Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Экспериментирование с воздухом»

Наталья Зинькова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Экспериментирование с воздухом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования. Бугуруслан «Детский сад №4»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательные области : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественное –эстетическое развитие

Тема: «Экспериментирование с воздухом».

Возрастная группа: старшая группа.

Подготовила:

Зинькова Наталья Сергеевна

воспитатель высшей

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Экспериментирование с воздухом“» размещена в разделах

квалификационной категории

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение муниципального

образования

«город Бугуруслан»

«Детский сад №4»

Бугуруслан – 2020

Тема: «Экспериментирование с воздухом»

Цель: воспитывать у детей желание обогащать и закреплять знания о свойствах воздуха, его значимости в жизни человека, животных, растений.

Задачи:

Развивающие :

развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы;

развивать органы зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Образовательные :

• расширить представления детей о сферах человеческой деятельности, их значимости для жизни общества в целом;

• способствовать обогащению знаний детей о свойствах воздуха, расширить их представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

• закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для здоровья.

Оздоровительные:

• поднимать эмоциональный настрой;

• способствовать оздоровлению детей с помощью дыхательных упражнений;

• формировать умение делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать;

• закрепить правила поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к экспериментированию, уважительное отношение к труду людям науки;

• воспитывать культуру общения, умение вести диалог;

• воспитывать желание помогать друг другу.

Интегрирование: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественное –эстетическое развитие.

Приёмы руководства деятельности детей : приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей; приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД; приёмы организации практической деятельности детей; приёмы поддержания интереса у детей; приёмы оценки и самооценки.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Оборудование: посылка, открытка с загадкой, конверт с разрезными буквами (В,О,З,Д,У,Х, халаты, таблички с именами детей, веера, пакеты, мольберт, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря, стаканы по количеству детей, трубочки, ёмкости с водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, крышки, баночки с разными ароматами, стаканчики с водой,кисточки, гуашь (красная, зеленая)

Предварительная работа: беседы «Воздух-невидимка», «Для чего нужен воздух», знакомство с профессиями – «лаборант», «ученый», «повар», «прачка», «пекарь», «парфюмер».

Ход :

(Влетает гелевый воздушный шар с посылкой).Обращаю внимание детей на шар.

- Ребята, посылка для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим.

- Давайте её откроем, что нам прислали?

- Пусто. Посмотрите, а вот на крышке обратной стороны посылки) конверты, давайте посмотрим, что там? Буквы? (В,О,З,Д,У,Х).

- А что же нужно с ними сделать? Собрать, а в какой последовательности?

- Ой, а тут ещё прикреплена какая-то открытка с загадкой.

- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не виден он для нас! (ВОЗДУХ)

- Что же нам прислали из Страны Почемучек? (ВОЗДУХ).

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды – 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

- А каким воздухом полезно дышать? Что необходимо делать, чтобы дышать чистым воздухом? (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить за город).

- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям) Правильно, всему живому.

Ребё нок: Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

- И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов. А как это помещение называется? (Лаборатория) В лаборатории надо соблюдать определё нные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

- Я приглашаю вас в лабораторию.

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать наша наблюдательность.

- Очутились мы с вами в самой настоящей научной лаборатории. Проходите коллеги и располагайтесь.

- Посмотрите на доску, нам предложена модель. Как вы думаете, что здесь изображено? (Глаз, ухо, нос, руки, гиря.)

- Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Как можно увидеть воздух?

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 «Как поймать воздух

- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

- Хорошо. Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и надавите на него руками. Что вы чувствуете?

ВЫВОД: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нём находится? (Воздух, ничего)

А мы проверим ваши версии.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2 «Есть ли воздух в стаканчике

- Внимание коллеги. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем ко дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт, коллеги. Что же случилось с салфеткой? (Она сухая) Почему?

ВЫВОД: Салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воздух.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 3 «Видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»

- Берём трубочки, опускаем один конец в воду, а в другой дуем. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество (Нет) Почему?

ВЫВОД: Когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много. Когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

- Что дальше нарисовано на модели? (Руки) Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

ЭКСПЕРИМЕНТ № 4 «Чувствуем воздух»

- Возьмите веера. Помашите ими. Что вы чувствуете? (воздух, холодок).

- А теперь подуйте на ладоши. Что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

ВЫВОД: Обнаружили воздух – почувствовали его.

- Посмотрите на следующую модель (ухо). На какой вопрос мы должны найти ответ? (Как услышать воздух)

ЭКСПЕРИМЕНТ № 5 «Слышим воздух».

- У нас на столе есть воздушный шарик. Как вы думаете, что можно сделать с шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух. Что мы слышим (Писк, воздух).

- С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помог шарик). А как ещё можно услышать воздух? (Подуть в баночку, бутылочку, колпачок от фломастера).

ВЫВОД: Воздух можно услышать разными способами.

- Посмотрите на следующую модель (нос). Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

ЭКСПЕРИМЕНТ № 6 «Узнай по запаху».

- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

- Я приглашаю вас на ковёр. Вначале мы должны подготовиться к эксперименту. Для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

- Я предлагаю взять вам пёрышки, положить на ладонь. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте на него. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть?

Упражнение:

А теперь я предлагаю вам положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

- Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

- каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу. Подумайте, к какой профессии относится этот запах, например, хлеб – пекарь. Предлагаются ароматы: хлеб (пекарь, духи (парфюмер, лак (маникюрша,

приправа (повар, конфета (кондитер, земля (агроном, порошок (прачка, опилки (плотник, столяр).

- Молодцы, вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех. Закройте глаза (аромат яблока). Я предлагаю съесть кусочек яблока.

- Коллеги, я приглашаю вас снова в лабораторию. Посмотрите, у нас осталась ещё одна модель. Что это? (Гиря) На какой вопрос мы должны ответить? «Имеет ли вес воздух Как вы думаете? Давайте проверим.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 7 «Имеет ли воздух вес (вариант 1)

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

- Возьмём кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

ВЫВОД: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 8 «Живой пластилин» («Вес воздуха»-вариант 2)

- Давайте нальём два стакана воды. В 1 стакан – чистую воду, во 2-ой стакан – газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

- Что происходит в первом стакане? Что происходит во-втором стакане?

- В 1 стакане вода обычная, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

- Во 2 стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.

ВЫВОД: Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют пластилин и он всплывает на поверхность.

- Мы хорошо с вами поработали. А теперь давайте поиграем с воздушным шариком. Мы будем передавать шарик друг другу с такими словами:

«Ты лети воздушный шарик быстро-быстро по рукам,

У кого воздушный шарик, тот сейчас ответит нам».

Вопросы:

- С помощью чего мы увидели воздух? (с помощью трубочек, ёмкости с водой; когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки)

- С помощью чего мы почувствовали воздух? (с помощью шариков, вееров, дули на ладонь).

- С помощью чего мы услышали воздух? (с помощью бутылочек, баночек, шарика).

- Имеет ли воздух вес? Как мы это установили? (с помощью газированной воды и пластилина, резиновой игрушки и кусочка резины).

- Имеет ли воздух запах? Переносит ли воздух запахи?

- Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории. Вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие ученые сотрудники.

-А понравилось ли вам сотрудничать со мной.

-если вам было комфортно работать со мой и узнали много нового, закрасьте сосуд с водой зеленым цветом, если вы что то не поняли или вам было не совсем интересно - закрасьте сосуд с водой красным цветом.

Спасибо за работу.

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Фотоочет о НОД по экологическому развитию детей в подготовительной группе «Экспериментирование с воздухом»Фотоочет о НОД по экологическому развитию детей в подготовительной группе «Экспериментирование с воздухом» .

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердцаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердца Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Экспериментирование с воздухом»
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 11:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД