Лучший педагог года

Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [С] [С’] и буква «С»

Попова Татьяна Владимировна
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [С] [С’] и буква «С»

Цель: Ознакомление с артикуляцией звуков [с] [с”]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [с] [с”]из слов. Подбор слов начинающихся со звуков [с] [с”]. Звуковой анализ слогов со звуками [[с] [с”]. Учить различать звук, слог, слово, предложение, определять их последовательность, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Буква С. конструирование и печатание буквы. Узнавание буквы С в словах. Упражнение в определении начальных звуков в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги.

Публикация «Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте „Звуки [С] [С’] и буква „С“» размещена в разделах

Ход занятия

1. Организационный момент.

В контейнере спрятаны небольшие предметы (свисток, соска, свинка, стаканчик).

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Ему в школе дали задание: выучить буквы и звуки, но один он не может выучить, поэтому обратился за помощью к вам, вы же тоже учите буквы и звуки. Поможете Незнайке?

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали. С какого звука начинается это слово?

1- й ребёнок. Я выбрала соску. Слово начинается со звука [с].

2- й ребёнок. А у меня свисток. В этом слове тоже первый звук [с].

3-й ребёнок. Я взяла стаканчик. Это слово начинается со звука [с].

4-й ребёнок. А я нашла свинку. В этом слове тоже первый звук [с].

Воспитатель. Все верно. А теперь разделите названия этих предметов на слоги.

1-й ребёнок. Сос-ка. Два слога.

2- й ребёнок. Свис-ток. Два слога.

3- й ребёнок. Ста-кан-чик. Три слога. 4-й ребёнок. Свин-ка. Два слога.

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с моими заданиями.

2. Игра «Подними семафор». Развитие фонематического восприятия.

Воспитатель. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

Дети. Звук [с].

Воспитатель. Давайте произнесем звук [с] все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [с].

Воспитатель. Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит

«мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть пре града из зубов. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Воспитатель. Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Воспитатель. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и опреде- лите: он звонкий или глухой.

Дети. Он глухой.

Воспитатель. Твердый или мягкий? Дети. Твердый.

Воспитатель. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Вы будете подни- мать семафоры, как только услышите звук [с].

Для упражнения предлагается следующий материал: с, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с; са, ту, шо, су, за, со, до; санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.

Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [с].

Воспитатель. Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и син- теза.

Педагог убирает семафоры.

Воспитатель. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду пере- числять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. С, а. Что получилось?

1-й ребёнок. Са.

Ло го п е д. Верно. Получи фишку. С, о. Что получилось? 2-й ребёнок. Со.

Ло го п е д. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок, нос, сани.

Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и на- граждает его наклейкой на тетрадь.

4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Сс. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Педагог раздает детям буквари.

Воспитатель. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочи- таю вам стихотворение к ней еще раз.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?

Дети. Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.

Воспитатель. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с’].

Воспитатель. Верно. А в каких словах стихотворения есть звук [с’]?

Дети. Сломались, остались.

Воспитатель. Отлично. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названия которых начина- ются со звука [с].

Дети. Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, ска- терть, стол, стул.

Воспитатель. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь.

А в каком из этих слов есть звук [с’]?

Дети. Сосиски.

Воспитатель. Правильно. Какие вы внимательные! А теперь давайте почита- ем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й ребёнок. Са.

2-й ребёнок. Су.

3-й ребёнок. Со.

4-й ребёнок. Си.

1-й ребёнок. Сы.

2-й ребёнок. Усы.

3-й ребёнок. Оса.

4-й ребёнок. Осы.

1-й ребёнок. Сом.

2-й ребёнок. Сок.

3-й ребёнок. Сон.

/ 4-й ребёнок. Нос.

1-й ребёнок. Квас.

2-й ребёнок. Коса.

3-й ребёнок. Сода.

4-й ребёнок. Соки.

1-й ребёнок. Гуси.

2- й ребёнок. Хвост.

3- й ребёнок. Стог.

4- й ребёнок. Носики.

5- 1-й ребёнок. Оксана.

Воспитатель. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.

1-й ребёнок. Стог.

2- й ребёнок. Коса.

3- й ребёнок. Носики.

Воспитатель. Что такое носики? Дети. Это семена клена.

Воспитатель. Теперь прочитайте предложения.

1-й ребёнок. У Оксаны коса.

2-й ребёнок. Оксана носит бусы.

3-й ребёнок. По мосту ходит кот.

4-й ребёнок. У кота усы.

Воспитатель. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внима- ние: слово Оксана написано с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

Воспитатель. Отлично. Можете закрыть буквари.

Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.

5. Подвижное упражнение «На коняшке». Развитие подвижности, коор- динации речи с движением

Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать зна- комое упражнение.

Я несусь как вольный ветер, Самый быстрый я на свете. На коняшке я скачу,

Над дорогою лечу. Пролетают мимо речка, Поле, сад, в саду овечка. Я скачу, скачу, скачу, Обогнуть весь мир хочу.

Дети двигаются поскоками по кругу друг за другом. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.

Меняют направление движения.

6. Упражнение «Бабочка летает». Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Педагог раздает детям светофорчики и шелковых бабочек.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем с бабочками. Они помогут нам оп- ределять место звука [с] в словах. Определите место звука [с] в слове сова.

Дети кладут бабочек на зеленый прямоугольник.

Воспитатель. Верно. А теперь давайте определим место звука [с] в слове нос. Дети кладут бабочек на красный прямоугольник.

Воспитатель. Где же стоит звук [с] в этом слове? Дети. В конце.

Для анализа детям предлагается еще несколько слов (кусты, носок, пес, стол).

6- й ребёнок. Стог.

7- й ребёнок. Носики.

8- 1-й ребёнок. Оксана.

Воспитатель. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.

1-й ребёнок. Стог.

4- й ребёнок. Коса.

5- й ребёнок. Носики.

Воспитатель. Что такое носики? Дети. Это семена клена.

Воспитатель. Теперь прочитайте предложения.

1-й ребёнок. У Оксаны коса.

2-й ребёнок. Оксана носит бусы.

3-й ребёнок. По мосту ходит кот.

4-й ребёнок. У кота усы.

Воспитатель. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внима- ние: слово Оксана написано с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

Воспитатель. Отлично. Можете закрыть буквари.

Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.

7. Подвижное упражнение «На коняшке». Развитие подвижности, коор- динации речи с движением

Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать зна- комое упражнение.

Я несусь как вольный ветер,

Самый быстрый я на свете.

На коняшке я скачу,

Над дорогою лечу.

Пролетают мимо речка,

Поле, сад, в саду овечка.

Я скачу, скачу, скачу,

Обогнуть весь мир хочу.

Дети двигаются поскоками по кругу друг за другом. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.

Меняют направление движения.

8. Упражнение «Бабочка летает». Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Педагог раздает детям светофорчики и шелковых бабочек.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем с бабочками. Они помогут нам оп- ределять место звука [с] в словах. Определите место звука [с] в слове сова.

Дети кладут бабочек на зеленый прямоугольник.

Воспитатель. Верно. А теперь давайте определим место звука [с] в слове нос. Дети кладут бабочек на красный прямоугольник.

Воспитатель. Где же стоит звук [с] в этом слове? Дети. В конце.

Для анализа детям предлагается еще несколько слов (кусты, носок, пес, стол).

Воспитатель. Молодцы! Никто не сделал ни одной ошибки.

Педагог убирает светофорчики и бабочек.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Воспитатель. Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.

Воспитатель. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква С — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Воспитатель. А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул.

Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им по- мощь, если это необходимо.

Воспитатель. Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс

в воздухе.

Дети «пишут» букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.

Воспитатель. А теперь посмотрите, как я пишу букву С на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Возьмите простые карандаши, напи- шите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

Педагог убирает тетради.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рас- сказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает де- ятельность каждого ребенка.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [С] [С’] и буква «С»
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 19:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД