Татьяна Попова
Конспект конкурсного занятия «Поиски пропавшего подарка» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки порядкового счета до 12, количественного счета до 10;
- уточнить знания об образовании числа 10;
- закреплять умение решать простые арифметические задачи;
- формировать умения различать часть и целое, упражняя в приемах деления круга на 2 части;
- развивать способность самостоятельно ориентироваться в пространстве, опираясь на условные обозначения в карте, определять направления движения;
Публикация «Конспект конкурсного занятия „Поиски пропавшего подарка“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- обогащать активный словарь понятиями: статическое электричество, скрипичный ключ;
- формировать элементарные научные представления о возникновении статического электричества, свойствах песка, о свойствах тяжелых предметов увеличивать уровень воды.
Развивающие:
- развивать умение работать в команде;
-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
-развивать познавательно-исследовательский интерес к простейшим экспериментам;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Воспитательные:
- воспитывать дружелюбие, отзывчивость;
-формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: телевизор, 2 коробки, энциклопедия, пазлы, карта, фишки с цифрами, воздушные шары, шерстяные вещи, 4 емкости, 4 яйца от киндер сюрприза, карточка с задачей, круги 13 шт., ленты 13 шт., скрипичный ключ, магнитофон, 12 емкостей с трубочками, 12 карточек с точками и цифрами, числовой домик, 6 схемы – опытов, мольберт, емкости с песком, камнями, ракушками.
Приемы работы:
1. Приемы постановки цели и мотивация деятельности детей : погружение в игровую проблемную ситуацию.
2. Приемы активизации деятельности детей на занятии : создание проблемной игровой ситуации.
3. Приемы организации практической деятельности: экспериментирование, выполнение математических заданий.
4. Приемы поддержки интереса: введение интересных экспериментов, объяснение физических явлений.
5. Приемы оценки и самооценки: вопросы
Планируемые результаты:
У детей сформированы навыки количественного и порядкового счета в пределах 20, отмечается наличие умений образовывать число 10, умение решать простые арифметические задачи.
Виды детской деятельности в занятии : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
Области Формы организации
детской деятельности Решаемые задачи
Познавательное развитие Игра –экспериментирование с воздушными шариками, водой, песком;
проблемная ситуация «Деление круга на 2 части»;
игровое упражнение «Посчитаем воздушные шарики»;
дидактическая игра «Составь числовой дом»;
игровое упражнение «Реши задачу»;
дидактическая игра – квест
-формировать элементарные научные представления о возникновении статического электричества, свойствах песка, о свойствах тяжелых предметов увеличивать уровень воды;
-развивать познавательно-исследовательский интерес к простейшим экспериментам;
- развивать умение работать в команде;
-формировать умения различать часть и целое, упражняя в приемах деления круга на 2 части;
- развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
-совершенствовать навыки порядкового счета до 12;
-уточнить знания об образовании числа 10;
- закреплять умение решать простые арифметические задачи;
-развивать способность самостоятельно ориентироваться в пространстве, опираясь на условные обозначения в карте, определять направления движения;
- воспитывать дружелюбие и отзывчивость.
Речевое развитие Пояснение
Беседа
- обогащение активного словаря понятиями: статическое электричество, скрипичный ключ;
-формировать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
Социально-коммуникативное развитие Работа в микрогруппах,
в парах
- развивать умение работать в команде;
-формировать навыки самоконтроля
Физическое развитие Физминутка от Фиксиков -способствовать удовлетворению двигательной активности детей
Художественно – эстетическое развитие Пение под фонограмму
«Фиксики» -развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
План занятия :
5. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Мотивация.
Целеполагание
6. Основная часть:
Введение в развивающую ситуацию.
Актуализация знаний и умений
Познавательные действия:
игра –экспериментирование с воздушными шариками, водой,
песком;
проблемная ситуация «Деление круга на 2 части;
игровое упражнение «Посчитаем воздушные шарики»;
дидактическая игра «Составь числовой дом»;
игровое упражнение «Реши задачу»;
Пояснение.
Беседа.
Музыкальная физминутка.
7. Заключительная часть:
Рефлексия
Подведение итогов
8. Длительность занятия
5 мин
20 мин
5 мин
30 мин
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу с подарочной коробкой.
В: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. Я рада встречи с вами. И так как я у вас впервые, то пришла не с пустыми руками, а с подарком.
Вручаю коробку детям. Они ее открывают, а в ней пусто.
В. : ничего не пойму, куда же исчез мой подарок?
На экране появляется Злой Файер (герой мультфильма «Фиксики»).
Ф: Ха-ха-ха! Я спрятал ваш подарок в тайник.
В: Зачем ты это сделал?
Ф. : Да мне нравится делать всякие неприятности окружающим, еще я люблю все ломать и прятать. Вы, конечно можете найти подарок, но, думаю, вам это не под силу, потому что я его не только спрятал, но еще заколдовал. Колдовство непростое, а математическое. Найти и расколдовать подарок смогут только люди, которые знают математику.
В: Ну вот, ребята, мне никто теперь не сможет помочь. Присаживается на стул, вздыхает, опустив голову. И что же теперь делать? Ребята, а вы не знаете, кто мне может помочь?
Д. :
В. : Вы? Вот спасибо! Но вас ждут испытания. Вы готовы к ним?
На экране появляется.
Дедус: Здравствуйте ребята, я вижу, что Файер взял без разрешения мои приборы и набрался электричества, а в этом состоянии он очень любит проказничать. Вы не переживайте я дам вам карту, следуйте ей и вы сможете найти пазлы, которые покажут место, где спрятан ваш подарок.
На экране появляется карта.
В. : Ребята, как вы думаете, чтобы выполнить задания и найти подарок, что вы должны уметь и знать?
Дети: варианты ответов.
В. : Сможете? Я верю в вас! С чего, ребята, мы начнем наши поиски? посмотрите внимательно карту.
Д: от слова СТАРТ идем прямо до фишки с треугольником.
Задание 1
Дети находят место, обозначенное треугольником. На стене висит воздушный шарик, на столе лежит несколько пазлов с разными цифрами. Стоят контейнеры, в которых лежат воздушные шары.
В: Как вы думаете, что необычного в этом воздушном шаре, почему он держится на стене и не падает?
Ответы детей.
В. Как ты думаешь? А почему он не падает, может его магнит держит?
Проверяет ответы детей (посмотреть, подергать и т. д.)
В: шарик не падает потому, что он наэлектризовался. Давайте я вам покажу.
(воспитатель показывает). Попробуйте это сделать вы.
Дети берут шарики, трут о шерстяную ткань и крепят к стене.
В: Что мы узнали из этого опыта?
Д:
ВЫВОД: в результате натирания шарика о волосы, шерстяную нитку, мех возникает статическое электричество, оно удерживает шарик на стене.
В: ребята, как вы считаете, что нам нужно сделать с этими шариками? Как узнать, сколько у нас шариков?
Д: посчитать.
Дети считают шарики. Всего их 12.
В: посмотрите внимательно, есть пазл с таким числом?
Дети выбирают пазл с числом 12 (1)
В. : Ребята, вы смогли выполнить задание №1? Почему смогли (не смогли?
В. : Смотрим по карте, где следующее второе задание.
Дети рассматривают карту и решают, куда им идти дальше.
Задание 2
Перед детьми стоит 4 емкости с узкими горлышками, наполовину заполненные водой. В воде лежат яйца от киндер-сюрприза, в одном из которых спрятано задание. Рядом стоят чаши с камушками, ракушками и несколько пазлов от фотографий с числами.
В: как вы думаете, где может быть спрятана подсказка?
Д: может быть в яйце от киндер-сюрприза?
В: Ребята у вас на столах много тяжелых предметов, подумайте, как мы сможем достать яйцо из воды, не намочив рук?
Д: нужно насыпать в бутылку камней, песка, ракушек. Вода поднимет яйцо наружу.
В: отлично, так и сделаем. Предлагаю разделиться на группы по 3 человека. Каждая группа приступает к работе. Дети насыпают материалы, достают яйцо.
В. : Ребята, как вы думаете, увеличилось ли количество воды?
Д. :
В. : Нет, но уровень воды стал выше. Почему?
Д. :
В. : Уровень воды повышается за счет погружения в нее тяжелых предметов.
В яйце находят задачу. Решение этой задачи - номер нужного пазла фотографии.
ЗАДАЧА: Симка положила в помогатор 8 инструментов, а Нолик на 3 инструмента меньше. Сколько инструментов положил в помогатор Нолик?
Д: 5
В. : А как вы получили ответ?
Д. : 8-3=5
В: значит с каким числом нам нужен пазл?
Дети находят еще один пазл от фотографии. (2)
В. : Ребята, почему у нас с вами получилось выполнить второе задание? Можем ли мы сейчас найти место, где лежит подарок?
Д. : варианты ответов
Дети рассматривают карту, а на ней круг. Отправляются дальше. Дети находят фишку с кругами по количеству детей и один круг для воспитателя. Возле кругов лежат ленты, пазлы с цифрами.
В: Ребята, мы пришли на место, где на карте нарисован круг, Слышится голос Злого Файера
Злой Файер: Вам необходимо разделить круг на две равные части и тогда я сниму колдовские чары с вашего подарка. А, вы не знаете, как это сделать? ХА ХА ХА. Я так и знал, что у вас ничего не получиться!
В: Ну что ребята, придётся отправляться не солоно хлебавши в детский сад. Но может у нас все- таки получиться, что то предпринять, чтобы выполнить и это трудное задание. Внимательно посмотрите вокруг. Что вы видите?
Д. : Ленты, пазлы с цифрами, круги
Воспитатель: ребята, как вы думаете, для чего можно использовать ленту?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: молодцы ребята! А кто скажет, что нужно делать, если чего-то не знаешь?»
Как можно разделить наш круг этой лентой? На сколько частей?
Воспитатель предоставляет сделать детям задание самостоятельно, а потом предлагает посмотреть, как он это сделает на своем круге.
В. : Ты на сколько частей смог разделить круг? А ты? У кого -нибудь получилось по-другому?
Дети приходят к выводу.
В. : круг одной лентой можно разделить только на две части.
В: какое число нам будет подсказкой?
Д: 2
Дети берут пазл с цифрой 2.
Воспитатель: Ребята, что мы смогли сделать? Как у нас это получилось?
В: Давайте обсудим, куда нам двигаться дальше? Рассматривают карту и определяют, что двигаться нужно к скрипичному ключу.
Звучит музыка «Физминутка от Фиксиков»
Дети и воспитатель танцуют.
В: Давайте обсудим, куда нам двигаться дальше?
Д: до фишки с прямоугольником
Задание 3
Перед детьми стоят одинаковые закрытые емкости с трубочками. На дне каждого контейнера под песком спрятана фишка с разным количеством точек, карточки с цифрами от 1 до 9. Также на столе лежат пазлы с разными числами и схема опыта.
В: ребята, как вы думаете, где здесь может быть спрятана подсказка?
Д: в песке ….
В: возможно. Чтобы узнать, правы мы или нет, занимаем свои места (дети садятся за столы). Нужно пододвинуть к себе карточки-схемы, лежащие на столе. На ней нарисовано, как мы должны проводить данный опыт.
Что мы будем делать, чтобы найти подсказку.
Д: подуть в трубочку на песок.
В: действуйте.
В: Ребята, объясните, что произошло с песком?
Д. : рассыпался в стороны, двигается.
В. : Сухой песок под воздействием воздуха двигается, так как он состоит из отдельных песчинок, которые между собой не слипаются
В. : Вы нашли подсказки?
Д. : …
В: Перед вами карточки с числами, вам нужно взять карточку с числом равным количеству найденных точек.
В: молодцы, все подобрали нужное. А теперь предлагаю разделиться на пары по цвету трубочек.
Дети встают парами.
В: посчитайте, какое число получится, если сложить числа в каждой паре?
1+9; 2+8; 3+7; 4+6; 5+5; 6+4; 7+3
Д: Какое число у всех получилось?
Д. :10.
В. : значит нужен пазл с каким числом?
Д. : 10
Дети выбирают нужный пазл фотографии (4)
В: Ребята почему у вас получилось выполнить это задание?
Д. :
Р. : ребята, посмотрите на карту. Куда дальше идти?
Д: мы прошли всю карту.
В: значит мы собрали все пазлы.
Дети на паласе собирают фотографию.
В: где же это место? Вы догадались?
Дети ищут место, которое на фотографии.
Все вместе находят секретное место и коробку с подарком, открывают коробку, в ней энциклопедия.
В: ребята, вы знаете, что это за книга?
Д: энциклопедия
В: эта книга вам поможет узнать много нового.
В: ребята, для чего мы выполняли задания?
На экране Файер в прежнем состоянии и Дедус и говорят. (слова из мультика).
Дедус: Я рад, что вы нашли подарок и спасибо за помощь Файеру. Файер теперь ты понял, что поступил не правильно.
Файер: Я все понял, извините меня пожалуйста, больше так не буду.
В. : Какие препятствия встретились нам на пути?
Кому мы помогли?
Как на это удалось?
Какие знания пригодились?
За что можете себя похвалить?
Воспитатель может частично ответить за детей : «Вам удалось, потому что вы узнали … (научились)».
В: ребята, спасибо вам за помощь, которую вы мне оказали. Можете вместе рассмотреть энциклопедию.