Юлия Борисова
Конспект НОД по экспериментированию на тему: «Невидимый воздух» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации для формирования элементарных представлений о воздухе путем использования экспериментирования и опытнической работы.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию на тему: „Невидимый воздух“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать взаимопомощь.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое»
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок, песочные часы;
Ход занятия:
Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
Ребята, я получила загадочное послание из космоса от Лунатиков. Хотите узнать, что они нам написали? Дети садятся на стульчики.
Письмо.
«Здравствуйте, дети из группы «Капитошки»! Пишут вам жители космоса - Лунатики. Недавно мы видели землянина, у которого на голове был интересный круглый прозрачный предмет, похожий на банку. Мы бы хотели узнать, что это и для чего вам – землянам это предмет нужен. Помогите, пожалуйста, разобраться с этой задачей! С уважением ваши друзья из космоса!»
Ребята, у вас есть желание откликнуться на просьбу Лунатиков? Ребята, думаю, что мы сможем справиться с этой задачей. Скажите, пожалуйста, кто догадался, кого видели Лунатики? А, что было на голове у космонавта? Как вы думаете, зачем космонавту скафандр? Правильно, чтобы дышать! А чем мы с вами дышим? Молодцы, правильно – воздухом! Как вы думаете, в космосе есть воздух? Тогда давайте объясним Лунатикам, что такое воздух?
Ребята, скажите, а кто-нибудь видел воздух? Ребята, докажем Лунатикам, что воздух все-таки есть! Что бы воздух увидеть его нужно поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. Поймать воздух
Ребята, возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Правильно - он пуст. Его можно сложить в несколько раз! Смотрите, какой он тоненький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что теперь в пакете? На что он похож? Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненький. Почему?
Ребята, значит воздух прозрачный. Чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в мешочек, а потом выпустили его! Как можно для Лунатиков это изобразить? Можно нарисовать глаз, а так как воздух, невидим, мы его зачеркнем.
А, вот интересно внутри человека есть воздух. Как вы думаете, ребята? Проверим.
Опыт 2 «Воздух внутри человека».
Ребята, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Правильно, выходят пузырьки. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, какой можно картинкой это обозначить? Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?
Физкультминутка «Мыльные пузыри» (под музыку).
Ребята, вы выдыхаете и вдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Конечно! Все люди дышат через нос! Давайте, покажем, как дышат наши носики.
Дыхательная гимнастика «Носик»
Опыт 3 Ветер.
Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? А с салфеткой? Давайте проверим. Возьмите салфетку, вдохните воздух и выдохните на салфетку. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух салфетка шевелиться, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра «Кораблики». Ребята, подуйте на кораблики. Ветерок, созданный воздухом, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Если не дуть, как еще можно сделать ветер?
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите сначала веером на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Смотрите от моего веера, даже кораблик может плыть. Ребята, какой картинкой мы можем изобразить?
Опыт 4 Запах воздуха.
Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте! Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи к нам в носик. Хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5 Не дышу.
Ребята. А сейчас прижмите свой нос пальцем. Посмотрим, сколько времени мы сможем без воздуха. Вот, видите, еще не весь песок пересыпался в песочных часах. Вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Рефлексия
Ребята, что мы сегодня узнали о воздухе?
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Что воздух легче воды;
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей;
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё, что воздух не пахнет и может передавать запахи;
А ещё наконец-то, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Теперь воспитатель с детьми прикрепляет письмо к ракете и отправляет в космос.
- Что понравилось больше всего?
- В чем были затруднения?
- Что нового узнали?