Лучший педагог года

Конспект НОД «Свойства воздуха» с использованием ИКТ

Елена Лукомская
Конспект НОД «Свойства воздуха» с использованием ИКТ

Тема: «Свойства воздуха».

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Публикация «Конспект НОД „Свойства воздуха“ с использованием ИКТ» размещена в разделах

• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

• закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: (Слайд 2)

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Что это?

– Правильно, это воздух.

Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля (Слайд 3)

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию (Слайд 4)

Воспитатель: А кто из вас, ребята, видел воздух?

- Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

Вывод: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. (Слайд 5)

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

Воспитатель: А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Возьмите целофанновые пакетики, наберите в них воздух. Что у нас в пакетиках?

(воздух)

Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим?

Вывод: Воздух бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Каким стал мешочек, заполненный воздухом?

(упругим)

Воспитатель: Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать).

Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины, воздушные шары) (Слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

Воспитатель: А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломинке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

(воздух)

А какие еще пузыри можно пускать?

(мыльные)

Что находится внутри мыльных пузырей? (Слайд 7)

(воздух)

Вывод: Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

(ответы детей)

Воспитатель: Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?

(предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый пуговицу и опустите ее, в свой стакан.

Что вы увидели?

(ответы детей)

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

Вывод: Воздух есть во всех предметах. Воздух легче воды. (Слайд 8)

Воспитатель: Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (Слайд 9)

Воздух повсюду.

Воздух невидим, но его можно почувствовать кожей, как легкий ветерок.

Воздух упругий.

• Он прозрачный, бесцветный, не видимый.

• Легче воды. Есть во всех предметах.

Воспитатель: А еще ребята, воздух не имеет запаха. И сейчас мы это с вами проверим (игра «Угадай по запаху»)

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху.

(воспитатель проносит мимо детей блюдце с очищенным апельсином и блюдце с нарезанным луком)

Воспитатель: Удалось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почему, не удалось?

(нос был закрыт)

Воспитатель: Откройте нос. А теперь? (воспитатель проносит мимо детей блюдце с почищенным апельсином и блюдце с порезанным луком)

(ответы детей)

Воспитатель: Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Вывод: воздух не имеет запаха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (Слайд 10-11)

Воспитатель: Ребята, а как дышит человек?

(ответы детей)

Воспитатель: Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – вдыхаем хороший воздух. Как называется хороший воздух?

(кислород)

Выдох – выдыхаем плохой воздух. Как называется плохой воздух, который мы выдыхаем?

(углекислый газ)

Воспитатель: Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

Ребята, закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что вы почувствовали?

(ответы детей)

Воспитатель: Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем?

(зимой, изо рта выходит пар).

Воспитатель показывает, дети повторяют за ним:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,

Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

Воспитатель: Когда еще можно увидеть воздух? (пар) (Слайд 12)

Вода в чайнике закипает, воздух около носика чайника нагревается, происходит испарение.

Воспитатель: Для чего человеку важно правильно дышать?

(Чтобы не болеть)

Воспитатель: При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и только тогда, поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья.

За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух (Слайд 13)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что в нашей повседневной жизни загрязняет воздух?

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет) (Слайд 14-15)

Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(ответы детей)

Воспитатель: На заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль (Слайд 16-17)

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Фокус (Слайд 18)

Воспитатель: А сейчас я вам покажу фокус.

Как вы думаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

(ответы детей)

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду (воспитатель показывает)

Воспитатель: Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся.

Вывод: Теплый воздух поднимается вверх.

Воспитатель: А где человек использует это свойство воздуха?

(воздухоплавание) (Слайд 19)

НАБЛЮДЕНИЕ 6. Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель включает вентилятор, дает почувствовать детям ветерок.

Воспитатель: Откуда взялся ветер?

(ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужен вентилятор?

(в жаркую погоду освежать воздух)

Воспитатель: Что такое ветер?

(движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев, поднимаются волны. (Слайд 20)

Воспитатель: Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (Слайд 21-22)

Вывод: ветер это движение воздуха.

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Что вы сегодня узнали о воздухе? (Слайд 23)

Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воздух невидим, прозрачен.

Воздух может двигаться.

Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Воспитатель: Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

(ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами сегодня много узнали о свойствах воздуха. Мы проводили сегодня опыты и эксперименты с воздухом. И я вас хочу наградить медалями «За отличные знания». Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о нем в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

1. «Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»СПб: Детство-Пресс, 2007.

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М. : Педагогическое общество России, 2005.

4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М. : Педагогическое общество России, 2003.

5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.

6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.

8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Публикации по теме:

Конспект НОД детей «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе Обучающие задачи: - познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Свойства воздуха» Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха". Область познание.

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего возраста «Свойства воздуха» Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха". Область познание.

Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группаКонспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: Систематизировать представления.

Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха» в старшей группе Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Свойства воздуха». Цель: развивать познавательную активность в процессе.

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха» Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха» Участники: воспитатели, дети средней группы. Цель: формирование представлений.

Конспект занятия «Свойства воздуха» «Свойства воздуха» Задачи по областям: «Познание»: познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Объединения «Юные исследователи» ДОУ №25 г. Дубна Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Свойства воздуха" Цель: дать представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительные свойства воздуха» «Удивительные свойства воздуха» Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие:.

Конспект занятия «Свойства воздуха и воды» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, опытно- экспериментальная. Цель: Познакомить детей со свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Свойства воздуха» с использованием ИКТ
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 22:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД