Настя Грехова
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Беседа о друзьях и дружбе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Беседа о друзьях и дружбе"
Цель: Создание условий для усвоения норм поведения как основы нравственного воспитания.
Задачи:
- формировать у детей навык устанавливать доброжелательные отношения с детьми через речевую, игровую деятельность;
- закреплять знания детей о правилах общения с друзьями;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Беседа о друзьях и дружбе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Методы и приемы: игры, беседа, картинки.
Предварительная работа:
Чтение: Эскимосская народная сказка «Как лисичка бычка обидела»,Л. Толстой. «Два товарища», В. Осеева. «До первого дождя», «Добрая хозяюшка», «Синие листья», В. Сутеев. «Яблоко», В. Драгунский. «Друг детства», «Он живой и светится».
Мирилки.
Пословицы.
Загадки.
Песни: «Если с другом вышел в путь», «Улыбка».
Просмотр мультипликационных фильмом: «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка», «Крокодил Гена и его друзья», «Приключения Буратино».
Дидактические игры: «Волшебные слова», «Угадай настроение», «А я такой!», «Скажи, какой».
Игры на формирование дружеских взаимоотношений : «Волшебные очки», «Волшебный стул», «Назови друга ласково».
Материал: корзинка, клубок ниток, рюкзак, детские розовые очки, набор картинок «Эмоции», разрезные картинки с пословицами, бутафорская иголочка. Презентация в Power Point.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Подбери однокоренные слова», «Гора дружбы» до прихода гостей.
(Слайд №1.)
Входят в группу под песню «Когда мои друзья со мной», слова М. Танича, музыка В. Шаинского.
Психологический настрой.
Воспитатель вместе с детьми :
Хороводная игра «Дружба»
- Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
- Посмотри- ка ты вокруг (поворачивают голову из стороны в сторону).
- Здесь есть ты (кладут правую руку на плечо соседа).
- Здесь есть я (кладут левую руку себе на грудь).
- Будем вместе (с большим пальцем правой и левой руки соединяют поочередно указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец).
- Жить (хлопают в ладоши)
- Дружить (соединяют руки ладонями).
Воспитатель:
- Ребята, что вы сейчас сделали, встретившись с пальчиками? (поздоровались, подружились). Зачем принято здороваться? (проявить вежливость, добротой поделиться)
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
(дети садятся на стулья)
Основная часть
(Слайд №2.) На слайде ворона. Ворона машет крыльями.
Воспитатель:
- Ребята, это же Вредная Ворона. Она что- то хочет сказать… Давайте послушаем.
(Слайд №3.) Ворона "говорит" человеческим голосом.
- Полечу я в другое место, может, мне удастся там детей поссорить.
Воспитатель:
- Как вы думаете, зачем Вороне понадобилось нас поссорить? (Потому что это вредная Ворона, у нее нет друзей и поэтому она всех ссорит) Да, у нее нет друзей. Но ей можно помочь. Как ей помочь? Вы знаете? (Нужно научить Ворону дружить, а когда у нее появятся друзья, Ворона перестанет вредить). Правильно. Давайте попросим ворону у нас остаться. Вы расскажете Вороне, как найти друзей. Как правильно вести себя, чтобы с ней захотелось дружить.
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, что такое дружба?
Это когда:
- не ссорятся по пустякам;
- не злятся на друзей и не завидуют им;
- делятся с друзьями игрушками, книгами;
- помогают друзьям, если у них что- то не получается;
- не хвастаются;
- не обманывают.
Воспитатель:
Я, пожалуй, соглашусь с вами и добавлю, что
И друзей всех уважать,
Коль случится что- то вдруг,
К нам придет на помощь друг.
Воспитатель:
- Как вы думаете, с чего дружба начинается? (со знакомства, с игр с друзьями)
(Слайд №4.) Крошка Енот.
Воспитатель:
- Вам знаком этот герой мультфильма? (Крошка Енот) Вы помните, с чего начинается дружба в песенке Крошки Енота? (ответы)Послушайте (слушают, отвечают).
(Слайд №5.) Фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» (песня)
Воспитатель:
- Правильно, дружба начинается с улыбки. Улыбка – это первое правило дружбы. Кто знает секрет улыбки, тот легко и быстро находит друзей, не бывает одинок.
- Давайте мы тоже подарим друг другу улыбку.
(встают)
Мимическая гимнастика «Улыбка»
(дети выполняют в соответствии со словами воспитателя)
Если хмуримся с утра (хмурятся,
Нам поможет доброта (расслабляют мышцы лица).
Ну-ка, дети, собирайтесь!
И друг другу улыбайтесь (улыбаются!
Воспитатель:
- Вот такими мы становимся приветливыми, когда улыбка касается нашего лица. Какие красивые улыбчивые дети! Вам к лицу улыбка!
Дидактическая игра «Рюкзачок эмоций»
Воспитатель:
- Ребята, недавно я перебирала в группе игрушки и нашла рюкзачок, в котором поселились и прижились разные эмоции (показываю). Давайте посмотрим какие. (На доску выставляю картинки с разными эмоциями) Какие эмоции у этих детей? (называют) Как вы определили? (по мимике) С кем из этих детей вы бы хотели дружить? (с добрым) Почему? (Потому что с добрым человеком легко общаться, у него приветливое лицо и к нему можно обратиться с просьбой или за помощью, и он не откажет).
Ведь, когда придет беда
Будет друг с тобой всегда.
Он поможет, успокоит,
Даст совет…
Доброе, чуткое сердце друга поможет справится с любой неприятностью.
- Ребята, а кого мы называем другом? (Другом мы называем того, с кем у нас сложились теплые, доверительные отношения, друг делится своими секретами может хранить чужие и никогда никому не расскажет).
- Поднимите руку, у кого из вас есть друг или подруга?
Дидактические упражнения «Какой у тебя друг?», «Клубок дружбы».
(Выходят, образуют круг)
- Ребята, выходите в центр зала, образуйте круг. Я вам дам клубочек. Вы сейчас будете рассказывать о своем друге, какой он, и передавать клубочек другому ребенку. Нитку держите в руке, не выпускайте. Я начну, а вы продолжайте: «У меня друг затейливый, он придумывает разные забавы»(добрый, смелый, вежливый, воспитанный, умный, веселый, спортивный, щедрый, честный, внимательный, ласковый).
Воспитатель:
- Ребята, вы много теплых слов сказали о друзьях.
Как по-другому можно назвать те хорошие слова, которые мы говорим другу? (комплименты) Правильно, вы сказали друзьям комплименты. В дружбе очень важно говорить друзьям приятные слова-комплименты.
Посмотрите, дети, клубочек всех нас связал нитью дружбы. Чем клубочек нас связал? (нитью дружбы) Потяните нитку. Получилось ее порвать? (Нет). Почему? (Потому что она крепкая). Какая у нас дружба? (Крепкая). Правильно. Крепкая, настоящая. Давайте осторожно положим в корзинку клубочек, чтобы не порвать нашу нить дружбы. А когда пойдете садиться на стульчики, чтобы ниточка дружбы не порвалась, Маша будет иголочка (даю ей «иголочку», а вы – ниточка. Возьмите за одну руку соседа, повернитесь за Машей, не расцепляя рук, пройдите и сядьте на стульчики.
(уходят под игру "Иголочка и ниточка»)
Воспитатель:
Иголочка, иголочка по улице идёт,
И ниточку, и ниточку за собой ведёт.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, крепко держась за руки, вы прошли, не разорвав нашу ниточку дружбы.
Воспитатель:
- Дети, кто из вас помнит, как познакомился со своим другом, где встретились (на игровой площадке, в детском саду). Многие уже даже и не помнят, где познакомились, так давно дружат.
Мы очень много читали книг о дружбе. Давайте вспомним, как сказочные герои искали друзей и всем ли удалось найти.
(Слайд №6.) «Крокодил Гена»
- Как этот герой мультфильма нашел друзей? (Крокодил Гена написал объявление о том, что "молодой крокодил хочет завести себе друзей". У Гены появилось много друзей, потому что он всем был рад; крокодил очень добрый, поэтому с ним многие хотели дружить. Лучшим друг оказался Чебурашка. Гена и Чебурашка стали друзьями не разлей вода).
(Слайд №7,8.) «Как собака друга искала»
(Стала собака себе друга искать. Сначала собака предложила дружбу зайцу, но заяц боялся волка. Потом волку, но волк боялся медведя, потом медведю, но тот боялся человека. И собака выбрала человека. Собака стережет дом, а человек ее кормит, благодарит за службу).
- Почему собака выбрала человека? (Потому что он сильный и, по представлению собаки, никого не боится).
(Слайд №9.) «Добрая хозяюшка»
( Девочка меняла одного друга на другого: петушка на курочку, курочку на уточку, уточку на щенка).
- Почему щенок убежал от девочки("Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить",- сказал щенок и убежал).
Воспитатель:
- Бывают такие люди, которые так и не находят друзей, живут одиноко. Но нужно помнить, что не только мы выбираем друга, но и нас выбирают в друзья. Вот и щенок не выбрал добрую хозяюшку другом, потому что не умеет она дружбой дорожить.
- Вы бы хотели такого друга, как добрая хозяюшка? (нет, она не умеет дружбой дорожить)
(Слайд №10.) «Как лисичка бычка обидела»
- В этой сказке кто с кем дружит?
(Лисичка не искала друга, она случайно увидела бычка на берегу моря, увидев бычка, стала обзываться)
Воспитатель:
- Что заплаканная лисичка сказала маме? (ее обидел бычок)
Давайте подслушаем разговор лисички и бычка при их встрече.
(инсценирование диалога)
Лисичка: - Бычок, Бычок пучеглазый.
Бычок, Бычок большеротый.
Бычок, Бычок, колючий бочок!
Бычок:
- А ты, лиса, косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
- Кто из героев прав? (Никто. Нельзя обзываться ни на кого, кто бы то ни был, тем более на незнакомых).
- Есть возможность у героев подружиться? Как? (Им нужно помириться при помощи мирилки)
Покажите бычку и лисичке, как нужно мириться.
(Все берутся за мизинчик)
Мирилка
Жили- были я ли, ты ли,
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Ир- ир- ир- ир
Наступил мир.
Ба- ба- ба- ба
Снова дружба.
(обнимаются)
Воспитатель:
- Мириться после ссоры – обязательное правило дружбы.
- Ребята, кого из этих героев вы взяли бы себе в друзья?
Оказывается, хорошего друга встретить не так- то просто.
- Зачем нам нужны друзья? (чтобы не было одиноко, чтобы обратиться за помощью, чтобы мы помогали друг другу)
Есть такая пословица: нет друга – ищи, а нашел – береги.
Игра «Собери пословицу»
- Ребята, я вам раздам каждому по половинке картинки с пословицей о дружбе. Найдите к ней пару и скажите пословицу.
Найдете свою пару, вставайте в круг.
(Дети находят пару, встают в круг)
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друг познается в беде.
• Старый друг лучше новых двух
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь
• Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
• Вещь хороша, когда новая, а друг – старый.
• Вместе тесно, а врозь скучно.
(Говорят половицу, потом все вместе садятся на стульчики)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо сказали о своих друзьях, много прекрасных пословиц о дружбе знаете. Пока вы искали вторую половинку своей пословицы, я обратила внимание, что вы не толкали друг друга, встали парами, сумели договориться между собой, были вежливы.
Быть вежливыми - это тоже правило дружбы.
Рефлексия
Воспитатель:
- О чем мы сегодня беседовали? (О дружбе, друзьях, о правилах дружбы)
- Кому вы рассказывали о правилах дружбы, о том, кто такие друзья и как нужно дружить? (Вороне)
- Чему вы научили вредную Ворону? (быть доброй, внимательной, как себя вести, чтобы у нее появились друзья и стали с ней дружить).
- Давайте пожелаем Вороне найти друзей. Чтобы она видела в друзьях только хорошее, стала вежливым, добрым, внимательным другом, мы подарим ей наши волшебные розовые очки.
(Слайд №11.) Ворона в розовых очках.
(Дети прощаются с Вороной)
(Слайд №12.) («Иголочка» уводит детей под музыку В. Шаинского «Если с другом вышел ты»).