Наталья Радостева
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Царь и сапожник. Звуки [С], [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы. Тема: «Царь и сапожник». Звуки [с-ц]. Буквы С,Ц.
Цели:
• Правильное произношение и различение звуков [с-ц].
• Выделение гласного звука в положении после согласного. Звуковой анализ слова СОК.
• Образование существительных с помощью суффиксов.
• Распространение предложений путем введения однородных сказуемых.
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы „Царь и сапожник, Звуки [С], [Ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Развитие воображения, речевого творчества.
• Воспитание сострадания, взаимопомощи, трудолюбия.
Оборудование: картинки или натуральные предметы (мыльница, хлебница, салатница, сахарница, конфетница, супница, предметные картинки (скворец, солнце, лестница, гусеница, песочница).Сигнальные карточки (+ и -, буквы С, Ц на каждого ребенка, текст письма на каждого, карандаши.
Ход занятия
1. Беседа. Логопед : – Когда я была маленькая, я очень любила сказки. А вы любите сказки? Логопед предлагает детям отправиться в сказку, которая называется «Царь и сапожник». – С каких звуков начинаются слова : царь, сапожник?
2. Произношение, характеристика, сопоставление звуков [с-ц].
- Давайте сравним звуки [с и ц]. - Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твердые, глухие).
- А в чем разница? (различная артикуляция).
-поиграем в игру «Слушай звуки» (логопед называет слова, дети хлопают в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопают два раза, если услышат звук с. Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь).
3. Интегрированное рассказывание сказки (наполнение различными
видами занятий).
Жили – были, грозный царь и веселый чеботарь (сапожник).
Грозный царь страною правил, чеботарь заплатки ставил.
И жилось чеботарю веселее чем царю.
Царь ни ест, ни пьет спокойно, у царя пиры да войны.
А сапожник в мастерской тянет дратву (нитку) день деньской)
Логопед : - сегодня у царя пир на весь мир. Если мы произнесем волшебные слова, то сможем попасть на этот пир. А волшебные слова такие:
Ца-са-ца, со-цо-со, цы-сы-цы, ац-ас-ац, аца-оца-ица и т. д. (дети повторяют за логопедом).
Образование существительных с помощью суффиксов.
- У царя на пиру все продукты в специальной посуде:
Сахар в …. сахарнице, салат в …салатнице, суп в …супнице, конфеты в …конфетнице, хлеб в …хлебнице, сухари в … сухарнице и даже мыло… в мыльнице.
А на десерт нам предлагают вкусный фруктовый напиток, угадайте какой (воспроизведение слов по произнесенным с интервалами звукам)
С О К К В А С
А после вкусного обеда у царя представление, где выступают люди различных профессий. Были певец и певица, садовник и …. (садовница, учитель и (учительница, скотник и (скотница, художник и ….(художница, сапожник и (сапожница).
4. Различение звуков [ц-с].
Вдруг слышим, царь издает приказ : «Запрещаем класть заплатки на башмак и на сапог. Нарушителей в острог (в тюрьму)».
Логопед предлагает предупредить сапожника, помогут нам в этом буквы (дети берут буквы С и Ц и, после называния логопедом слова, поднимают соответствующую).
5. Но предупреждение не сработало и пришлось сапожнику искать другую профессию.
Чеботарь припрятал шило, дратву, нож и молоток, Мастерскую на замок. И сидит себе на рынке, чистит публике ботинки. До того натрет башмак, Что блестит он точно лак.
-Кем стал сапожник? (чистильщик обуви)
-Обувь чистил разную, а вот какую вы узнаете если соберете слова из двух половинок. (сапо-ги, туф-ли, ке-ды, ботин-ки, гало-ши)
Царь узнал про эту чистку пишет новую записку: «С пары чищеных сапог Троекратный брать налог!»
-Кем же он опять стал? Кто помнит? (водоносом). А слово водонос не простое, оно состоит из двух слов, оно образовалось из слова ВОДА и слова НОСИТЬ. И вот у водоноса появились друзья с названиями профессий тоже состоящих из двух слов. Как вы думаете кто это такие?
Из слов ЛЕС и РУБИТ (лесоруб, САД и РАЗВОДИТ (садовод, ЦВЕТЫ и РАЗВОДИТ (цветовод, ОВОЩИ и РАЗВОДИТ (овощевод).
- Когда было у них свободное время играли они в слова «Кто больше назовет со звуками С и Ц?» Цветовод называл цветы. А вы можете назвать цветы, в названии которых есть звуки С и Ц? Называйте. (астра, настурция, василек, гладиолус, цинния и т. д.) Садовод называл фрукты с этими звуками, а вы можете? (слива, ананас, абрикос, персик, апельсин). Овощевод назвал овощи. Называйте. (перец, огурец, редиска, свекла, капуста, фасоль). Лесовод называл деревья и кусты (осина, сосна, лиственница, сирень).
- И здесь вмешался царь, написал приказ: «Запрещается народу пить в жару сырую воду!» Кем теперь стал сапожник? (матросом). И что б матросом стать, ему предложили экзамен сдать. Давайте ему поможем? Ему предложили исправить ошибки в словах: блестит кольСо, толстая гусениСа, серебрянная Сепочка, Светы сирени, свежая водиСа, целый Цтакан, сестриСа Аленушка, немееСкий язык, Светет сирень, смелые бойСы, пестрая куриСа.
И стал он матросом. Днем он исправно служил службу, а вечером, когда было свободное время, писал письма домой, своим детям. Вот такие письма как у вас на столе. Возьмите эти письма и разверните. Эти письма не напечатаны, а написаны прописными буквами. Догадайтесь, где прописные буквы С и Ц. И подчеркните их карандашом.
Итог занятия. Какие сказочные герои помогли нам различать звуки [с и ц]?
Текст письма: Здравствуйте мои детушки-солнышки. Есть у меня свободное времечко, поэтому посылаю вам от себя весточку. Службу несу исправно. Царь доволен, ценит меня и наградил за спасение медалью золоченой. Целую вас крепко. Ваш отец-сапожник, водонос и матрос.
Текст сказки.
Жили-были грозный царь
И веселый чеботарь.
Грозный царь страною правил.
Чеботарь заплатки ставил.
И жилось чеботарю
Веселее, чем царю.
Царь не ест, не спит спокойно,
У царя пиры да войны,
А сапожник в мастерской
Тянет дратву день-деньской,
Шьет, кроит и ставит латку,
А потом возьмет трехрядку,
Скажет: - Ну-ка, запоем!
И зальется соловьем.
В пляс пойдут его ребята
Так, что пол трещит дощатый!
Но прослышал государь,
Как беспечен чеботарь.
Издает приказ он краткий:
«Запрещаем класть заплатки
На башмак и на сапог.
Нарушителей - в острог!»
У царя и власть и сила.
Чеботарь припрятал шило,
Дратву, нож и молоток,
Мастерскую - на замок
И сидит себе на рынке,
Чистит публике ботинки.
До того натрет башмак,
Что блестит он, точно лак.
Царь узнал про эту чистку,
Пишет новую записку:
«С пары чищеных сапог
Троекратный брать налог!»
Чеботарь опять без дела,
Ждать работы надоело,
Взял он в руки два ведра
Да к реке пошел с утра.
Стал он в жаркую погоду
Продавать речную воду:
- Подходи, народ, сюда,
Вот холодная вода!
За копейку выпьешь кружку,
А полкружки за полушку!
Поступил к царю донос:
- Появился водонос.
Воду носит он народу,
А верней, мутит он воду!
Бородою царь потряс
И велел писать приказ:
«Запрещается народу
Пить в жару сырую воду!»
Сел на камень водонос,
Загрустил, повесил нос,
И жена и дети босы.
- Не пойти ли мне в матросы?
Я и ловок, и силен,
И смекалкой наделен.
Входит он в контору флота,
Говорит: - Служить охота,
То есть плавать по морям
Нынче здесь, а завтра там!
Видят - парень он здоровый,
Рост приличный, двухметровый.
Взяли малого во флот.
Вот однажды царь плывет
На своей на царской яхте,
А моряк стоит на вахте.
Вдруг поднялся ураган.
Смыты с борта капитан,
И помощник, и матросы.
Гонит яхту на утесы.
Так и есть! Раздался треск,
А потом зловещий плеск.
Где пробоина? У носа.
Боцман требует матроса:
- Надо, брат, заплату класть,
Чтобы судну не пропасть!
Говорит матрос: - Положим!
Положить заплату можем,
Но простите: ваша власть
Не велит заплаты класть.
Царь выходит из каюты,
Непричесанный, разутый.
По колено борода,
По колено и вода.
Подзывает он матроса,
Все того же водоноса.
Молит жалобно: - Нырни
Да пробоину заткни!
Награжу тебя чинами,
Галунами, орденами,
Сколько ты воды хлебнешь,
Столько чести наживешь.
За глоток воды студеной
По медали золоченой!
А матрос царю в ответ:
- Воду пить приказа нет.
Не велели вы народу
Пить в жару сырую воду!
Ну да ладно. Я нырну.
Не идти же нам ко дну.
Только вы уж извините
Все приказы отмените,
Или каждый ваш приказ
Обернется против вас!