Марина Козлова
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием элементов логоритмики и ИКТ «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация [Р] в слогах, словах и предложениях
Образовательная задача:
- Закреплять знания по лексическим темам «Овощи», «Транспорт».
Коррекционные задачи:
- Развивать фонематическое и слуховое восприятие.
- Развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.
- Упражнять в правильном произнесении [Р] в слогах, словах и предложениях, в скороговорках.
- Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
- Закреплять умение употреблять существительные ед. и мн. ч. Р. п.
- Упражнять в составлении предложений по картинке.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием элементов логоритмики и ИКТ „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
- Развитие зрительной памяти.
Воспитательная задача:
- Воспитывать культуру речевого общения, поддержание интереса к логопедическим занятиям
Оборудование: квадрат (синего цвета); вертушка; компьютер; магнитная доска, магниты, магнитные цифры, картинки с изображением лука, помидоров, огурцов, кукурузы, гороха, картошки, моркови, крота; корзинка; колокольчик, барабан;
Е. Железнова «Музыкальные игрушки»; раскраска «Вертолёт».
Ход занятия
Организационный момент.
Скажи, пожалуйста, какой звук мы учимся произносить правильно - [Р].
[Р] – какой: гласный или согласный? (согласный, [Р] - твёрдый или мягкий? (твёрдый) Каким квадратом синим или зелёным обозначают твёрдый звук?
Основная часть.
1. Сообщение темы.
Сегодня мы отправимся в путешествие на дачу и повторим звук [Р].
Посмотри на слайд, что ты видишь? (самолёт, машина, автобус, вертолёт)
Слайд 2
- Ты догадался, на каком транспорте мы отправимся в путешествие?
- На вертолёте.
- Да, на вертолёте, а почему ты так решил?
- Потому, что в слове вертолёт есть звук [Р].
Пилот должен быть внимательным, знать силу ветра, проверить перед полётом
оборудование и запустить мотор.
2. Развитие фонематического восприятия.
Давай проверим, внимательный ли ты пилот? Я тебе буду называть слова, а ты поднимай синий квадратик, если в слове сеть [Р].
(иллюминатор, винт, штурвал, парашют, шасси, шлем, рация, высота, скорость, кабина, мотор).
3. Упражнение на развитие силы выдоха «Подуй на вертушку» (выполняется стоя).
Продолжаем подготовку к полёту. Давай подуем на вертушку и узнаем, какой силы сегодня дует ветер с правой стороны, с левой стороны, вверху и внизу.
4. Артикуляционная гимнастика
Необходимо проверить, как вертятся винты «Индюк»,
как щёлкают переключатели «Лошадка» (меняем положение губ,
крепко ли держаться ремни безопасности «Грибок»,
хорошо ли они натягиваются «Гармошка»,
а теперь выполняем пробный запуск двигателя р-р-р; р-р-р
5. Изолированное произнесение звука [Р] с ритмическими движениями (стоя).
Мотор должен работать надёжно. Тяни [Р], как можно дольше, а я посчитаю: 1, 2, 3, 4 … (повторить 3-5 раз под счёт от 1 до 7-10).
Вариант 1
Моторчик. И. п. : пальцы сжаты в кулачки на уровне груди, локти в стороны. Произнося [р- р- р. ], дети вращают руками перед грудью, делают «моторчик.
Вариант 2
И. п. : то же. Произнося [р- р- р. ], дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.
Вариант 3
И. п. : руки на уровне груди, локти вниз, кисти мягко опущены. Произнося [р-р-р. ], дети, поднимая и опуская руки вниз, трясут кистями. Движения быстрые, частые, мелкие.
6. Произнесение слогов и слов, координация речи с движением.
Подготовка прошла успешно: наш весёлый вертолёт отправляется в полёт!
(Сидя: на слоги – 4 хлопка в ладоши, на слова – 4 притопа ногой).
Слайд 3
Ра-ра, ра-ра – нам с тобой в полёт пора!
Слайд 4
Ро-ро, ро-ро – внизу вижу озеро!
Слайд 5
Ру-ру, ру-ру – сосны статные в бору!
Слайд 6
Ры-ры, ры-ры – мы летим мимо горы!
Слайд 7
Ра-ра, ра-ра – приземляемся, ура!
7. Развитие навыков звукового анализа.
Вот мы и прилетели на дачу, где нас встречают друзья.
Слайд 8
Догадайся, как кого зовут:
У Захара – красная футболка. (это - Захар)
У Раи – русая косичка.)
У Маруси – разные бантики.)
У Тамары – розовый фартук.)
У Егора – синие кроссовки.)
У Веры – рыжие волосы.)
А Рома – самый маленький.)
Рома не умеет говорить [Р] и пропускает этот звук в словах. Послушай, что у него получается, и скажи правильно:
Слайд 9
Ю. а иг. ает с. акетой.
. ая пишет. учкой.
Ню. а ест а. буз.
Ма. уся соби. ает пи. амидку.
Ш. уа катает г. узовик.
Ки. а подб. асывает мяч.
8. Произношение [Р] в предложениях
Слайд 10
Посмотри внимательно на детей и расскажи, кто что делает. Составь интересные предложения. Не забывай правильно произносить звук [Р].
(Составление предложений о детях).
9. Физкультминутка
На нашей даче есть огород, туда мы сейчас и отправимся.
Слайд 11
Мы стоим на огороде, (Руки на поясе)
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом
Там морковь у нас растёт. наоборот)
Поработаем с тобой, (Руки на поясе, наклоны вправо, влево
Сорнякам объявим бой - вперёд, назад)
С корнем будем выдирать (4 приседания)
Надо ниже приседать.
У забора всем на диво (Встать)
Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать - (Потягивания — руки вперёд)
Обожглись уже немного. (Руки за спину)
Все полили мы из лейки (наклон вперёд, руки вытянуты «поливаем»)
Отдыхаем на скамейке. (Ребёнок ложится на коврик, отдыхает под спокойную
музыку)
А теперь пора вставать овощей домой набрать.
10. Звуко - слоговой анализ
Вот у нас огород, отгадай, что в нём растёт?
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
На грядке длинные, зеленые.
А в банке желтые, соленые?
(Огурцы)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что потом мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
Мечтал он быть Томатом,
Большим аристократом,
Но его, то с давних пор
Дразнят просто.
(Помидор)
В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных.
(Кукуруза)
Зелёный дом совсем не плох,
Живёт в том домике -.
(Горох)
лук (1 слог)
крот (1 слог)
горох (2 слога)
морковь (2 слога)
картошка (3 слога)
огурцы (3 слога)
кукуруза (4 слога)
помидоры (4 слога)
Что лишнее и почему?
Да, лишний – крот, потому что это животное, а всё остальное – овощи. А если еще подумать, что здесь может быть лишним? (лук, потому что в слове лук нет [Р])
11. Развитие зрительной памяти, закрепление родительного падежа существительных ед. и мн. числа.
Посмотри еще раз на все картинки, запомни их. Я сейчас одну из них уберу, а ты скажи: Чего не стало?
Не стало … лука, помидор, огурцов, кукурузы, гороха, картошки, моркови.
(по одной с доски убираются все картинки в корзинку).
Вот и собрали мы с тобой овощи, а крот, пусть остаётся в огороде.
12. Произнесение [Р] в скороговорках.
А мы пойдём во двор, что это там происходит (слышен стук топора)
Это рубят дрова. А это что за звук? (крик сороки).
Давай выучим скороговорки:
Слайд 12
На дворе трава, на траве – дрова.
Не руби дрова по среди двора.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
(прослушивание повторение скороговорки, совместное произношение скороговорки, самостоятельное произношение скороговорки ребёнком)
13. Развитие чувства ритма и слухового внимания (Е. Железнова «Музыкальные игрушки»). Выполнение движений под музыку в соответствии с текстом песни.
А сорока мне сказала, что на чердаке нашей дачи есть музыкальные инструменты. На них можно поиграть нам вместе под музыку, у нас будет оркестр.
Слайд 13
14. Мы замечательно отдохнули на даче. Пора возвращаться обратно.
Заведём ещё раз мотор и полетели (произнесение [Р] с ритмическими движениями см. 5 задание).
Слайд 14
15. Итог занятия.
Понравилось тебе наше путешествие? Назови слова, которые ты сегодня запомнил со [Р]. Ты был отличным пилотом. Я хочу тебе подарить раскраску с изображением вертолёта. Ты его раскрась в цвета, в названии которых есть [Р]. Это … (серый, розовый, красный, чёрный, оранжевый).
Приложение: