Получи документы

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в прошлое слова»

Ольга Шаныгина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в прошлое слова»

Конспект

образовательной деятельности

в старшей группе

на тему: «Путешествие в прошлое слова»

Приоритетная образовательная область :

Познавательное развитие

Составила и провела

Воспитатель 1 категории:

Шаныгина Ольга Сергеевна

2016 г.

Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в прошлое слова“» размещена в разделах

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»

Тип ОД:- интегрируемая

Интеграция видов детской деятельности : коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма проведения ОД: путешествие

Формы организации: подгрупповая

Возраст детей: 5-6 лет

Тема ООД: «Путешествие в прошлое слова».

Цель: Развивать познавательные интересы детей к зарождению слова, к истории формирования речи.

Задачи:

1. Дать представление о зарождении слова как средства общения через «путешествие в прошлое».

2. Развивать умение пользоваться мимикой, жестами, словом во время общения с людьми.

3. Воспитывать любознательность, познавательную деятельность, активность, целеустремленность.

Индивидуальная работа: работа с пиктограммами, разучивание потешек, пословиц.

Словарь новых слов : навигатор, первобытный человек, язык жестов, реверанс, горница.

Предварительная работа: просмотр слайдов, беседы, разучивание пословиц, поговорок, потешек, игры с пиктограммами, викторины по сказкам.

Оборудование и материалы: запись звукового эффекта космического полета, костюмы первобытных людей, муляж костра, русский народный костюм, лавочка, машина времени, корона и мантия для принцессы, книга со словами, 2 пиктограммы.

Ход ОД

I Вводная часть

3 мин.

Создание мотивационного фона

Заранее отснят ролик.

Дети находят навигатор. Он говорит им маршрут в актовый зал.

Навигатор: Вы прибыли к месту назначения.

На экране заставка: Дед Всевед.

В:-Странно ребята, нас привел навигатор в музыкальный зал. Но кто же нас сюда позвал и зачем?

Д. В. :- Здравствуйте, ребята! Это я вас сюда позвал. Надеюсь вы меня узнали?

В:- Ребята, узнали вы кто нас позвал?

В:- Спасибо за приглашение, но нам с ребятами очень бы хотелось узнать, зачем ты нас позвал.

Правда ребята, интересно узнать нам?

Д. В. :- Я побывал в гостях у многих ребят и мне стало очень грустно от того, что современные малыши совсем не знают откуда появились первые слова. И мне бы очень хотелось рассказать вам об этом и отправиться вместе с вами в путешествие прошлого слова.

- Согласны вы ребята принять мое предложение?

В:- Подождите, подождите, Дед Всевед, а на чем же мы отправимся в прошлое-это ведь так далеко!

Д. В:- На машине времени конечно. Поэтому занимайте свои места в машине времени, крепко держитесь руками, полетели.

(звучит звуковой эффект космического полета)

Путешествие начинается!

II. Совместная продуктивная деятельность

20 мин

В:-Куда мы попали?

-А что делают эти люди?

-Прислушайтесь! Вы слышите что-нибудь?

-Вы понимаете, о чем они говорят?

Д. В. : - Попробуйте догадаться, что они говорят.

В:- Попробуем ребята?

- Здороваются

- Иди ко мне

-Тихо не шуми

-До свидания.

Первобытный человек показывает, что-то непонятное (Мальчику грустно)

В. – Ребята, а вы понимаете, что он нам хочет сказать?

(первобытный человек на ответы детей качает головой - нет)

- Я тоже не понимаю.

- Посмотрите, он что то хочет нам показать, он что клеит на флипчарт

(на флипчарте появляются картинки- пиктограммы

Мальчику грустно.

- Что же хотел он нам сказать, давайте по рисункам прочтем.

В:- Интересно как читать по картинкам! Да, ребята?

- Давайте на языке жестов спросим забрать эти картинки к себе в детский сад, чтобы научить других детей читать по картинкам?

- Давайте попрощаемся с людьми на их же языке жестов.

Д. В. Вывод: Мы побывали в каменном веке

Здесь люди ещё не умеют говорить. Они общаются друг с другом с помощью мимики, жестов и знаков. Им было нелегко понимать друг друга, а понимать было необходимо.

В: так когда же появилось слово (обращается к Д. В)

Д. В. : И постепенно древние люди научились общаться с помощью выкриков:

В: -Ой, а мы знаем с ребятами слова-выкрики! Предлагаю их вспомнить.

Согласны ребята?

В: Те, кого охватит страх. Произносят слово : «АХ»,

Кто встречается с бедой, произносит слово : «ОЙ»,

Кто отстанет от друзей, произносит слово : «ЭЙ»

,

У кого захватит дух, произносит слово «УХ».

Д. В: - Так постепенно возникло слово, язык, речь. Люди научились говорить, потому что им было необходимо общаться.

- Нам пора перенестись в другое время. Занимайте места в машине времени, крепко держитесь руками, полетели.

(звучит звуковой эффект космического полета)

-Мы попали в средневековье.

(на доске слайд дворцового зала. Детей встречает принцесса (воспитатель в полете надевает корону и накидку принцессы, здоровается с девочками реверансом, с мальчиками – жестом- протянув руку)

П. - Здравствуйте

- В моем королевстве скоро бал и я хочу Вас пригласить, но я сначала должна проверить, как вы знаете правила этикета.

- Как нужно приветствовать друг друга? (реверанс, рукопожатие)

- Я хочу проверить, умеют ли мальчики приглашать на танец девочек.

- Как благодарят?

- Уходя, как нужно попрощаться?

П. - мне очень приятно, что вы знаете правила этикета.

- А еще я хочу проверить у вас знаете ли вы вежливые слова? Предлагаю вам поиграть в игру «Словарь вежливых слов».

-Согласны?

- Для этого вы должны встать вкруг. Я буду говорить незаконченные предложения, а вы должны продолжить.

-Говорить друзьям не лень

Улыбаясь (добрый день)

- До чего ж оно красиво

Слово доброе…. (спасибо)

- Когда виноваты, сказать спешите

«Прошу Вас пожалуйста… (извините)

- Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости,

Говорим…. (простите, пожалуйста)

- И в России и в Германии на прощанье говорят. (до свидания)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)

- За чаем, обедом и ужином

Приветливо, а не сердито,

Сказать обязательно нужно

Приятного … (аппетита)

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

- Выглянет солнышко, спрячется тень.

Если с улыбкой сказать (добрый день).

- Уходя, обернись на прощанье

Что ты должен сказать… (До свиданья)

П. – Молодцы ребята! За ваши знания правил этикета и вежливых слов я вам дарю книгу (протягивает книгу детям)

Д. В Вывод: В этом веке соблюдались: манеры, этикет, вежливость. Давайте попрощаемся с принцессой, и отправимся дальше в путешествие, занимайте места в машине времени

19 Век

(на лавочке сидит бабушка в русской шали.)

Б. -р. - Здравствуйте, ребятушки!

Милости прошу в мою горницу. Посмотрите, какая она светлая да пригожая. Я – бабушка рассказушка, из разных слов могу сочинять потешки, прибаутки, сказки. А вы не слышали мои потешки?

В. - Ребята, а мы с вами тоже знаем потешки. (попрасить ребенка рассказать потешку)

1. Ай, качи, качи, качи

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам оставили бараночки.

2. Водичка серебристая

Струиться из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала».

«Водичка серебристая,

зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало».

3. Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

Б. -р. - Молодцы, знаете потешки, а сказки вы знаете? Вот я сейчас проверю я начну сказку а вы должны продолжить и назвать из какой это сказки и кто автор.

1. Песенка колобка. (я колобок, колобок)

2. Три девицы под окном. (Пряли поздно вечером.)

3. Муха по полю пошла, (Муха денежку нашла)

4. Тепло ли тебе,девица? (Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка)

5. У лукоморья дуб зеленый (Златая цепь на дубе том)

- Ай, да молодцы, знаете много сказок.

Б. -р. -А сможете мне назвать пословицы о дружбе, труде.

(Старый друг лучше новых двух.

- Один за всех и все за одного.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Дружба делами крепка.

- Друзья познаются в беде.

- Сделал дело, гуляй смело.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Д. В. - В этом веке из слов люди слагали целое творчество: потешки, сказки пословицы.

- Ребята, нам пора возвращаться в свой 21 век. Занимайте места в машине времени, Раз, два, три, вот мы снова в нашей комнате.

III Заключительная часть. 2 мин.

Рефлексия (как только дети выходят из машины времени к ним подбегает корреспондент)

К. - Здравствуйте ребята, я корреспондент газеты «Вокруг света», зайдя на сайт вашего детского сада, я узнал, что вы путешествовали по времени. Я хочу написать о Вас статью и мне нужно задать вам несколько вопросов.

- Кого вы первыми встретили во время путешествия?

- А легко ли было вам в каменном веке понимать разговор людей?

- А как вы думаете, почему нелегко?

- А как они общались?

-Что появилось после жестов?

- Куда вы попали после каменного века?

- Кто вас встретил во дворце?

- Что хотела проверить у вас принцесса?

- Какую помощь вы ей оказали?

- Какой подарок вам подарила принцесса?

- К кому вы ещё прилетали в гости?

- Вы её чем удивили?

В. – Нелегкий путь прошло слово от каменного века до наших дней: от жестов, мимики до выкриков, от выкриков до потешек и поговорок.

В. - Вспомним ребята вежливое слово, которое говорят на прощание.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое куклы» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка №123 - «Планета детства» Конспект непосредственной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ярмарка — путешествие в прошлое» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ярмарка – путешествие в прошлое» Задачи: 1. Закреплять навыки рисования.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Многозначные слова» Цель и задачи НОД. Познакомить детей с понятием многозначные слова. Формировать умение понимать переносный смысл пословиц, развивать суждение.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Форма работы с детьми: решение познавательных задач. Тип образовательной деятельности: интегрированная Программные задачи: Познавательные:.

Конспект НОД кружка «Путешествие в прошлое ложки» в старшей логопедической группе «Маленький патриот» Цель: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем ложки; познакомить.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект НОД в старшей группе по патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое России»Конспект НОД в старшей группе по патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое России» Цель: Развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны. Задачи: -способствовать формированию у детей нравственно-патриотических.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое» Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального.

Конспект по организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое лампочки» Методическая разработка по организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в прошлое лампочки».

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в прошлое кресла» Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в прошлое кресла» Возраст воспитанников:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в прошлое слова»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 23:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД