Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Глобус и карта»

Синенко Людмила
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Глобус и карта»

Программное содержание: Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать и описывать различные факты и явления продолжать знакомить с глобусом и географической картой. Учить различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету, условные обозначения (озеро, река, город и т. п.). Дать представление о главных географических направлениях (восток, запад, север, юг)

Словарная работа: глобус, карта, север, юг, восток, запад, модель, суша.

Материал и оборудование: Глобус, физическая карта, полушарий, карта России; карточки с буквами (по 2 одинаковых, обозначающими стороны света (С,В,Ю,З); письмо Незнайки; 5 карточек для раскрашивания (горы, моря, реки, пустыни; леса и равнины; ледники); на каждого ребенка – бумажный круг («модель земного шара», ножницы, цветные карандаши.

Предварительная работа: Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями на карте разных природных зон; занятие по математике (деление целого на части); дидактические игры «Найди предмет»; «Найди место на карте»; «Отгадай, какой это условный знак»; составление простых планов – карт: групповой комнаты, раздевалки и т. д.

Ход занятия.

Воспитатель. (Приглашает детей к плану – карте групповой комнате). Что сегодня в группе расположено не так, как на карте?

(дети находят несоответствия).

Что нового появилось на нашей карте? (красный кружок). Что это означает? (новый предмет). Определите по карте, где он находится.

(Дети называют место, обозначенное красным кружочком).

Найдите этот предмет.

(Находят глобус)

Что это?

Глобус – модель земного шара. Так выглядит наша планета из космоса (ставит глобус на стол).

Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода, моря, реки, океаны, озеры и т. д.).

Какие еще цвета вы видите? (Зеленый, желтый, коричневый, белый).

Что обозначают этими цветами?

(Коричневый – горы, желтый – пустыни и т. д.).

Сейчас я быстро покручу глобус. Какого цвета на нем больше?

(Голубого).

Как вы думаете, что это значит?

(На нашей планете больше всего воды).

В древности люди назвали свою планету Землей, но когда научились строить большие корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что земля (суши) гораздо меньше, чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты. Чтобы представить это, возьмите «Модель земного шара» и вырежьте ножницами часть.

(Дети выполняют задания).

Покажите «сушу» и «воду». Сравните их по величине.

Чего больше?

(Воды)

Человек может жить без воды?

(Ответы детей)

Кому еще нужна вода?

(Растениям, животным – всему живому на земле)

Можно пить воду из моря или океана или поливать ею растения?

(Нельзя, потому что она соленая)

Какую воду можно пить?

(Пресную)

Откуда берут пресную воду?

(Из рек, озер, родников и т. п.)

Посмотрите на глобус. Как вы думаете, где больше воды – в океанах или реках и озерах?

(В океанах больше)

Значит, пресной воды на земле не так много, поэтому ее нужно беречь.

Когда вы смотрите на глобус, вы видите всю землю?

(Ответы детей)

А как можно увидеть всю планету сразу?

Послушайте загадку: Горы, пустыни и страны,

Моря, ледники, океаны,

Даже дороги и города

Где узнает любой без труда.

(На карте).

Вывешивает физическую карту мира.

Воспитатель. На что похожа карта?

(На разрезанный пополам глобус)

На карте и глобусе все обозначено одинаково: реки, моря, горы, ледники. Зачем же людям и карта и глобус? Послушайте. «Однажды поспорили карта и глобус:

- Глобус. Я лучше тебя, ведь я точная модель земли.

- Карта. Зато на мне все сразу видно, а на тебе только та сторона, которая повернута к человеку.

- Глобус. Это не страшно, меня и повернуть можно, а на тебе материки и океаны разорваны.

- Карта. Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты ни в один чемодан не влезишь.»

Воспитатель. Попробуйте их померить. Кому нужна карта?

(Морякам, летчикам, геологам)

А глобус?

(Школьникам, всем кто изучает землю)

Без глобуса нельзя представит, что Земля круглая.

Кто же из них нужнее?

карта, и глобус нужны людям)

Стук в дверь.

Воспитатель. Почтальон принес письмо от Незнайки (читает).

«Дорогие ребята! Я собрался в путешествие. У меня есть карта, но я незнаю, что на ней, каким цветом обозначено. Помогите мне, пожалуйста».

Как нам помочь Незнайке?

(Предложения детей)

Давайте пошлем ему карточки, на которых с одной стороны нарисованы горы, реки, пустыни и т. д., а другую сторону вы закрасите тем цветом, каким на карте и глобусе обозначаются эти географические понятия.

Н-р: изображены горы – другую сторону вы закрашиваете коричневым цветом и т. д. Каким цветом вы закрасите карточку, где изображена пустыня?

(Ответы детей)

Ледники? и т. д. Всего у нас 5 карточек (горы; моря и реки; пустыни; леса и равнины; ледники)

Прошу вас разделиться на пять команд, взять по одной карточке и закрасить ее в соответствиии с тем, что на ней изображено.

(Дети выполняют задание)

Проверим, все ли правильно выполнели задание.

(Показывает карточки, дети проверяют).

Молодцы, вы очень помогли Незнайке! Мы пошлем ему эти подсказки, он научится читать карту и сможет отправиться в путешествие.

Но нужно не только знать, где находятся моря или горы, но и как до них добраться, в каком направлении идти. Как люди ориентируются во время путешествий?

(С помощью компоса по солнцу)

Люди знают, что солнце всегда восходит – поднимается утром – в одной и той же стороне неба. Эту сторону света назвали востоком. На карте ее обозначают первой буквой слова восток – «В» (показывает карточку с буквой «В» и прикрепляет ее к карте в соответственном месте. Тоже по ходу занятия педагог делает с другими карточками).

Послушайте, как созвучны в русском языке эти слова: восход – восток. А когда солнце заходит, садится?

(Вечером)

Она заходит в той же стороне неба?

(Ответы детей)

В противоположной. Эту сторону света, где солнце садится, как бы западает за горизонт, назвали заподом. Ее обозначают первой буквой слова запад – «З». Солнце за день проходит путь от востока до запада. Но идет оно не по самой середине неба, а отклоняясь в одну сторону, - летом меньше, зимой больше. Эту сторону света назвали юг. На карте обозначается первой буквой слова юг – «Ю». Противоположная строка называется север и обозначается буквой – «С». Зная все это, человек может понять, в какую сторону ему идти. Утром в какой стороне неба находится солнце?

(На востоке)

Если солнце высоко в небе, то какое у нас время суток?

(День)

Когда солнце бывает на западе?

(Вечером)

Прошу вас разделиться на три команды и выполнить новое задание. На столе лежат три одинаковых картинки. На них написаны буквы «Ю», «З», «В» которые обозначают стороны света. Первая команда нарисует солнце там, где оно бывает утром; вторая нарисует там, где оно бывает днем, а третья – там, где солнце заходит. Затем один человек от каждой команды расскажет, где они нарисовали солнце и почему.

(Дети выбирают соответствующие карточки и выполняют задание. Представители команд по очереди ставят рисунки на мольберт и объясняют, почему солнце нарисовано именно в этом месте).

Воспитатель. В каком городе мы живем?

(В Невинномысске)

Я утверждаю, что Невинномысск находится на юге России. Вы согласны?

(Одни соглашаются, другие нет)

Как это можно проверить? С помощью карты России. (Вывешивает карту. Показывает букву «В»)

Какая эта буква?

(Ответы детей)

Какую сторону света обозначают этой буквой?

(Восток)

Где на карте восток?

(Дети показывают. Воспитатель прикрепляет букву «В» к карте. Так же определяют другие географические направления).

Найдите наш город на карте.

(Дети находят)

Где он находится?

(На юге)

Теперь мы точно знаем, что Невинномысск находится на юге.

У нас есть глобус, карта полушарий, карта России. Мы с вами можем путешествовать не выходя из детского сада.

Ребята, вы молодцы, правельно отвечали на вопросы, были старательны и справились с заданием.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Береги здоровье» Старший дошкольный возраст. Интеграция: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Художественный труд». Цель: Создание условий для развития.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Физкульт-ура» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Конспект НОД «Физкульт-ура» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Школа пешеходных наук» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну музыки» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» ЦЕЛЬ: Обобщение и закрепление изученного материала по.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные» Тема. Домашние животные (второе занятие). Цель: продолжаем расширять словарь по данной теме; работаем с картинно-графическим планом.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Звери в лесу»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Звери в лесу» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД «Лес — наше богатство» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Купинского района Детский сад «Теремок». Конспект открытого занятия познавательного.

Конспект НОД «Тайны подводного мира» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов, порядковый счет в.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Глобус и карта»
Опубликовано: 6 января 2018 в 21:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет праздника «Яблочный Спас — яблочки припас»
«Яблочный спас – яблочки припас! » Фотоотчет праздника в младшей группе Сегодня малыши праздновали Яблочный спас, веселились и играли с яблочками. [ К...
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе для 5–7 классов
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ...
Фотоотчёт «Делаем сами — своими руками» из опыта работы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию поделки помогающие при оформлении развивающей среды в группе детского сада. Предметно-развивающая среда...
«Секрет из фольги» фотоотчет о традиции «Я дарю тебе общение»
Фотоотчет. Традиция «Я дарю тебе общение»- 2. "Секрет из фольги" Сегодня к нам в гости мамочки пришли и с собой свой «секрет» принесли. - Вот вам,...
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа №1 имени А. М....