МААМ-картинки

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [м] и буква М»

Марина Лобастова
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [м] и буква М»

Задачи:

- познакомить детей со звуком и буквой «М»;

- уточнить артикуляцию и характеристику звука «м»;

- формировать умение определять место звука в слове, называть слова на заданный звук, составлять и печатать букву;

- продолжать учить составлять обратные и прямые слоги из символов и букв разрезной азбуки;

- развивать ориентировку в пространстве, фонематический слух, восприятие, внимание, память;

- улучшать координацию движений, нормализовать речевое дыхание;

- воспитывать интерес к учебному процессу и предупредить утомляемость детей во время процесса.

Публикация «Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [м] и буква М“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, раздаточный материал по количеству детей (зеркала, счётные палочки, тетради, ручки, символы звуков, кассы букв).

Ход НОД

(слайд 1-пустой)

1. Организационный момент.

(Дети встают вокруг логопеда.)

- Здравствуйте, ребята!

Настроение есть – есть,

Улыбки всегда – да,

Тогда начинать нам пора!

2. Основная часть.

Введение в тему занятия

(пробел)

- Что это? (Это дом.) Какой последний звук вы услышали в слове дом? (В слове дом последний звук "м"). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуком «м» и познакомимся с буквой «М». (слайд 2-пустой)

Характеристика звука «м» по артикуляционным и акустическим признакам

- Посмотрите на мои губы. Когда мы произносим звук «м», губы сначала чуть-чуть сердятся, потом воздушная струя как бы раздвигает их.

- Возьмите зеркала и произнесите многократно, не спеша, звук «м». Убедитесь, так ли это. (Дети выполняют.)

- Так чем мы произносим звук «м»? (Звук «м» мы произносим губами.)

- Скажите, какой звук «м»: гласный или согласный и почему так решили? (Звук «м» согласный, потому что есть преграда для воздушной струи и поэтому звук не поётся.)

(Ладошкой правой руки дети прикрывают рот, делая преграду для воздушной струи.)

- Положите ладошку на горло и произнесите звук «м». Голосок поёт или спит? (Голосок поёт.) Значит, звук «м» - не глухой, а наоборот, какой? (Звонкий.)

(Правая рука согнута в локте, кисть с растопыренными прямыми пальцами опущена вниз (в форме колокола).

- Звук «м» твёрдый, как камушек или мягкий, как травка? (Звук «м» - твёрдый.)

(Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.)

- Согласный твёрдый звук «м» мы тоже будем обозначать кружочком … синего цвета.

- Ещё раз скажем и покажем, какой звук «м». (Звук «м» - согласный, твёрдый, звонкий.)

(Логопед по необходимости помогает.)

Упражнение «Покажи и скажи»

(Логопед себе и детям предварительно обрабатывает руки антисептиком.)

- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «м». Вот так. (Логопед показывает образец.)

Произнося звук «м-м-м…», логопед подносит указательные пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычит», затем слегка отводит их в сторону. Далее дети показывают и произносят звук «м» вместе с логопедом.

Проговаривание слогов с движениями рук

- Продолжаем упражняться. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём слог «ам» на одном дыхании, не останавливаясь. Вот так. (Логопед показывает образец: на звук «а» разводит руки в стороны; на звук «м» подносит пальцы к губам. Далее дети показывают и произносят слог «ам» вместе с логопедом.)

- Какой первый звук в слоге «ам»? (В слоге «ам» первый звук «а».) Покажем и произнесём звук «а». (Руки вытягиваем вперёд, соединив ладони. Произнося «а-а-а», плавно разводим руки в стороны ладошками вверх.) Какой второй звук в слоге «ам»? (В слоге «ам» второй звук «м».) Покажем и произнесём звук «м». (Приложить пальцы к губам.)

- Поменяем местами звуки «а», «м». Какой слог получится? (Получится слог «ма».) Покажем и произнесём слог «ма» на одном дыхании, не останавливаясь. Вот так. (Логопед показывает образец: движение на звук «м» плавно переходит в движение на гласный «а».)

- Какой первый звук в слоге «ма»? (В слоге «ма» первый звук «м».) Покажем и произнесём звук «м». (Приложить пальцы к губам.) Какой второй звук в слоге «ма»? (В слоге «ма» второй звук «а».) Покажем и произнесём звук «а». (Развести руки в стороны.)

(Работа со слогами «ом-мо», «ум-му» проводится аналогичным способом.)

Знакомство с буквой «М»

(Дети присаживаются на свои места.)

- Давайте познакомимся с буквой «М». Внимание на экран. (пробел)

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

- Сколько элементов у буквы «М»? (У буквы «М» 4 элемента.) Какие? (2 палочки прямые и 2 наискосок.) Какой звук обозначает буква «М»? (Буква «М» обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук «м».)

Составление буквы «М»

- Давайте покажем букву «М». Для этого предлагаю встать, выбрать себе пару, взяться за руки и изобразить букву «М».

Взявшись за руки, мы встали

И на «М» похожи стали.

- Посмотрите, как можно составить букву «М» из пальчиков.

(Ладони обеих рук направлены вниз. Большие пальцы соединяются под острым углом кончиками, указательные – прямые, остальные пальцы прижаты к ладоням.)

- Присаживайтесь на свои места. Попробуйте самостоятельно сложить букву «М» из палочек. (Дети выполняют.) (слайд 3-пустой)

Показ написания буквы «М»

(Логопед показывает правильное написание буквы «М» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.)

- Посмотрите, как пишется буква «М». Сначала проводим левую вертикальную палочку высотой в две клеточки, затем отступив вправо одну клеточку, проводим правую вертикальную палочку тоже высотой в две клеточки. Затем находим центр между нижними точками начерченных линий и соединяем их с верхними концами.

Обучение написанию буквы "М"

- Попробуйте написать букву «М» в воздухе.

(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)

- Напишите букву «М» обратной стороной ручки на ладошке.

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- Ребята, а сейчас букву «М»: обведите по контуру, соедините по точкам и напечатайте самостоятельно. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами. (Дети выполняют.)

Составление обратных и прямых слогов из символов и букв разрезной азбуки

- Когда собираются вместе гласный и согласный звуки, что получается? (Получается слог.)

- Обозначьте слог «ам» соответствующими символами и буквами. (Дети выполняют. Логопед при необходимости помогает.) Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)

(Логопед напоминает, что в буквы в слоге пишутся рядом.)

- Поменяйте кружочки местами. Кто скажет, какой новый слог получился? (Получился слог «ма».) Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)

(Логопед напоминает, что 2-ой слог печатается, пропустив в тетради одну клетку вправо.)

(Аналогично выстраивается работа со слогами «мо-ом», «ум-му».)

- Ребята, а слоги (правая рука согнута в локте на уровне груди, а ладошка левой руки делит слово (правую руку) пополам) «ам-ма», «мо-ом», «ум-му» что-то обозначают? (Ничего не обозначают.) А если слоги начинают дружить, например, «ма-ма», то что получится? Правильно, слово (правая рука согнута в локте на уровне груди). Слова всегда что-то обозначают: предметы (кто? или что) - правая рука согнута в локте на уровне груди; действия (что делают эти предметы) - две руки на уровне груди, параллельные друг другу, согнуты в локтях; признаки (какие это предметы) - правая рука делает волну на уровне груди.

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «м».) Какой звук «м»? (Звук «м» согласный, твёрдый, звонкий.) Какой буквой он обозначается? (Звук «м» обозначается буквой «м».) Придумайте или вспомните слово с твёрдым звуком «м» и определите место звука «м» в слове, показывая жестом: в начале (левая рука вытянута в левую сторону, в середине (обе руки сложены на груди) или в конце (правая рука вытянута в правую сторону). (Например, я придумала слово «маяк», где звук «м» находится в начале.)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_3tsbq.ppt | 461,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект кружкового занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста «Буква О и звук [О]. Закрепление» Буква О, звук [О] (закрепление)Цель:подготовка детей к обучению грамоте. Задачи: узнавать букву среди других букв, называть букву,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [м] и буква М»
Опубликовано: 29 декабря 2019 в 21:08
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД