Мелана Аюбова
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний об особенностях праздника.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря по теме “ Новый год”.
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Обогащение словаря прилагательными;
- Обогащение словаря прилагательными;
- Употребление существительных множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Коррекция речевого дыхания, развитие правильной воздушной струи;
- Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Новый год“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- Воспитание усидчивости на занятиях;
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Формирование навыков сотрудничества;
- Формирование навыков самоконтроля.
Оборудование: карточки (дед мороз, снегурочка, елка, новогодняя игрушка, мишура, подарок, снежинка, салют, мандарин, санки с оленями, елочная звезда, колпак, снеговик, большие картинки (снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, гирлянда, мишура, игрушка)
I. Организационный момент.
- Заходите ребята, встаньте здесь.
Раздаю карточки, на них сзади изображены картинки.
- Сядет тот, кто назовет мне то, что изображено на его карточке.
Дети называют и садятся на свои места.
II. Ход занятия.
А вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Правильно, будем говорить про Новый Год!
1. Артикуляционная гимнастика
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Артикуляционная гимнастика «Улыбка-хоботок»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Артикуляционная гимнастика «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
2. Пальчиковая гимнастика
1 Раз два три четыре пять
Мы идем грибы искать
Этот пальчик в лес поел
Этот палец гриб нашел
Этот чистить стал
Этот палец жарить стал
Этот пальчик все съел оттого и потолстел
2 Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
3 Прячем ладошки
Спрятали ладошки показали спрятали ладошки показали
4 Тучки (собираем кулачки и бьем друг о друга)
Тучки прибежали солнышко прогнали (Открыли ладошки)
Солнышко проснулось маме улыбнулось
5 Этот пальчик дедушка
Этот пальчик Бабушка и т. д
6. Царапки
У кошечки на лапках есть острые царапки
Цап-царап цап-царап
7 греем ручки
Трем ручки и теплым воздухом рта согреваем их
8 Месим тесто печем пирожки
Тесто мнем мнем мнем
Пирожков напечем
9. Собираем ладошки вместе, большие собрали в лодошке
Маленькая лодочка по волнам плывет,
маленькая лодочка малышей везет
3. Услышь ошибку.
Я сейчас вам буду рассказывать про новый год, а вы будете хлопать в ладоши, если я ошибусь. Все поняли? Начинаем
• На новый год дарят подарки.
• На новый год приходит Дед мороз и Снегурочка.
• Мы встречаем Новый год летом.
• На новый год мы наряжаем ёлку.
• Мы украшаем ёлку овощами.
• На новый год мы водим хороводы вокруг елки.
• Мы встречаем Новый год зимой.
• Дед Мороз носит зеленую шубу.
• У деда мороза белая борода.
Молодцы ребята. Я предлагаю сыграть еще в одну игру, вы любите играть?
4. Упражнения по формированию лексико-грамматических строя. «Подскажи словечко»
Цель: Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память, воображение.
У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает. (Шар)
Я сегодня спать не буду!
В эту ночь случится чудо! -
Дед Мороз ко мне придёт,
И, конечно, принесёт,
В упаковке яркой
Нужные! (Подарки)
Расписные цепи эти
Из бумаги клеят дети. (Гирлянда)
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?. (Коньки)
Появился во дворе
Он в холодном декабре!
Неуклюжий и смешной.
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель. (Снеговик)
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это?. (Дед Мороз)
Если лес укрыт снегами.
Если пахнет пирогами.
Если ёлка в дом идет,
Что за праздник?. (Новый год)
«Назови ласково»
Цель: развивать навык образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Шар – шарик
Звезда – звёздочка
Ёлка – ёлочка
Хлопушка – хлопушечка
Подарок – подарочек
5. Игра "Наряжаем елку"
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно,
Говорите смело "Нет!"
- Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звездочки лучистые?
«Один – много»
Цель: развивать навык образования множественного числа имён существительных.
Шар – шары
Свеча – свечи
Игрушка – игрушки
Подарок – подарки
Праздник — …
Ёлка — …
Гирлянда — …
Звезда –
Мандарин –
Игра «Какой? Какая? Какие?» А теперь время подвигаться.
Ребята я буду называть слово и тот, кому я дам шарик скажет как можно больше слов об этом предмете (с шариком). Вы готовы?
Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…
Ёлка (какая) – нарядная, высокая, блестящая…
Гирлянда (какая) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…
Мишура (какая) – блестящая, новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…
Подарок (какой) – красивый, большой (маленький, неожиданный…
Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…
Снегурочка (какая) – красивая, добрая, веселая…
7Физминутка.
Все выходим на ковер, сейчас мы будем с вами играть.
«Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
8Мозаика
Соревновательный момент (разрезать по разному)
III. Итог занятия.
Вы молодцы. Что мы с вами сегодня делали? О каком празднике говорили? А какой это праздник? Наше занятие закончено, можете отдыхать.