Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Царь и сапожник. Звуки [С], [Ц]»

Наталья Радостева
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Царь и сапожник. Звуки [С], [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы. Тема: «Царь и сапожник». Звуки [с-ц]. Буквы С,Ц.

Цели:

• Правильное произношение и различение звуков [с-ц].

• Выделение гласного звука в положении после согласного. Звуковой анализ слова СОК.

• Образование существительных с помощью суффиксов.

• Распространение предложений путем введения однородных сказуемых.

Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы „Царь и сапожник, Звуки [С], [Ц]“» размещена в разделах

• Развитие воображения, речевого творчества.

• Воспитание сострадания, взаимопомощи, трудолюбия.

Оборудование: картинки или натуральные предметы (мыльница, хлебница, салатница, сахарница, конфетница, супница, предметные картинки (скворец, солнце, лестница, гусеница, песочница).Сигнальные карточки (+ и -, буквы С, Ц на каждого ребенка, текст письма на каждого, карандаши.

Ход занятия

1. Беседа. Логопед : – Когда я была маленькая, я очень любила сказки. А вы любите сказки? Логопед предлагает детям отправиться в сказку, которая называется «Царь и сапожник». – С каких звуков начинаются слова : царь, сапожник?

2. Произношение, характеристика, сопоставление звуков [с-ц].

- Давайте сравним звуки [с и ц]. - Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твердые, глухие).

- А в чем разница? (различная артикуляция).

-поиграем в игру «Слушай звуки» (логопед называет слова, дети хлопают в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопают два раза, если услышат звук с. Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь).

3. Интегрированное рассказывание сказки (наполнение различными

видами занятий).

Жили – были, грозный царь и веселый чеботарь (сапожник).

Грозный царь страною правил, чеботарь заплатки ставил.

И жилось чеботарю веселее чем царю.

Царь ни ест, ни пьет спокойно, у царя пиры да войны.

А сапожник в мастерской тянет дратву (нитку) день деньской)

Логопед : - сегодня у царя пир на весь мир. Если мы произнесем волшебные слова, то сможем попасть на этот пир. А волшебные слова такие:

Ца-са-ца, со-цо-со, цы-сы-цы, ац-ас-ац, аца-оца-ица и т. д. (дети повторяют за логопедом).

Образование существительных с помощью суффиксов.

- У царя на пиру все продукты в специальной посуде:

Сахар в …. сахарнице, салат в …салатнице, суп в …супнице, конфеты в …конфетнице, хлеб в …хлебнице, сухари в … сухарнице и даже мыло… в мыльнице.

А на десерт нам предлагают вкусный фруктовый напиток, угадайте какой (воспроизведение слов по произнесенным с интервалами звукам)

С О К К В А С

А после вкусного обеда у царя представление, где выступают люди различных профессий. Были певец и певица, садовник и …. (садовница, учитель и (учительница, скотник и (скотница, художник и ….(художница, сапожник и (сапожница).

4. Различение звуков [ц-с].

Вдруг слышим, царь издает приказ : «Запрещаем класть заплатки на башмак и на сапог. Нарушителей в острог (в тюрьму)».

Логопед предлагает предупредить сапожника, помогут нам в этом буквы (дети берут буквы С и Ц и, после называния логопедом слова, поднимают соответствующую).

5. Но предупреждение не сработало и пришлось сапожнику искать другую профессию.

Чеботарь припрятал шило, дратву, нож и молоток, Мастерскую на замок. И сидит себе на рынке, чистит публике ботинки. До того натрет башмак, Что блестит он точно лак.

-Кем стал сапожник? (чистильщик обуви)

-Обувь чистил разную, а вот какую вы узнаете если соберете слова из двух половинок. (сапо-ги, туф-ли, ке-ды, ботин-ки, гало-ши)

Царь узнал про эту чистку пишет новую записку: «С пары чищеных сапог Троекратный брать налог!»

-Кем же он опять стал? Кто помнит? (водоносом). А слово водонос не простое, оно состоит из двух слов, оно образовалось из слова ВОДА и слова НОСИТЬ. И вот у водоноса появились друзья с названиями профессий тоже состоящих из двух слов. Как вы думаете кто это такие?

Из слов ЛЕС и РУБИТ (лесоруб, САД и РАЗВОДИТ (садовод, ЦВЕТЫ и РАЗВОДИТ (цветовод, ОВОЩИ и РАЗВОДИТ (овощевод).

- Когда было у них свободное время играли они в слова «Кто больше назовет со звуками С и Ц Цветовод называл цветы. А вы можете назвать цветы, в названии которых есть звуки С и Ц? Называйте. (астра, настурция, василек, гладиолус, цинния и т. д.) Садовод называл фрукты с этими звуками, а вы можете? (слива, ананас, абрикос, персик, апельсин). Овощевод назвал овощи. Называйте. (перец, огурец, редиска, свекла, капуста, фасоль). Лесовод называл деревья и кусты (осина, сосна, лиственница, сирень).

- И здесь вмешался царь, написал приказ: «Запрещается народу пить в жару сырую воду!» Кем теперь стал сапожник? (матросом). И что б матросом стать, ему предложили экзамен сдать. Давайте ему поможем? Ему предложили исправить ошибки в словах: блестит кольСо, толстая гусениСа, серебрянная Сепочка, Светы сирени, свежая водиСа, целый Цтакан, сестриСа Аленушка, немееСкий язык, Светет сирень, смелые бойСы, пестрая куриСа.

И стал он матросом. Днем он исправно служил службу, а вечером, когда было свободное время, писал письма домой, своим детям. Вот такие письма как у вас на столе. Возьмите эти письма и разверните. Эти письма не напечатаны, а написаны прописными буквами. Догадайтесь, где прописные буквы С и Ц. И подчеркните их карандашом.

Итог занятия. Какие сказочные герои помогли нам различать звуки [с и ц]?

Текст письма: Здравствуйте мои детушки-солнышки. Есть у меня свободное времечко, поэтому посылаю вам от себя весточку. Службу несу исправно. Царь доволен, ценит меня и наградил за спасение медалью золоченой. Целую вас крепко. Ваш отец-сапожник, водонос и матрос.

Текст сказки.

Жили-были грозный царь

И веселый чеботарь.

Грозный царь страною правил.

Чеботарь заплатки ставил.

И жилось чеботарю

Веселее, чем царю.

Царь не ест, не спит спокойно,

У царя пиры да войны,

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку,

А потом возьмет трехрядку,

Скажет: - Ну-ка, запоем!

И зальется соловьем.

В пляс пойдут его ребята

Так, что пол трещит дощатый!

Но прослышал государь,

Как беспечен чеботарь.

Издает приказ он краткий:

«Запрещаем класть заплатки

На башмак и на сапог.

Нарушителей - в острог!»

У царя и власть и сила.

Чеботарь припрятал шило,

Дратву, нож и молоток,

Мастерскую - на замок

И сидит себе на рынке,

Чистит публике ботинки.

До того натрет башмак,

Что блестит он, точно лак.

Царь узнал про эту чистку,

Пишет новую записку:

«С пары чищеных сапог

Троекратный брать налог!»

Чеботарь опять без дела,

Ждать работы надоело,

Взял он в руки два ведра

Да к реке пошел с утра.

Стал он в жаркую погоду

Продавать речную воду:

- Подходи, народ, сюда,

Вот холодная вода!

За копейку выпьешь кружку,

А полкружки за полушку!

Поступил к царю донос:

- Появился водонос.

Воду носит он народу,

А верней, мутит он воду!

Бородою царь потряс

И велел писать приказ:

«Запрещается народу

Пить в жару сырую воду!»

Сел на камень водонос,

Загрустил, повесил нос,

И жена и дети босы.

- Не пойти ли мне в матросы?

Я и ловок, и силен,

И смекалкой наделен.

Входит он в контору флота,

Говорит: - Служить охота,

То есть плавать по морям

Нынче здесь, а завтра там!

Видят - парень он здоровый,

Рост приличный, двухметровый.

Взяли малого во флот.

Вот однажды царь плывет

На своей на царской яхте,

А моряк стоит на вахте.

Вдруг поднялся ураган.

Смыты с борта капитан,

И помощник, и матросы.

Гонит яхту на утесы.

Так и есть! Раздался треск,

А потом зловещий плеск.

Где пробоина? У носа.

Боцман требует матроса:

- Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!

Говорит матрос: - Положим!

Положить заплату можем,

Но простите: ваша власть

Не велит заплаты класть.

Царь выходит из каюты,

Непричесанный, разутый.

По колено борода,

По колено и вода.

Подзывает он матроса,

Все того же водоноса.

Молит жалобно: - Нырни

Да пробоину заткни!

Награжу тебя чинами,

Галунами, орденами,

Сколько ты воды хлебнешь,

Столько чести наживешь.

За глоток воды студеной

По медали золоченой!

А матрос царю в ответ:

- Воду пить приказа нет.

Не велели вы народу

Пить в жару сырую воду!

Ну да ладно. Я нырну.

Не идти же нам ко дну.

Только вы уж извините

Все приказы отмените,

Или каждый ваш приказ

Обернется против вас!

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б. Цель:.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’] Буква Р» в подготовительной группе Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [ф, ф']. Буква Ф» для детей группы общеразвивающей направленности от 6-х до 8-ти лет Цель:.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий «Звуки [Т], [Т’]» Конспект занятия по грамоте в старшей группе с использование здоровьесберегающих технологий. Цель: Активизация мыслительной деятельности,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение» Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа) Тема занятия:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’]» Тема: Звуки Р, Р* Задачи: закрепление представления о букве Р и звуках (Р-Р*, умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твердости.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Методическая разработка занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [Ш], буква Ш» Цель: • изучение буквы «Ш», звука «Ш» Задачи: • Учить анализировать звук • Дать понятие «шипящий» звук • Учить определять место звука.

План-конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Тема: «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д] – [Д’], буква Д». Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепить умение давать характеристику звуков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Царь и сапожник. Звуки [С], [Ц]»
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 08:43
+47Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Царь и сапожник. Звуки [С], [Ц]»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Радостева (УИ 250829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД