Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги»

Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги»

Цель: изучение звука [М].

Задачи:

1. Формировать навыки звукового анализа;

2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;

3. Учить произносить звук [М] тихо, громко, длительно, коротко и с различной интонацией;

4. Учить составлять слоги;

4. Развивать умение называть слова с заданного звука;

5. Развивать пространственно-зрительное восприятие буквы;

6. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику.

Материал: рисунок №1-Мудрая Сова, Зайчонок с ведёрком, Ёжик, корова, дом с театральной маской на крыше, фонарь с буквой «М», рисунок №2-изображение как мычит корова, рисунок №3- паровоз с 3 вагончиками, мороженое, молоко, матрёшка, альбом, лампа, маска, мухомор, самолёт, дом, гармонь, малина, ромашка; рисунок №4-лук+УМ (слог)=?

Ход НОД.

1. Подготовительный этап.

-Ребята, вспомните на какой праздник попали игрушки на прошлом занятии?

-Какие звуки в карнавале участвовали?

-Какие гласные звуки вы знаете?

-Почему все гласные звуки на карнавале были обуты в красные башмаки?

2. Постановка учебной задачи.

-После завершения карнавала гласных звуков, наши герои-игрушки отправились на другую улицу-улицу Согласных Звуков. Мудрая Сова рассказала своим друзьям, что согласные звуки отличаются от гласных тем, что их трудно петь и тянуть.

На улице Согласных Звуков все дома были двойными, так как каждый дом состоял из двух маленьких домиков, при этом двор каждого домика был отделён от другого заборчиком. Мудрая Сова разъяснила, что в этих парных домах живут по два похожих звука, которые отмечаются одной буквой. Не успела Сова закончить свой рассказ о жителях улицы Согласных Звуков, как во дворе близкого к ним домика послышалось громкое: «Ммуу! Поммммогите ммммне!» Игрушки поторопились во двор и увидели там корову. «Раз ты здесь живёшь, - догадался Зайчонок, - значит, ты и есть звук». «Я совсем не звук, - обиженно сказала корова, - а самая настоящая корова. А живу я здесь потому, что мычу. Мой хозяин – звук [М]». «Для чего же ты позвала на помощь?»-заинтересовался Ёжик.

И корова поделилась с нашими друзьями тем, что у неё никак не получается передать в соседний двор своему телёнку молоко. Игрушки предложили корове свою помощь и стали её доить.

-А мы, ребята, в это время поговорим о звуке [М].

3. Изучение нового материала.

А). Работа с рисунками №1 и №2.

-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и найдите хозяина коровы – звук [М]. Чему он радуется?

-Картинка, на которой показано, как мычит корова, обозначает звук [М].

-Сейчас перед зеркалом произнесите несколько раз звук [М] и скажите, что делают губы при произнесении этого звука. (Губы плотно смыкаются).

-Как называется звук [М], если он живёт на улице Согласных Звуков? (Согласный).

-Вспомните, ребята, чем согласные звуки отличаются от гласных? (Гласные звуки легко петь и тянуть, а согласные-трудно.)

-Ребята, назовите слова со звуком [М]: имена, овощи и фрукты, весенние месяцы, молочные продукты.

-Какие слова начинаются со звука [М]?

Б).Работа со звуковыми карточками.

-Ребята, а вы знаете, что такое дружба?

-У кого из вас есть друзья?

-Гласные и согласные звуки тоже дружат между собой и ходят в гости друг к другу. Когда согласный и гласный звук собираются вместе, то получается слог. Какой согласный и гласный звуки есть в слоге МА? ([М]–согласный звук, [А]–гласный.)

-С помощью звуковых обозначений выложите слог МА. Поменяйте местами карточки и прочитайте новый слог - АМ. Чем отличаются слоги АМ и МА?

По аналогии дети выкладывают слоги: МУ-УМ, МО-ОМ, МЭ-ЭМ, МЫ-ЫМ.

В.)Работа с рисунком №3.

-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и расскажите, в какой части слова-паровозика находится обозначение звука [М]? (В начале, в середине, в конце.)

-Определите, в какой части названий картинок слышится звук [М], и соедините каждую картинку с соответствующим вагончиком.

Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, педагог с ними анализирует несколько примеров.

-Ребята, а какое «ядовитое» слово мы с собой не возьмём с собой в паровозик?

-Сколько звуков [М] слышится в слове «мухомор»?

Г.)Физкультминутка «Коровка».

Д.: Дай, коровка, молока,

Мы пришли издалека.

П.: Пейте, дети на здоровье

Молоко моё коровье.

Чтобы молоко попить,

Коровку надо подоить.

Быстро-быстро, ловко-ловко

Доим, доим мы коровку.

В кружку молока нальём,

С удовольствием попьём.

Все напились?

Д.: Все напились.

П. : И коровке поклонились.

В благодарность за обед

Мы покажем ей концерт.

Текст стихотворения дети сопровождают соответствующими движениями, а завершают танцевальными движениями.

Д.) Звуковая работа.

–Ребята, сейчас необходимо внимательно послушать и посчитать, сколько звуков М в словах: масло, молоко, карман, макароны, Мария, девочка, мальчик, маслины, папа, мама, гармошка, мазь, чемодан, мрамор, компот, ромашка.

Педагог, произнося первые слова, выделяет голосом звук [М], затем плавно переходя на ровное произнесение всего слова. Можно предложить детям хлопнуть в ладоши, как только они этот звук они услышат в слове, а после спросить, сколько раз они хлопнули.

Е.)Отгадывание загадок.

- Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха.)

- Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)

- Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое.)

- Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшки.)

- Стеклянный дом,

А в доме том во все концы

Снуют рыбки-жильцы. (Аквариум.)

- Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный хвост. (Морковь.)

- Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит. (Комар.)

- Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка.)

- Вот по небу мчится конь-

Из-под ног летит огонь.

Так он громко бежит,

Что внизу земля дрожит. (Гром.)

- Снегом занесла дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

-Ребята, о чём были эти загадки?

-В каких словах звук [М] слышится в начале слова, в середине, в конце?

Ж.) Закрепление материала с звуковыми карточками.

-Ребята, приготовьте обозначения звука [М] и гласных звуков. Сначала положите обозначение звука М, а рядом с ним - обозначение звука А. У вас получился слог, прочитайте его.

-Какое получится слово, если сказать два раза слог МА?

-Теперь картинки поменяйте местами. Какой слог получился сейчас?

-Когда и кто так говорит? (Так говорят маленькие дети, когда хотят кушать.)

По аналогии дети выкладывают МУ и УМ, объясняя значение этих слов.

З.)Работа с рисунком №4.

-Ребята, что нарисовано на картинке? (Лук. )

-Какой слог выложен? (УМ.)

-Что такое «ум»?

-Если сказать вместе два этих слова, то узнаем, как называется восточная сладость. Что получилось? (Лукум. )

4. Итог занятия.

-Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Что это за звук?

-Чем согласные звуки отличаются от гласных?

-Что такое слог?

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]» Программные задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука [ш] в словах и фразах, развивать фонематический слух, упражнять.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [И]» в старшей группе Цель: познакомить со звуком и буквой И. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный звук",.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [У]» в старшей группе Цель: изучение звука [У]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква". 3. Учить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги»
Опубликовано: 27 января 2021 в 17:48
+145Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Проект в первой младшей группе «Наш друг — Снеговик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования Рязанский муниципальный район...
Интегрированное спортивное занятие в младшей группе к 23 февраля «Отважные моряки»
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социализация», «Познание», «Речевое развитие»....
Соревнования «Зимние забавы»
Зимние забавы 2021 г. Пермь Холодно, морозно нынче во дворе! Так всегда бывает зимою в феврале! Что же детям делать? Как же им гулять? В зимние забавы мы...