Получи документы

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»

Наталья Пахомова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»

Конспект организованной коррекционно-развивающей деятельности на тему: «Автоматизация звука [л]».

Коррекционно-образовательные задачи: автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных во множественном числе, употребление существительных в форме родительного падежа). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложения.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи: Совершенствование продолжительного выдоха, артикуляционной, мелкой моторики и координации речи с движением. Развитие высоты голоса, интонационной выразительности, фонематического восприятия, связной речи, воображения и творческих способностей.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

ППРС: большая песочница, индивидуальные песочницы по количеству детей, индивидуальные зеркала, персонажи из сказки о Язычке (Язычок, лягушата, змея, лошадка, лодка, фигурка маляра, грибы, персонажи и атрибуты для создания сюжета русской народной сказки «Три медведя», карта «клада», коктейльные трубочки, предметные картинки для автоматизации звука [л], карточка с изображением буквы Л, дидактическое пособие «Звукоград», игрушка Звуковичок, деревянные палочки, наборы счетных палочек по количеству детей, сюжетная картинка «Вкусные булочки», «Волшебная палочка», игрушки: кукла мальчика, столик, стулья, посуда, булочки, полотенце, влажные салфетки, урны для использованных салфеток.

Ход коррекционно-развивающей деятельности:

I.1. Оргмомент.

Здравствуй Виктория! Я очень рада тебя видеть. Сегодня мы снова будем играть с песком.

2. Логопед : напомни мне правила игры в песочнице?

Ребенок: (песок не должен высыпаться за бортики песочницы, при выполнении дыхательной гимнастики нужно контролировать силу выдыхаемой воздушной струи, нельзя обсыпать себя и друг друга песком, так как песок может попасть в глаза, нос, рот; нельзя пробовать песок на вкус; отряхивать руки только над песочницей;

Логопед : Правильно

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Это мирная страна.

Дети поняли меня?

II.1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с игрой пальчиками в песке.

[Совершенствование артикуляционной и мелкой моторики]

Логопед : давай вспомним сказку о Язычке и поиграем пальчиками в песке.

Логопед выставляет на стол игрушки-персонажи по ходу рассказывания сюжета сказки.

Жил-был маленький Язычок, был у него друг лягушонок, с которым Язычок веселился. Давайте и мы превратимся лягушонка.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение.

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки - я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

Песочница: выполняют похлопывания ладонью ведущей руки по поверхности песка.

Повеселился Язычок лягушонком и пошёл дальше гулять (пальчики шагают по песку). Вдруг в кустах что-то зашевелилось, и Язычок увидел, что это. змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.

Песочница: двигать ладонью по поверхности песка вперед назад вместе с язычком

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше (пальчики шагают по песку). Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я - весёлая лошадка, тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.

Песочница: щелкать языком и одновременно по песочной поверхности всеми пальцами имитировать скачку лошади по песку.

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Песочница: ладони сложить «лодочкой» и двигать по поверхность песка.

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал (пальчики бегут по песку) по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Песочница: превратить ладонь в «кисть маляра» и легкими прикосновениями кончиков пальцев как бы красить поверхность песка.

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

(Возьмите грибочки и вставьте их в песочную поверхность).

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем, гриб в лукошко мы положим.

Насобирал Язычок грибов пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Песочница: положить пальцы на поверхность песка, а затем двигать всеми пальчиками обеих рук «игра на рояле».

Логопед : молодец, ты хорошо выполняла артикуляционную гимнастику.

III. Сообщение темы занятия. Сегодня мы будем слушать, и произносить звук [л].

Логопед : Вика, произнеси звук [Л — Л — Л] - (многократное произнесение).

Логопед : В каком положении у нас губы, зубы, где находится язык?

2. Артикуляционный уклад звука [л]

Дети: Зубы разомкнуты, губы разомкнуты в сильной улыбке, кончик языка прижат к альвеолам, по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух.

Логопед : Звук [л] – согласный, твердый, звонкий обозначается синим кружком с колокольчиком.

[Ознакомление с буквой Л]

Звуковичок знакомит ребенка с буквой Л и заселяет её в замок Звукограда.

Логопед показывает, детям из каких элементов состоит буква Л и как печатается.

Логопед : Возьмите деревянные палочки и напечатайте букву Л на песке.

[Автоматизация правильного произношения звука [л] в изолированном виде]

3.«Песенка Парохода» - В песочнице разгребите песок на два берега. Из ладошек сделайте «Пароходы» И. п. - обе ладони соединены «ковшиком» все пальцы кроме больших, направленных в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба». Проплывите на пароходиках по реке, произнося четко звук [Л-Л-Л-Л].

4 «Прятки» [Развитие фонематического восприятия]

Спрячьте ладошки в песочную гладь, когда услышите звук [л] среди других звуков, слогов, слов.

- а, л, о, л, п, л, т, у, л…

- ла, му, па, лы, ту, лу…

- лак, мама, лама, Ната, бал, пол.

5.«Слоговые дорожки» [Автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах, словах]

Логопед : шагайте по песочной поверхности, проговаривая слоговые дорожки по очереди, начиная с Вики.

Ла-лы-ло-лу

Лы-ло-лу-ла

Ло-лу-ла-лы

6. Упражнение «Лабиринт» Детям раздаются конверты, в которых находятся картинки на автоматизацию звука [л].

Логопед : Ребята, откройте конверт №1, достаньте картинки, разложите картинки по песочной поверхности. Найдите картинку со звездочкой - это будет начало лабиринта. Пройдите пальчиками по песочной поверхности и назовите все картинки.

Перечень картинок лабиринта № 1: лак, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, лампа, ладони, лампочка.

Затем работа с конвертом №2

Перечень картинок лабиринта № 2: лотос, лодка, ложка, локоть, лук, лупа, луна, лыжи, лыжник.

7. Упражнение «Чего не стало?» [Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного падежа)]

Внимательно рассмотрите и запомните картинки. Возьмите в ладошку песка и засыпайте картинки. Скажи, чего не стало? (Упражнение повторяется несколько раз.)

8. Физкультминутка [Координация речи с движением. ]

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске - руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается-то славно.

Логопед : Молодцы ребята!

9. Игра "Телеграф" [Совершенствование навыка слогового анализа слов]

На песочной поверхности дети выкладывают 3 дорожки из счетных палочек. На первой дорожке -1 палочка, на эту дорожку будем выкладывать картинки в названии, которых 1 слог; на второй дорожке - 2 палочки, здесь будут находиться слова в названии, которых есть 2 слога; на третей дорожке - 3 палочки, здесь будут находиться слова в названии, которых есть 3 слога (лак, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, лампа, ладони, лампочка)

10. «Дополни сюжет и расскажи» [Автоматизация правильного произношения звука [л] в предложении. Совершенствование навыка анализа предложения. Развитие связной речи, воображения].

Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку «Сбор урожая». Ребенок составляет рассказ по картинке. «Наступила осень. Дует сильный ветер, срывая листья с деревьев. Осень раскрасила листья деревьев в яркие цвета: желтый, оранжевый, багряный. Трава начала желтеть. Семья приехала на дачу, чтобы собрать урожай. Папа копает картошку, а мама ее собирает в ведро. Дети перебирают выкопанный урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение….»

IV. Итог занятия. С каким звуком мы сегодня играли? При произношении звука [л], в каком положении находятся губки, зубки и язычок? Скажите, характеристику звука [л]. Какие игры вам понравились?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: Автоматизация звука [Л] в словах. Задачи: • закреплять звук в самостоятельном произношении (в словах); • развивать навыки звукового.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» с применением игр и артикуляционной гимнастики Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Светлячок» Г. о. Подольск Конспект индивидуального.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в предложениях и тексте». Тема. Автоматизация звука [Р] (в сочетании ТР) в предложениях и тексте. Цели: - уточнить представления об артикуляционном укладе звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] с использованием метода биоэнергопластики» Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Цели: 1. Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’] в словах» Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах. Задачи: Коррекционная: - выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] с использованием элементов логоритмики» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш с использованием элементов технологии логоритмики» Цели:.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием элементов логоритмики и ИКТ «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизация [Р] в слогах, словах и предложениях Образовательная задача: - Закреплять знания по лексическим темам «Овощи», «Транспорт».

Конспект логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях. Цели: - автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях; - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, умение определять.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] с использованием здоровьесберегающих технологий» Конспект НОД. Автоматизация звука I Ш I с использованием здоровьесберегающих технологий. Цель: Автоматизация правильного артикуляторного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 00:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД