахматы. Слово нашим гроссмейстерам….

Жюри подводит итоги. Вручают каждому ребенку

- Быть честным в игре, соблюдать все правила: «Клянемся».

- Уважать своего соперника, не мешать ему думать: «Клянемся».

- Не расстраиваться в случае проигрыша и не смеяться над проигравшим: «Клянемся».

- После окончания партии в знак уважения к сопернику пожать друг другу руку: «Клянемся».

Рефлексия

А сейчас давайте снимем наши шахматные фигуры (эмблемы) и с помощью фломастеров нарисуем на их лицах наше настроение, которое осталось у нас после посещения Шахматного королевства.

Вы заслужили все достойные награды

И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи, до свиданья!

Конспект итогового занятия по дополнительной программе «Удивительный мир шахматёнка»
Фото «Удивительный мир шахматёнка»
Публикации по теме:

Аннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольникамиАннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольниками Аннотация к общеразвивающей дополнительной программе художественной направленности, по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Перспективное планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки». Часть 5 Январь 1. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Поющие горки» Цель. Развитие слухового внимания, умение слышать понижение и повышение голоса.

Перспективное планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки». Часть 6 .

Перспективное планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки» (часть 7) Март 1. Чтение потешки «Ай качи, качи, качи…» Цель. Вызвать желание слушать потешку, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова.

Планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки». Часть 3 Ноябрь 1. Чтение потешки «Наши уточки с утра…» Цель. Учить понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них.

Планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки» (продолжение) Октябрь 1. Чтение потешки «Ладушки, ладушки…» Цель. Вызвать желание слушать потешку, подговаривать слова. Методы и приемы. 1. Чтение потешки.

Планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки» Сентябрь 1. Рассказывание сказки «Курочка ряба». Цель. Учить детей слушать сказку в обычном пересказе, формировать способность к обобщению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по дополнительной программе «Удивительный мир шахматёнка»
Опубликовано: 19 января 2023 в 15:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД