Ольга Логинова
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими тяжелое нарушение речи «Гласные буквы I и II ряда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Гласные буквы I и II ряда.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Задачи:
1. познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;
2. учить соотносить гласные звуки с буквами;
3. учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные
первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;
Публикация «Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими тяжелое нарушение речи „Гласные буквы I и II ряда“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. развивать фонематическое восприятие;
4. развивать навыки языкового анализа и синтеза;
5. учить делать выводы, слушать и понимать других;
6. расширять словарный запас;
7. развивать внимание, память, мышление.
Оборудование и материалы: школьная доска, мяч, тетрадь у каждого ученика, цветные карандаши, ручка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправляемся в государство звуков на бал. На чем можно
отправиться в путешествие? ( примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т. д.) А мы будем путешествовать на воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики) :
- «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем – правой, затем – вместе обеими).
- «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню)
- «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе).
2. Повторение.
- Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы:
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)
- Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом)
- Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым)
- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слушаем и произносим, а буквы мы пишем и читаем)
3. Объяснение новой темы.
Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется.
- Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки [а], [о], [у] [э] [ы]. Только [и] решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне [ы]).
Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук [й’] и решил их развеселить.
- Дайте характеристику звука [й’] (согласный, звонкий, мягкий).
Звук [Й’] пригласил на танец звук [а] (запись [й’а]). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЯЯЯЯЯ. Получилась буква Я (запись в правом столбике [й’а]= я).
Звук [Й’] пригласил на танец звук [о] (запись [й’о]). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЁЁЁЁЁ. Получилась буква Ё (запись в правом столбике [й’о]= ё).
Звук [Й’] пригласил на танец звук [у] (запись [й’у]). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЮЮЮЮЮ. Получилась буква Ю (запись в правом столбике [й’у]= ю).
Звук [Й’] пригласил на танец звук [э] (запись [й’э]). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЕЕЕЕЕ. Получилась буква Е (запись в правом столбике [й’э]= е).
А вот танец со звуком [и] не получился, и он остался один ([и] = и).
Звуки [й’а] обозначают буквой Я. Когда читаем букву Я, слышим два звука.
Звуки [й’о] обозначают буквой Ё. Когда читаем букву Ё, слышим два звука.
Звуки [й’у] обозначают буквой Ю. Когда читаем букву Ю, слышим два звука.
Буквы Я, Ё, Ю, Е, И – гласные II ряда.
Звуки [а], [о], [у], [э], [ы] тоже обозначаются буквами (запись [а]= а, [о]= о,
[у]= у, [э]= э, [ы]= ы).
Буквы А, О, У, Э, Ы – гласные I ряда.
Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть). Сколько гласных букв в русском алфавите? (десять).
Почему гласных букв больше, чем гласных звуков? Звук – это самая маленькая единица нашей речи – «выстрел». Буквы А, О, У, Ы, Э, И обозначают один звук – шесть гласных звуков. Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают по два звука.
4. Развитие фонематического слуха.
Прочитайте слоги и определите, как звучит согласный. Подчеркните согласный определённым цветом.
МА, ЛЯ, НО, БЁ, ЗЮ, ВУ, ТЫ, КИ, ГЕ, ПЭ
Если согласный звучит твёрдо, пишем гласную _ ряда ___
Если согласный звучит мягко, пишем гласную _ ряда ___
5. Физкультминутка.
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
И опять ее вперед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги.
Поворачиваем круги
и в ладоши хлопаем вот так.
(Тоже самое только с левой рукой).
- Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.
6. Учить различению понятий «звук», «буква».
Записать первую букву слов (Буквы записываются на второй строчке).
Аня, Оля, Ульяна, Юля, Ира, Яша, ёлка, Эмма, Евгений.
Какой звук обозначает гласная буква? (Над буквами записываются звуки)
Буква А обозначает звук [а]. Звук [а] обозначается буквой А.
Буква Ю обозначает звуки [й’у]. Звуки [й’у] обозначаются буквой Ю.
7. Обучение чтению слогов с ориентацией на гласную букву
Игра «Скажи наоборот».
Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч.
- Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ).
- Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть твердыми. Подчеркните согласные определенным цветом (синим).
- Прочитайте слоги второго столбика. Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть мягкими. Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым).
8. Развитие мышления и фонематических процессов.
В пустые квадраты впишите гласные буквы.
Алгоритм. Буква эМ записана на синем фоне, а синим цветом обозначаются твёрдые согласные. Буква эМ обозначает твёрдый согласный [м]. Значит, в пустой клеточке записываем гласную I ряда.
Буква Дэ обозначает мягкий согласный, потому что она записана на зелёном квадрате. Значит, пишем гласную II ряда.
Взаимопроверка выполненного задания.
9. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Ребята, я назову слово, вы запишите его, поставьте черточку, измените в слове
гласную букву на парную ей и запишите новое слово:
Мал – мял; лук – люк;
Нос – нёс; мыл – мил.
- Сравните пары слов по смыслу, по составу, по произношению. Запишите звуковой анализ слов.
10. Итог занятия.
- Назовите гласные I ряда, гласные II ряда.
- Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв?
- Помогите закончить предложения:
Если согласный звучит твердо, то пишем…
Если согласный звучит мягко, то пишем …
Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше
путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс.