Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком»

Елена Калюжка
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком»
▼ Скачать + Заказать документы

Звук и буква [Р]. Приключения с роботом Рубиком.

Тип занятия : микрогрупповое.

Вид занятия : фонетическое.

Занятие рассчитано на детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Третий период обучения.

Общая продолжительность: 30 минут.

Цель: развитие навыка узнавания и правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- развивать мимическую мускулатуру;

- развивать память, мышление;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква Р, Приключения с роботом Рубиком“» размещена в разделах

- развивать плавный длительный выдох, речевое дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать речеслуховое внимание;

- развивать фонематический слух, фонематический анализ;

- упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях;

- развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга, внимание к обращенной речи;

- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение самостоятельно определять задачи и делать выводы.

Предполагаемый результат: дети научатся правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.

Ресурсы: доска, фигурка робота; картинки с изображением эмоций робота; ватные шарики, карандаши; индивидуальные карточки: звуковые дорожки на звук [Р], картинки зонтика, предметные картинки, таблица-дом; чистоговорки в картинках.

I.Вводный этап

1. Логопед : Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный гость.

Рубик : Здравствуйте меня зовут Рубик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек.

Дети здороваются с логопедом и Рубиком, заинтересованы появлением необычного персонажа.

II.Основной этап

1. Р. : Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. А вы, ребята, умеете, это делать?

Л. : Давайте, мы покажем, что умеем.

(На доску вывешиваются картинки эмоций с роботом).

Логопед следит за выполнением задания.

Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда.

2. Л. : Ребята, у нас в гостях робот по Рубик. Давайте, повторим его имя. С какого звука начинается имя Рубик?

Дети повторяют за логопедом слово «Рубик».

- Имя Рубик начинается со звука [Р].

- Значит, с каким звуком мы будем продолжать знакомство?

- Будем знакомиться со звуком [Р].

3. Игра «Опиши звук»

Л. : Ребята, давайте вспомним, как располагаются органы речевого аппарата, когда мы произносим звук [Р] (задает наводящие вопросы, если необходимо).

Дети:

-Губы растянуты в улыбке, зубы немного разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, боковые края языка прижаты к коренным зубам; посередине языка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладошке.

Л. : Молодцы, ребята! А теперь попробуем вспомнить характеристику звука [Р].

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Звук [Р] согласный.

- Как проверить, звонкий он или глухой?

- Какой это звук?

Дети прикладывают руки к горлу :

- Звук [Р] звонкий и твердый.

- Молодцы!

4. Дыхательное упражнение «Футбол»

Р. : Ребята, а вы умеете играть в футбол? Научите и меня.

Л. : Ребята, давайте покажем Рубику, как мы умеем играть в футбол с язычком.

Дети задувают ватный шарик в ворота из карандашей.

5. Артикуляционная гимнастика по представлению

Р. : Ребята, я уже многому у вас научился. А сейчас я хочу научиться правильно говорить.

В вашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно.

Л. : Давайте тогда сначала покажем Рубику, как делать гимнастику для язычка, чтобы правильно произносить звук [Р] : «Окошко», «Парус», «Маляр», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел», «Заведи мотор».

Логопед дает словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения.

Дети выполняют упражнения в предложенном порядке.

6. Игра «Звуковые дорожки» (прил. 1)

Р. : На моей планете, мы, роботы, очень любим рисовать звуковые дорожки.

Логопед предлагает детям провести линии по дорожкам, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук [Р].

Дети проводят линии по дорожкам со звуком [Р] : ррррр.

7. Игра «Почини зонтик» (прил. 2)

Л. : Ребята, Рубик хочет отправиться в поход. Но сначала нам надо починить зонтик на случай дождя.

Логопед предлагает соединить на рисунке буквы Р только с гласными буквами и прочитать получившиеся слоги, четко произнося звук [Р].

Дети соединяют букву Р с гласными буквами и читают получившиеся слоги: рррр-ааа; ррр-ооо; ррр-ууу и т. д.

8. Игра «Поймай звук»

Л. : Ребята, Рубик предлагает вам поиграть. Я буду называть картинки, когда вы услышите слово со звуком [Р], хлопните в ладоши.

Логопед выкладывает на столе 8-10 картинок.

Дети внимательно слушают логопеда, при необходимости проговаривают слова самостоятельно, хлопают, услышав слово со звуком [Р].

9. Игра «Определи место звука» (прил. 3)

Л. : Ребята, смотрите к какому необычному дому мы пришли вместе с Рубиком. Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем «расселим» их в нужные квартиры.

Логопед показывает детям таблицу-дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке», находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова).

Затем логопед просить назвать все картинки и «расселить» по квартирам.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

- Где будет жить рак?

- Р-р-рак. Звук [Р] в начале слова, значит он будет жить в первое подъезде.

- А куда мы поселим топор?

- Топор-р-р. Звук [Р] слышится в конце слова, значит поселим в третий подъезд.

10. Л. : Ребята, давайте представим, что мы полетели в космос вместе с Рубиком.

Использование здоровьесберегающей технологии.

Динамическая пауза «А сейчас мы с вами, дети…»

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.

Дети имитируют движения под стихотворение «А сейчас мы с вами, дети…»

А сейчас мы с вами, дети, Стойка на носках, руки тянутся вверх,

Улетаем на ракете. ладони образуют «купол ракеты».

На носки поднимись,

А потом руки вниз. Опуститься на полную стопу, Раз, два, три, четыре — руки опустить вниз.

Вот летит ракета ввысь!

11. Игра «Собери рюкзак» (прил. 4)

Л. : Ребята, но пока нашему Рубику улетать рано. Он очень хочет отправиться в поход. А чтобы это получилось нужно собрать рюкзак. Не забывайте правильно произносить звук [Р] в словах и раскрашивать эти предметы.

Логопед раздает карточки с рисунками и дает задание найти и раскрасить только предметы со звуком [Р].

Дети выполняют задание, громко и четко проговаривая каждое слово и выделяя звук [Р].

12. Игра «Увиденное в дороге» (прил. 5)

Л. : Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с Рубиком.

Что же интересного мы увидели?

Логопед предлагает детям, составить предложения с выставленными на доске картинками.

Дети придумывают предложения, четко произнося звук [Р].

- Корова жует траву.

- Вертолет летает вокруг горы.

- Трамвай стоит на рельсах у светофора.

13. Пальчиковая гимнастика «Робот» Использование здоровьесберегающей технологии.

Л. : Рубик немного устал, давайте разомнемся.

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения. Дети выполняют движения под стихотворение.

- К нам пришёл сегодня робот. - Ритмично сжимать и разжимать кулачки

- Две руки, две ноги, голова на месте. - Стучать по столу кулачками, ногами по

полу, повороты головой, руки на ушках.

- В мире звуков, в мире слов он играет с нами вместе. - Ритмично сжимать и разжимать кулачки,

затем сложить руки в замок, переплетая

пальцы.

14. Игра-загадка «Подскажи словечко» (прил. 6)

Логопед просит детей договорить слово, а затем повторить предложение целиком.

На доске вывешивается картинка (подсказка).

Л. : Рубик предлагает нам научиться сочинять стихи:

- Он высокий словно шкаф,

А зовут его. (жираф)

- Удивленно смотрит Люда

На горбатого (верблюда)

- Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув (рот)

- В сильный холод в январе

Ёжик спит в своей (норе)

- На крылечке у ворот

Замяукал рыжий….(кот)

Дети внимательно слушают, заканчивают стишки за логопедом

III.Обобщающий этап

1. Игра «Вспомни и назови»

- Какие слова со звуком [Р] вы запомнили?

Дети вспоминают и произносят слова:

- Рубик

- Роза, помидор

- Рак, робот, сыр, рыба

- Арбуз, корова, поросенок

2. Игра «Запомни и повтори» Логопед демонстрирует картинки к скороговоркам.

Л. : Рубику пора возвращаться домой, он благодарит вас за помощь и на прощание хочет подарить вам веселые скороговорки:

Тропка на травке, травка на тропке.

Трое трубачей трубят в трубы.

Храбры бобры идут в боры.

Дети произносят скороговорки, четко произнося звук [Р].

IV.Заключительный этап

1. Логопед предлагает перечислить задания, которые выполнялись в процессе занятия, высказать свои впечатления от занятия и работы на нем.

Л. : - Ребята, какой звук мы учились слышать и произносить сегодня?

- Учились правильно произносить звук [Р].

- Как вы думаете, Рубику понравилось у нас? –

Да, конечно, понравилось!

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети рассказывают о своих впечатлениях

- Рубик с вами прощается и оставляет вам замечательные призы.

Дети благодарят Рубика и прощаются с ним.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались!

Литература

1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально-подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков. М., 1998

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов – М., 2003

3. Комарова Л. А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника, 2009

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепление знаний о звуке Г, знакомство с буквой Гэ. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Г, знакомство.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ш] и буква Ш» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ш] и буква Ш» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство со звуком и буквой Ш. Задачи: уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе,.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Перелётные птицы. Буква п и звук [П]» Тема: «Перелетные птицы», «Буква и звук П» Учитель-логопед Нефедова О. Н. Цели: • Познакомить со звуком и буквой «П». • Продолжать, закреплять.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Звук [О] и буква О» Тема: «Звук и буква О» Цель: познакомить детей со звуком и буквой О Задачи: - вспомнить артикуляцию [о], его характеристику - развивать.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Ш] и буква Ш» Конспект занятия. Звук и буква Ш. Цели: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком Ш, научит его по акустическим и артикуляционным.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звук [В] и буква В» в подготовительной группе Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Автор: учитель –логопед Ряднина Валентина Ивановна (МБДОУ «ЦРР.

Конспект занятия «Звук [С] и буква С» Конспект занятия «Звук и буква С» Цель: 1. Закрепление произношения звука С, знакомство с буквой С. 2. Звуко-слоговой анализ слова суп.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 12:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Калюжка (УИ 559042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД