МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи «Согласный звук [Ж] и буква «Ж» в подготовительной к школе группе

Алёна Чахлова
Конспект НОД по развитию речи «Согласный звук [Ж] и буква «Ж» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия

Образовательная область: Речевое развитие.

Тема занятия: Согласный звук «Ж» и буква «Ж».

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.

Цель занятия: Ознакомление детей со звуком «Ж» и буквой «Ж» посредством речевых упражнений и дидактических игр

Задачи занятия*

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Согласный звук [Ж] и буква „Ж“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Образовательная задача: Формировать правильное звукопроизношение, определять характеристику звука, позицию звука в словах, составлять схему предложении.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы.

Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, самостоятельность.

Дополнительные задачи:

Планируемый результат занятия:

1. Дети правильно произносят звук, дают характеристику звука, определяют позицию звука в словах, составляют схемы предложении.

2. Дети способны делать анализ, развита мелкая моторика.

3. Дети умеют говорить выразительно в нормальном темпе, излагать своё мнение.

Материалы и оборудование: Тетради, простые карандаши, картинки, картинки (на что похожа буква «Ж», палочки для выкладывания слогов, схемы предложений, цветные круги.

Ход занятия

Организационно – мотивационный этап

ПРИВЕТСТВИЕ

-Здравствуйте, ребята!

-Давайте пожелаем друг другу хорошей работы и скажем у нас всё получится, мы всё сможем.

-Давайте возьмёмся за руки и все вместе скажем у нас всё получится, мы всё сможем.

-Присаживайтесь на стульчики, сидим правильно, спинку держим ровно, красиво.

Этап постановки проблемы

-Подойдите к столу и посмотрите внимательно на картинки и скажите, что на них изображено.

(Жук, жаба, жёлуди, флажок, фасоль) и ещё одна картинка, где отсутствует звук «Ж».

-Как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? А почему?

(нет звука «Ж»)

-Действительно, молодцы!

-А что объединяет остальные картинки?

(Звук «Ж»)

-Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Хорошо!

Этап ознакомления с материалом

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

-Ребята, как жужжит жук или шмель?

(Ж-ж-ж)

-Как называется прекрасная птица из сказки о Коньке-Горбунке?

(Жар-птица)

-Вспомните, какими «сказочными» словами начинаются многие сказки?

(Жили-были)

-Какой звук встречается в этих словах?

(звук Ж)

АНАЛИЗ ЗВУКА

-Теперь ребята, давайте узнаем какой звук «Ж».

Звук Ж- согласный. А почему звук «Ж» согласный? (встречает преграду).

- Давайте проверим, какой он звонкий или глухой. Подставляем ладонь под подбородок и произносим Ж-ж, горлышко что делает? (Дрожит, значит какой он? (Звонкий)

Ж-ж – звонкий, дрожит горлышко.

-Значит звук Ж – согласный, звонкий, он произносится всегда твёрдо.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

(КАРТИНКИ)

ДЕТИ ПОДХОДЯТ К СТОЛУ И НАЗЫВАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ ЧТО ВИДЯТ НА КАРТОЧКАХ

- Ребята посмотрите на столе лежат картинки, давайте все вместе встанем, посмотрит и назовём что на них изображено по очереди.

(Жук, жаба, жёлуди, флажок, ножницы, лыжи, снежинка, медвежонок, жираф, журавль, жеребёнок, сапожки).

-Ребята вот вы сейчас посмотрели и назвали слова, скажите какой слышится звук во всех словах? («Ж»)

-Где спрятался звук «Ж» вначале, середине или в конце?

- А теперь пройдите и присядьте на стульчики.

-РЕБЯТА ПОСЛУШАЙТЕ СКОРОГОВОРКУ.

Этап практического решения проблемы

СКОРОГОВОРКА

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

-Теперь давайте в месте повторим, а потом по одному.

-Ребята, скажите какой звук встречается почти в каждом слове этой скороговорки?

(Звук «Ж»)

-А в каких словах встречается звук «Ж»?

(Лежебока, рыжий, отлежал, живот)

-Давайте с вами посмотрим, где спрятался звук «Ж» в слове ЛЕЖЕБОКА?

(В середине)

-Где спрятался звук «Ж» в слове РЫЖИЙ?

(В середине)

-Где спрятался звук «Ж» в слове ОТЛЕЖАЛ?

(В середине)

-Где спрятался звук «Ж» в слове ЖИВОТ?

(В начале)

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

-А теперь ребята, я вам предлагаю разобрать слово «ЖУК». (Картинка жука)

-Произнесите все вместе ЖУК.

-Какой первый звук?

(Ж)

-Какой он?

(Согласный, звонкий и твёрдый)

-Какой берём квадратик?

(Синий)

-Следящий какой звук «ЖУК»?

(У)

-Какой он?

(Гласный)

-Каким кружочком обозначаем?

(Красным)

-ЖУК (К-к-к, какой К-к?

(Согласный, звонкий (потому что не глухой, твердый) К-к-к.

Какой квадратик?

(Синий)

-Ребята, сколько букв с слове ЖУК?

(Три)

-Сколько звуков?

(Три)

-Давайте произнесём слово ЖУК, узнаем сколько слогов (хлопаем в ладоши ЖУК, сколько слогов)

(Один)

-Куда падает ударение ЖУК-ЖУК?

(На ударный звук У)

Хорошо, молодцы!

ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК»

-Я сейчас предлагаю Вам поиграть в игру «Поймай звук».

ХОД ИГРЫ

-Я сейчас вам буду перечислять разные слова, а вы должны будете хлопнуть в ладоши если услышите в слове звук Ж. (Пижама, лимон, бежать, лежать, жидкий, мокрый, живой, живот, имидж, море, мираж)

Теперь, давайте немного разомнёмся.

ФИЗМИНУТКА

Жу-жу-жу,

(Три хлопка).

На лужок хожу,

(Шаги с высоким подниманием ног).

На жуков гляжу.

(Присесть, ладони поднести к глазам)

Жу-жу-жу.

(Три хлопка).

Молодцы!

-Теперь присаживайтесь за столы.

ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ СХЕМЫ

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМЕ

-Сейчас вам нужно будет написать предложения по схеме.

-Возьмите в руки карандаши и напишите предложение.

-Ребята, а вы умеете писать?

-А как мы с вами его напишем?

(схематически)

-Посмотрите на схему и скажите, сколько в этом предложении должно быть слов?

(Четыре)

-Коротенькие линии это предлоги (маленькие слова, те что подлиннее слова.

-Составьте предложение по схеме, чтобы в нём встречалось слово ЖЁЛУДИ.

(На дубе растут жёлуди)

ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Составьте предложение по схеме, со словом ЖУК.

(Жук жужжит над цветком)

ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

-Составьте предложение со словом ЖИРАФ.

(У Жирафа очень длинная шея)

-А в этом предложении должно быть слов?

(Пять)

ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПИШЕМ БУКВУ «Ж» В ВОЗДУХЕ

-А теперь мы с вами познакомимся с буквой Ж

-Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем.

-Как она пишется?

(По середине вертикальная палочка, затем проводим полу треугольник с двух сторон).

-Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях, но прежде давайте выполним пальчиковую гимнастику.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«ПРЯТКИ»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы).

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДЯХ

-Посмотрите на букву «Ж» и скажите, на что она похожа?

(осьминога, бабочку)

ПОКАЗЫВАЮ ДЕТЯМ КАРТИНКИ НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА «Ж»

-Звуки мы с вами говорим и слышим, а буквы видим и пишем.

ВЫКРАДЫВАЕМ СЛОГИ

-А теперь давайте, ребята на столе выложим слога «ЖА», сначала выкладываем «Ж», а потом «А».

-Теперь давайте выложим «ЖИ» с буквой «И».

-И «ЖУ».

Молодцы, умнички!

Заключительный этап

-Ребята скажите, с каким звуком и звуком мы познакомились?

ИГРА «НОВОЕ СЛОВО»

-У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово».

ХОД ИГРЫ

-Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].

Например: Лук-Жук. (Баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

-Ребята у меня для вас есть небольшой сюрприз, вы можете его выполнить дома или в детском саду в свободное время.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [й] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группеКонспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группе Цель: Знакомство со звуком [Б] и буква Б. Задачи: - закрепить ранее изученные буквы; -закрепить знания детей о согласных буквах и звуках,.

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Согласный звук [Ж] и буква «Ж» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 25 января 2024 в 17:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД