Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи «Звуки [Ч]-[Ц]» в старшей группе

Белых Татьяна Андреевна
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи «Звуки [Ч]-[Ц]» в старшей группе

Конспект

образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи

в старшей группе.

Тема: «День Рождение Буратино»

Цель: обучение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [ч-ц].

Задачи:

Образовательная: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

Развивающая: продолжать развивать фонематический слух;

Публикация «Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи „Звуки [Ч]-[Ц]“ в старшей группе» размещена в разделах

Воспитательная: воспитывать интерес к занятию по воспитанию звуковой культуры речи.

Оборудование: картинки, презентация, ноутбук.

Содержание образовательной деятельности:

Организационно-мотивационный этап.

Игра приветствие.

Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть, давайте поприветствуем друг друга знакомой нам игрой-приветствием.

Игра приветствие:

«Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Какой чудесный день, ребята! Вы любите ходить в гости? Сегодня у Буратино День рождения и всех ребят он приглашает в гости. Но для того, чтобы попасть к нему, нам нужно очень постараться и быть внимательными, для того чтобы пройти все испытания, которые будут встречаться у нас на пути. Поэтому мы сейчас с вами потренируемся: поиграем в игру «Будь внимательным!».

Игра на развитие слуха:

Я буду произносить звуки. Когда услышите звук «ц» - хлопните, а когда услышите звук «ч» - поднимите руку. Итак, на какой звук вы будете хлопать? А на какой звук поднимать руку? А теперь, ребята, покажите такими же движениями – какой звук вы слышите в словах «ц» или «ч» (карточки: часы, синица, цветок, чашка, цапля, грач, одуванчик, огурец).

Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны.

Ребята, мы не можем пойти на день рождение к Буратино с пустыми руками, у меня есть воздушные шарики. Ой, ребята, посмотрите, что случилось с шариками?

Правильно, они немного подздулись, и упали. Можно идти на день рождение с такими шариками? Мы не можем пойти на день рождение с такими шариками.

Как мы можем поднять шарики?

Правильно, мы можем на них подуть. Помним, что вдыхаем мы через нос, щёки не надуваем, выдыхаем ртом.

Игра на развитие дыхание:

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Молодцы, теперь мы сможем пойти на день рождение к Буратино.

Основной этап:

Ребята, вот наше первое испытание. Для того, чтобы мы с вами могли красиво сказать поздравления Буратино, нам нужно размять наши язычки. Давайте присядем на стулья, помним про осанку.

Артикуляционная гимнастика:

1) Ребята, первое упражнение мы с вами уже знаем, оно называется «Ем варенье».

Открываем рот, вытягиваем язык, и облизываем по очереди верхнюю и нижнюю губу. Молодцы!

2) Следующее наше упражнение тоже вам знакомо, оно называется «Трубочка».

Складываем губы в трубочку и состоянии напряжения задерживаем их на несколько секунд. Повторить 5 раз.

3) Следующее упражнение новое, слушайте внимательно, оно называется «Заборчик».

Губы раздвигаем в стороны, обнажив зубы, челюсти сжаты (от 5 до 10 секунд).

4) «Месим тесто»

улыбнуться; спокойно положить язык на нижнюю губу; пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

5) Последнее наше упражнение называется «Чистим зубы»

улыбнуться, открыть рот; кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;

делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх; нижняя челюсть при этом не двигается.

Молодцы, ребята, мы справились с первым испытанием, и можем отправляться дальше.

Знакомство детей с новым звуком:

Ребята, посмотрите тут какие-то звуки, для того чтобы пройти дальше нам нужно с ними познакомиться. Это звуки Ч и Ц.

Выставляется картинка с буквой «Ч».

Давайте расскажем про звук «Ч».

Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (язык и зубы) Мы можем пропеть его? (нет)Нет, значит какой это звук? (значит звук согласный) Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет? Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.

Он глухой.

Значит, какой звук «Ч», Тимур? (глухой)

Молодец, Тимур.

Давайте посмотрим на другую картинку и расскажем про звук «Ц».

Выставляется картинка с буквой «Ц».

Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (мешает язык и зубы) Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет? Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц.

Он глухой.

Кто хочет рассказать? Кира, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он? (звук «Ц» согласный, глухой)

Умница, Кира.

Молодцы, ребята, мы познакомились со звуками Ч и Ц. С этим испытанием мы справились, теперь мы можем отправиться дальше.

Ребята, мы с вами немного устали, предлагаю отдохнуть и выполнить физминутку.

Физкультминутка.

Едем, едем на машине, (Дети крутят руль)

Нажимаем на педаль, (Стопу правой ноги поднимают и опускают)

Скорости переключаем, (Сгибают и разгибают руки в локтях)

Смотрим пристально мы вдаль. (Одну руку ставят на пояс, другую козырьком подносят ко лбу)

Дворники счищают капли

Влево, вправо. Чистота! (Руки сгибают в локтях, изображают движения «дворников»)

Волосы шевелит ветер. (Быстро двигают растопыренными пальцами, согнутых в локтях.)

Мы шоферы хоть куда! (Хлопают в ладоши)

Молодцы, присаживайтесь на свои стульчики.

Изолированное произношение звука:

Нас ждёт ещё одно испытание, которое называется «Эхо».

Я буду произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а вы, Ребята, по очереди повторяйте :

Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч-Ц; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ.

Молодцы, отправляемся дальше.

Отработка звука в слогах (чистоговорки):

Ребята, наше новое испытание называется «Весёлые чистоговорки». Я прочитаю чистоговорки, а вам нужно будет их повторить.

Цо-цо-цо - вытираю я лицо.

Ец-ец-ец - очень сладкий леденец

Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Юч-юч-юч - потеряла Оля ключ.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Молодцы!

Отработка звуков в словах:

Ребята, вот мы и добрались на День Рождение к Буратино, посмотрите, как много животных хотят попасть к Буратино на День Рождение. Но гости приглашены только те, в названиях которых есть звук «ч» или «ц». Буратино попросил вас, ребята, раздать приглашения на день рождение. Кому же мы дадим приглашения?

На доске животные: цыпленок, цапля, заяц, черепаха, ласточка, бабочка, гусеница, кузнечик и ежик. Детям раздаются приглашения, каждый ребенок подходит к доске, называет животное и прикрепляет приглашение к нужной картинке. Без приглашения остается ежик.

Молодцы, ребята! Буратино был уверен, что вы справитесь с заданием, и заранее пригласил вас тоже в гости, ведь в слове «молодцы» какой нужный звук есть? («ц»)

Отработка звука во разовой речи:

Буратино на своем празднике предлагает поиграть в игру «Волшебники». Оказывается, ребята, есть такие слова со звуком «ц», которые можно изменить так, чтобы в них появился звук «ч». Например: лисица, если она маленькая или мы хотим назвать ее ласково, как мы говорим? (лисичка).

Итак, ребята, я вам называю слово со звуком «ц», а вы превращаете его в слово со звуком «ч».

Игра в кругу с мячом.

Курица – курочка.

Огурец – огурчик.

Птица – птичка.

Палец – пальчик.

Заяц – зайчик.

Пуговица – пуговичка.

Сестрица – сестричка.

Синица – синичка.

Молодцы, ребята.

Заключительный этап. Рефлексия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем Буратино «До свидания».

Раз, два, три, четыре, пять,

Быстро едем мы опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Даже ветру не догнать.

Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам, ребята, в гостях у гномика? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».

1) Я сегодня познакомился со звуками…

2) Мы были на дне рождении у…

3) Больше всего мне понравилось…

4) Мне было трудно.

Прикреплённые файлы:

zvuki-c-ch_gidi7.pptx | 6750,98 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе)Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе) Цель: расширять представления детей об окружающей действительности, дать знания детям о спортивной зимней Олимпиаде. Задачи Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Зимушка — зима» Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи по теме: "Зимушка – зима».Цель[/b]:– обобщить и систематизировать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок» Задачи: Образовательные: учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, предмет расширить словарный запас;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи «Звуки [Ч]-[Ц]» в старшей группе
Опубликовано: 20 октября 2023 в 23:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД