Получи документы

Конспект непосредственной образовательной ситуации — экспериментирования «Волшебные свойства воды» в старшей группе

Лариса Кузьмина
Конспект непосредственной образовательной ситуации — экспериментирования «Волшебные свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной ситуации – экспериментирования

на тему: «Волшебные свойства воды» (старшая группа)

Цель:

• Прививать интерес к исследовательской деятельности.

• Расширять знания о воде.

• Активизировать речь и обогащать словарь.

Задачи:

Образовательные :

Публикация «Конспект непосредственной образовательной ситуации — экспериментирования „Волшебные свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах

• Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды : вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар- это тоже вода.

• Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

• Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

• Развивать умение обобщать результаты работы и делать выводы.

Развивающие:

• Развивать практические действия в процессе.

• Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

• Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

• Стимулировать желание детей экспериментировать.

• Формировать коммуникативные навыки.

• Прививать бережное отношение к воде.

• Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы.

Предварительная работа:

• Беседы о воде, её роли в жизни человека.

• Проведение занятий - экспериментирований с водой.

• Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Разрезные картинки" и др.

• Отгадывание загадок, чтение художественной литературы:

Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»,

Б. Заходер «Что случилось с рекой»;

Материалы для ООД:

• прозрачные одноразовые стаканчики; фильтровальные салфетки; вещества (сахарный песок, речной песок, иллюстрации к загадкам, лист бумаги с изображением воды; на каждого ребенка конверт с картинками- схемами; мисочки, ложки чайные; кусочки льда на каждого ребёнка; термос с горячей водой; зеркало; стаканчики с водой; акварельные краски; кисти; салфетки; воронки; бутылка с водой; магнитофон ; аудиозапись «Звуки природы»;

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.

-Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю поиграть в игру «Друзья»

Игра «Друзья»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Сюрпризный момент:

-Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прилетела Капелька и предлагает нам отправиться с ней в увлекательное путешествие: «Волшебный мир воды». Согласны? - (Ответы детей.)

-Капелька: Я очень рада с вами путешествовать! Это путешествие необычное: будем путешествовать на воображаемом воздушном шаре в роли исследователей. Знаете, кто такие?

– Ответы детей… - Воспитатель: тогда, давайте скажем: «вокруг себя повернись, и в исследователя превратись»

- Капелька: В ходе путешествия мы будем передвигаться от станции к станции и изучать свойства воды. Готовы? Тогда вперед за мной! Взлетаем. (звучит мелодия) -Воспитатель: ребята, мы поднялись так высоко, что можем увидеть, что на нашей Земле много воды! Где находится вода?

- Ответы детей (в реках, озерах, морях, океанах.) -Воспитатель: вода на Земле бывает пресной (несолёной) и солёной. Как вы думаете, где солёная, а где пресная?

- Ответы детей…

-Воспитатель: Да, ребята, вода в речках, ручейках, озёрах--- пресная (несолёная, а в морях, океанах – солёная.

- Капелька: Приземляемся!

1станция: Отгадайте загадки:

1)Пушистая вата плывёт куда -то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе?

- Дети: (облака)

2) Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она, потечёт?

- Дети: (сосулька)

3) Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко?

- Дети: (туман)

4) Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …

- Дети: (роса).

5) Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый…

- Дети: (снег).

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать одним словом: дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег? Что все это?

- Дети: Вода!

- Да, это всё – вода!

- Воспитатель: «Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу»

- Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она – волшебница!

- Капелька: а сейчас летим к другой станции.

2 станция: Что мы знаем о воде?

- Воспитатель: Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Верно, ребята? Где нужна вода?

- Ответы детей …

- Воспитатель: вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А также мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

- Правильно, поэтому, воду надо беречь и охранять!

- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете? -Ответы детей: Вода – это жидкость;

• Вода не имеет формы;

• У воды нет цвета;

• У воды нет вкуса;

• У воды нет запаха;

- Воспитатель: вот, Капелька, сколько ребята уже знают про тебя!

- Воспитатель: ребята, а давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.

Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»

Игра: «Кому нужна вода» :

Описание: На листе бумаги круг с изображением капельки воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево, бумага., нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.

Опытно- экспериментальная часть :

3 станция: опытно-экспериментальная

-Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас продолжим наши опыты с водой.

(Присаживаемся за столы)

Опыт №1.

-Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.

- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.

- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?

-Дети: сахарный песок в воде растворился.

-Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет?

-Дети: Речной песок в воде не растворился.

-Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

-Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

-Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

Опыт № 2. «Лед – это вода»

-Воспитатель: Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)

Что вы почувствовали?

-Дети: Холод

-Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

-Дети: Чем-то мокрым, холодным, льдом.

-Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

-Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду.

-Воспитатель: Так что же такое лед?

Дети: Лед – это вода в твердом состоянии.

Воспитатель: В каком состоянии может быть вода?

Дети: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.

Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.

Воспитатель: Возьмите салфеточки и протрите руки.

Физкультминутка:

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).

Ребята, такое явление называется «Круговорот воды в природе»

Опыт № 3 «Пар – это тоже вода».

-Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.

(Опыт проводит воспитатель. На столе - термос с кипятком, стекло или зеркало).

-Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.

-Дети: Из горлышка выходит пар.

-Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?

-Дети: Оно запотело, и появились капельки

-Воспитатель: Предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?

-Дети: Пар – это тоже вода.

-Воспитатель: Правильно пар-это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.

Вывод: Пар – это тоже вода.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет? Давайте попробуем.

Опыт №4 «Вода может изменить свой цвет»

-Воспитатель: Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.

- Изменила вода свой цвет или нет?

- Дети: Да

- Воспитатель: Какого цвета стала вода, у кого какая….?

- Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Вывод: вода может менять цвет.

-Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, изменит ли вода свой цвет и вкус, если положить в нее варенье? Попробуйте это сделать дома.

-Воспитатель: Капелька, что это у тебя?

-Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила воды напиться, вот она.

-Воспитатель: Ребята, а нам можно пить такую воду пить?

-Дети: Нельзя.

-Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.

-Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?

- Воспитатель: давайте отправимся на станцию, где очищают воду (очистную).

4 станция: очистная

-Воспитатель: ребята, поможем Капельке очиститься?

- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.

- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.

- Я очень осторожно буду переливать грязную воду в баночку с фильтром.

- Что мы видим?

- Дети: Вода очищается…

- Воспитатель: Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?

- Дети: Вода стала чистая, прозрачная.

- Воспитатель: Куда делась грязь?

- Дети: Вся грязь осталась на фильтре.

-Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды. Этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора. Пить её нельзя, так как в ней ещё остались мелкие частицы мусора и микроорганизмы, вредные для нашего здоровья.

- Где мы можем использовать эту воду?

- Дети: в хозяйственных нуждах: полить цветы, помыть пол и т. д.

- Воспитатель: пресной чистой воды на Земле немного, поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы!

-Капелька: ребята, нам пора возвращаться.

-Воспитатель: давайте скажем: 1…5 в группу возвращаемся опять.

- Воспитатель: понравилось путешествие? В ходе его мы хорошо потрудились. Капелька увидела, какие вы умелые и знающие. А Капелька будет продолжать своё путешествие.

- Капелька: до свиданья! До новых встреч.

-Дети: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!

-Воспитатель: дети, по какие новые свойства воды мы сегодня с вами узнали? - - Дети:

Вода может растворять одни вещества, а другие нет.

Вода прозрачная.

Вода может менять свой цвет.

Вода может быть в жидком и твердом состоянии.

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:

В природе путешествует вода.

Она не исчезнет никогда.

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда.

Эта волшебница – наша вода!

Список используемой литературы

1. Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М. : «Linka - Press», 1997;

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М. : «Скрипторий», 2003;

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды»Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Тропа науки» в старшей группеКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Тропа науки» в старшей группе Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные - Формировать.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «Морские чудеса»Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «Морские чудеса» Цель: Расширять представления детей о Черном море и его обитателях. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с легендами о.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подход к питанию один — мы то, что мы едим»Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подход к питанию один — мы то, что мы едим» Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста потребность к здоровому образу жизни. Задачи: Познавательные: - закреплять понятий.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда»Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Цель: Расширить представления детей о.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной ситуации — экспериментирования «Волшебные свойства воды» в старшей группе
Опубликовано: 17 октября 2022 в 07:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной ситуации — экспериментирования «Волшебные свойства воды» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кузьмина (УИ 3077463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД