ольга никольская
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа).
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: занятия : дифференциация согласных звуков К - Г.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- учить дифференцировать звуки Г-К по акустико-артикуляторным признакам;
- закреплять понятий «твердый – мягкий» звук;
- закреплять понятия «гласный» и «согласный звук» ;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект логопедического занятия: „Дифференциация звуков [К] — [Х]“ (подготовительная группа),» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать внимание, оптико-пространственные отношения;
-развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений;
-формировать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувства уверенности в себе;
воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.
создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.
Оборудование:
1. Конверты с картинками (кувшин, халат, кукла, холодильник, книга, хобот);
2. Схема характеристики звуков;
3. Индивидуальный материал для составления звуковых схем слов;
4. Демонстрационный материал для составления звуковых схем слов;
5. Магнитная доска;
6. Дидактическое пособие «Весёлый поезд»;
7. Изображения предметов с недостающими деталями, в названиях которых есть звуки [К] и [Х] (халат без рукава, слон без хобота, заяц без уха, дом без окон, машина без колёс) – на каждого ребёнка;
8. Простые карандаши (на каждого ребёнка).
1. Оргмомент.
- Все картинки у нас перемешались. Давайте мы их разберём.
- Вправо мы отложим картинки, где в названии которых есть звук [К], а влево картинки, в названии которых есть звук [Х].
- При произнесении слова обязательно скажите, где находится данный звук в слове – в начале, в середине или в конце.
- Сегодня мы буде с вами выделять звуки К и Х в словах, но прежде чем их правильно говорить, мы сделаем зарядку для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика:
1. Покусать язык. (Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.)
2. «Наказать непослушный язык». (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».)
3. «Лопаточка». (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
4. «Горка». (Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.)
5. «Горку построим — горку разрушим». (Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.)
6. «Ветерок дует с горки». (Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.)
3. Различение звуков [К] и [Х].
- Произнесите звук [К]
- Дайте ему характеристику.
Дети: звук [К] - согласный нельзя петь; глухой – горло «молчит»; твёрд. – произносим твёрдо, краткий.
- Произнесите звук [Х]
- Дайте ему характеристику.
Дети: [Х] – согласный нельзя петь; глухой – горло «молчит»; твёрд. – произносим твёрдо, длительный.
- А теперь приготовьте свои ладошки, если услышите звук [К] – хлопните, если звук [Х] – топните :
а) в звуковом ряду : К, П, Х, Т, П, К, П;
б) в слоговом ряду : АХ, АК, ОП, ХО, УХ, КУ, ИХ, ХА…;
в) в ряду слов: хлопушка, краски, крокодил, акробат, хоровод, картофель, карнавал, хворост, хвастать;
г) воспроизведение слоговых рядов
- Ребята, повторяйте за мной слоги:
КА-ХА-ХА ХА-ХА-КА
КА-КА-ХА ХА-КА-КА
КА-ХА-КА ХА-КА-ХА
д) игра «Скажи наоборот»
- Я буду говорить слоги и слова с одним звуком [К], а вы с другим [Х].
• Например, КА – ХА.
КА, КО, КУ, КЫ, КЭ,
АК, ОК, УК, ЫК, ЭК.
Сох, мох, бах, сух, мах, муха.
- Молодцы! Вы всё правильно выполнили!
4. Игра «Живые звуки»
- Ребята, посмотрите на магнитную доску.
- Кто-то перепутал все буквы.
- Давайте подумаем вместе, какие слова тут были напечатаны.
Х А У М
К А У К Л
Т О О Б Х
Г И Н А К
МУХА КУКЛА ХОБОТ КНИГА
5. Физкультминутка «Ветер» :
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
6. Игра «Доскажи словечко» - упражнение в употреблении количественных числительных 1, 2, 5 в косвенных падежах с существительными.
- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко», употребляя слова один, два, пять.
Рано утором мы услышали пение … голосистых(1, 2, 5)
Мама поставила на стол букет из … красных(1, 5)
В комнате …. широких(1, 2, 5)
Дети сложили домик из (5)
Спортсмены вышли в море на (1, 5)
- Молодцы!
7. Игра «Закончи слово»
- А сейчас мы поиграем в другую игру.
- Я буду говорит начало слова, а вы будете добавлять звук [К] или [Х] и произносить его полностью.
ЛУ., МО., МЕ., СО., ПЕСО., ПУ., МА., ЛОПУ., СУ., ВОЗДУ., НОСО. ,
ЗАПА., ВЕНИ., МАЯ., УСПЕ., ВЕНО., ГАМА.
- Молодцы! Все справились с заданием!
8. Печатание в тетради слогов.
- А сейчас откройте свои тетради, садитесь правильно, возьмите карандаши и, будем писать слоги, которые у вас напечатаны, но вначале прочтём их.
9. Звуковой анализ и составление звуковых схем слов «кот» и «ход» :
- Давайте вспомним, как вы умеете выкладывать звуковые схемы слов. Сколько звуков в слове «кот»? (3 звука : [к], [о], [т]). Сколько квадратиков для схемы понадобится? (3)
Дети выкладывают схему слова каждый у себя, а логопед – на доске.
- Какой 1-й звук в слове «кот»? ([К] – синий квадрат)
- Какой 2-й звук? ([О] – красный квадрат)
- Какой 3-й звук? ([Т] – синий квадрат)
- Сколько всего звуков? Сколько гласных? Какой? Сколько согласных? Какие?
- Сколько слогов? (1) Почему? (в слове только 1 гласный звук)
Аналогично проводится звуковой анализ и выкладывание схемы слова «ход».
- Посмотрите на обе схемы слов. Они разные или одинаковые? Отличаются ли эти слова произношением? Что разного в словах? (в слове «кот» 1-й звук [К], а в слове «ход» - [Х]).
Здесь берётся во внимание только звуковое оформление слова «ход» - [хот], а не буквенное.
10. «Весёлый поезд» :
К нам приехал поезд, поезд не простой, а со слогами (на доске – изображение поезда с тремя вагонами, на столе у каждого ребёнка – по 2 картинки). Нужно поселить в 1-й вагон картинки со словами, в которых 1 слог, во 2-й вагон – картинки со словами, в которых 2 слога, в 3-й вагон – картинки со словами, где 3 слога (дети выходят к доске и крепят картинки в соответствующие вагончики, озвучивая свой выбор).
11. Составление предложений со словом «нет» и дорисовывание рисунков:
Посмотрите у вас на столах лежат картинки ( на столах у детей изображения предметов с недостающими деталями: заяц без уха и т. п.). Но, по-моему, художник не дорисовал свои рисунки. Внимательно рассмотрите их и составьте предложения со словом «нет» (У халата нет рукава.)
- Назовите в этих предложениях слова со звуками [К] и [Х] (рукав, халат).
- А теперь дорисуйте недостающие детали (дети простыми карандашами дорисовывают халату – рукав, зайцу – ухо, слону – хобот, дому – окна, машине – колёса).
9. Подведение итогов.
- Какие звуки мы сегодня выделяли на занятии?
- Чем они отличаются друг от друга при произношении?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Оценивается работа каждого ребёнка.