Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство»

ларкина марина николаевна
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.

Задачи:

Образовательные:

• Привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры.

• Дать первоначальное представление о шахматных фигурах.

Познакомить с названием шахматных фигур.

• Упражнять в отгадывании загадок.

Развивающие :

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Путешествие в шахматное королевство“» размещена в разделах

Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, сообразительность.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и интерес к шахматам.

• Воспитывать желание помочь другим, самостоятельность в выполнении задания.

Словарь:

Король.

• Ферзь (королева).

• Слон (офицер).

• Конь.

• Ладья.

• Пешка.

Шахматная доска.

Шахматная фигура.

• Стражники.

• Индия.

• Индусы.

Шахматы.

Шахматисты.

Предварительная работа:

• Дид. игры на тему «Шахматы».

• Просмотр мультфильмов про игру в шахматы.

• Занятия по шахматам.

• Беседы.

• Индивидуальная работа.

Чтение художественной литературы: сказки, стихи, загадки и викторины о шахматах.

Оборудование:

• ММУ.

• Ноутбук.

• Презентация «Путешествие в шахматное королевство».

• 2 фланелеграфа (игра «Собери шахматную фигуру»).

• 3 доски (одна – магнитные шахматы, две для игры «Собери шахматную фигуру»).

• Шапочки с шахматными фигурами на каждого ребенка.

• Плед или покрывало («Ковер – самолет»).

• Письмо от королевы.

• Разрезные картинки для игры на фланелеграфе «Собери шахматную фигуру».

Шахматы.

• Магнитная шахматная доска.

• Указка.

Ход занятия.

Слайд 1. («Путешествие в шахматное королевство»).

Дети в спортивной одежде: черные и белые.

Воспитатель: Ребята, мы получили письмо от Шахматной королевы. Давайте узнаем, что она нам пишет.

Чтение письма.

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Шахматная королева из далекой страны Индии. Я вас приглашаю к себе в свое сказочное Шахматное королевство, где вы узнаете много интересного, познакомитесь с новой интересной игрой, поиграете в различные игры. А попадете вы ко мне на волшебном ковре – самолете. Вместе с вами будет путешествовать моя маленькая принцесса. Жду вас с нетерпением!

Ваша Шахматная королева».

Слайд 2.

Картинка «Индия».

-Ребята, а вы слышали про страну Индию? Это большая страна.

Слайд 3.

В Индии никогда не бывает зимы. Там очень жарко. А живут там очень трудолюбивые люди – индусы.

-Ну, что, отправляемся? Тогда у нас есть вот такой красивый ковер – самолет. Мы сейчас на него все присядем и полетим в далекую страну Индию.

Дети садятся на ковер.

Слайд 4.

Полет в Индию.

Слайд 5.

Картинка «Добро пожаловать».

-Вот мы и прилетели. Посмотрите, нас у ворот встречают стражники. Давайте все сойдем с ковра и присядем на стульчики.

Сложить ковер.

- Ребята, а кто знает, кто такие стражники?

Стражники – это охрана короля.

Слайд 6.

Королева.

-Здравствуйте, мои друзья. Меня зовут Шахматная королева. Я очень рада видеть вас в моем шахматном королевстве. Оно находится в далекой стране Индии. Я познакомлю вас с замечательной игрой, которая называется «шахматы». А хотите узнать, как появились шахматы?

Дети: Да.

Королева : Тогда я предлагаю посмотреть мультфильм «История возникновения шахмат».

Слайд 7.

Просмотр мультфильма.

Слайд 8.

Картинка «Шахматы»

Воспитатель: Шахматы – это игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная, спортивная игра.

- Ребята, а кто знает, что означает слово «Шахматы»? (Ответы детей)

-Я вам немного подскажу, вы помните, как возникли шахматы? (Ответы детей).

Когда закончились все сражения между королями, то они заскучали. И тогда все битвы между ними перенесли на шахматное поле. Шах – означает король, мат – поражение. Поэтому, шахматы – это поражение короля.

А людей, которые играют в эту игру, называют «шахматисты».

Слайд 9.

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Расстановка шахматных фигур».

У вас у всех на головах шапочки с шахматной фигурой. Вспомните, какой шахматной фигурой вы являетесь, и начнем игру.

Слайд 10.

Показ картинок согласно тексту.

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи,

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два:

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

Игра «Расстановка шахматных фигур».

Выходят 2 короля.

Король.

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Короли встают друг напротив друга. Выходят 2 ферзя.

Ферзь.

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

-Ферзь означает королева.

Ферзи встают рядом с королем своей масти. Выходят 4 слона.

Слон.

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

Слоны встают рядом с королем и ферзем своей масти. Выходят 4 коня.

Конь.

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

Кони встают рядом со слоном с двух сторон своей масти. Выходят 4 ладьи.

Ладья.

А ладья – то тяжела.

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Ходит вдоль и поперёк.

Шаг ладьи тяжёл и строг.

Ладьи встают рядом с конем своей масти с двух сторон.

Выходят все пешки.

Пешка.

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

Пешки встают перед шахматными фигурами.

-Вот все фигуры и построились.

С детьми другой группы :

-Ребята, а вы запомнили, как называются шахматные фигуры? Только не шумите, а вы поднимайте руку; а ребята, которые читали стихи, назовите свою фигуру еще раз.

И пока вы на поле, мы поиграем в игру «Ты словечко доскажи».

О какой фигуре будет идти речь, те дети выходят в середину, и затем садятся на стульчики.

Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

1. Не фигура, а насмешка -

Эта маленькая … (пешка)

2. Есть сестра у корабля –

Очень важная … (ладья)

3. Шустрый, быстрый, как огонь

Шахматный, но всё же … (конь)

4. Не отвесит вам поклон!

Не индийский, хоть и … (слон)

5. Самый главный в войске есть,

А для вас он просто … (ферзь)

6. У него большая роль,

А зовут его … (король)

Все фигуры выходят и садятся на стулья. Остаются Короли.

-Молодцы, справились с заданием. Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. И я предлагаю небольшое сражение для Королей : «Собери шахматную фигуру»

На фланелеграфе в беспорядке размещены детали шахматной фигуры. Вам надо ее собрать. А мы посмотрим, чей же Король выиграет в этом сражении.

Слайд 11.

Короли собирают пазлы. Звучит музыка.

-Ребята, скажите название фигуры, которую собрали наши короли.

Слайд 12.

Королева :

-У меня есть волшебный шахматный сундучок. В нем лежат загадки, попробуйте их отгадать. Возьмите, пожалуйста, мой волшебный сундучок.

Королева передает волшебный сундучок с загадками. Воспитатель поднимает сундучок и загадывает загадки. На экране появляются отгадки.

Слайд 13.

• С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа,

В клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы)

• Вся доска в квадратиках,

На них – полно солдатиков.

Нет патронов у солдат,

Но поставят шах и мат.

(Шахматная доска)

• Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он -… (Король).

• Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал….(Ферзя)

• Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -… (Слон).

• Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным… (Конем).

• Вперед и назад ходит браво,

Помчится налево, направо,

Ту фигуру знаю я,

Ведь зовут ее… (Ладья).

• Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды. (Пешка).

-Молодцы. Все мы очень любим слушать сказки, и в сказочном королевстве тоже любят их; и даже играют.

Слайд 14 («Шахматная репка»)

Выходит ребенок и читает стихотворение.

Я знаю от папы,

Я знаю от деда;

Шахматы – лучшие игры на свете;

Ум развивают,

Уму помогают,

Делают лучше друзей.

-Я вам предлагаю сыграть в одну сказку, которая называется «Шахматная репка».

Все вы помните, какими шахматными фигурами вы являетесь. У нас будет две репки: одна – белого короля, другая – черного короля.

Я буду рассказывать сказку, а вы, как услышите название своей шахматной фигуры, выходите и вставайте друг за другом.

Инсценировка сказки «Шахматная репка».

Исполнители:

Черные фигуры Белые фигуры

Король – Ф. И. ребенка Король – Ф. И. ребенка

Ферзь - Ф. И. ребенка Ферзь - Ф. И. ребенка

Слоны - Ф. И. ребенка Слоны - Ф. И. ребенка

Кони – Ф. И. ребенка Кони – Ф. И. ребенка

Ладьи –Ф. И. ребенка Ладьи – Ф. И. ребенка

Пешки – Ф. И. ребенка Пешки – Ф. И. ребенка

Репка -Ф. И. ребенка Репка - Ф. И. ребенка

Воспитатель: В некотором шахматном царстве, в некотором шахматном государстве жил был Король. Однажды Король посадил на своем поле репку. Много ли, мало ли времени прошло, но репка выросла большая, пребольшая. Король обошел репку и призадумался…

Король : Да, репка моя выросла такая огромная, что прокормит всю мою армию!

Пробовал тянуть, да не потянул и позвал своего главного помощника на помощь.

Король : Главный мой помощник – Ферзь, иди сюда на подмогу!

Ферзь прибежал и стали тянуть репку: Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ферзь стал звать на подмогу Слона.

Ферзь: Сильный, могучий наш Слон, иди к нам на подмогу, сила твоя нужна!

Слон прибежал и стали тянуть репку: Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Слон стал звать на подмогу Коня.

Слон: Храбрый, отважный наш Конь, спеши к нам на помощь!

Конь прискакал и стали тянуть репку: Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Конь стал звать на помощь Ладью.

Конь: Верный, стойкий, наш Ладья, ждем тебя на подмогу!

Ладья подоспел и стали тянуть репку: Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ладья стал звать на помощь Пешку.

Ладья: Смелая наша Пешка, беги к нам на помощь!

Прибежала Пешка и стали тянуть репку: Пешка за Ладью, Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули и вытянули!

Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто видел и слушал – Молодец!

-Присаживайтесь на свои места.

А теперь давайте все вместе посмотрим мультфильм про шахматы.

Слайд 15.

Просмотр мультфильма «Шахматы» из цикла «Фиксики».

Слайд 16.

Королева :

-Вы, ребята, все молодцы! Вам понравилось у меня в гостях?

Дети: Да.

Королева :

-Я очень этому рада. Вы многое узнали, познакомились с жителями моего шахматного королевства, и за это я хочу подарить вам игру «Шахматы».

Королева дарит шахматы детям.

- Поблагодарим Шахматную королеву за ее приглашение в свое королевство и за подарок.

Слайд 17.

Королева :

-До свидания, ребята!

Слайд 18.

Картинка «Шахматы».

Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству.

-Что нового вы узнали сегодня?

- Что было интересным для вас?

-В какой стране появились шахматы?

-Какие шахматные фигуры запомнили?

-Вы бы хотели научиться играть в шахматы?

-Почему?

-Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность.

Отправляемся назад в детский сад. Садимся на наш ковер – самолет и полетели.

Слайд 19.

Полет в детский сад.

Слайд 20.

Картинка «Детский сад».

-Вот мы и прилетели, а сейчас пойдем в нашу группу и нарисуем шахматную фигуру, которая вам больше всего понравилась. А вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.

Публикации по теме:

Аннотация к педагогическому проекту «Шахматное королевство» Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные учреждения на создание.

Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию «Путешествие с Красной Шапочкой» Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию: «Путешествие с Красной Шапочкой»Программные задачи: 1. Обобщить полученные.

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие на ферму» во второй младшей группе Программное содержание. Закрепить: - понятия количества: один - много, - размера: большой - маленький, - длины: широкий - узкий, - геометрические.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды» Тема: «Превращения капельки воды» Программные задачи: Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация. Сформировать первичные представления.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе.Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 18:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД