елена асанова
Конспект ОД по познавательному развитию «Лес-наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Развивающие : развивать воображение, творчество, образное восприятие;
Образовательные: расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
Воспитательные: формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе;
Коррекционные: развитие зрительного восприятия, совершенствование навыков зрительно – моторной координации, развитие зрительного внимания.
Программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы и др.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Лес-наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Возраст: Подготовительная группа (5-6 лет).
Направление: Формирование целостной картины мира.
Основная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методические приемы:
• игровой (использование сюрпризных моментов)
• словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
• наглядный (презентация, использование иллюстраций к теме)
• анализ занятия, самооценка.
Наглядные средства обучения: слайды с изображениями, для поощрения смайлики.
Средства ИКТ:
презентация, проектор, экран, запись стихотворения.
Словарная работа: всемирный.
Предварительная работа: беседа, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций.
Структура:
1 часть вводная (организационный момент);
2 часть основная (беседа, вопросы, рассказы);
3 часть заключительная (самооценка).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, 22 апреля, отмечается большой праздник — Международный день Матери-Земли. День Земли – всемирный праздник, день нашего общего уютного дома.
Почему нам надо беречь Землю? Она же большая, ее на всех хватит – так скажут некоторые. Но ответ прост: без нее мы не сможем прожить ни дня. Она нас кормит, поит, согревает, дает дышать и защищает от метеоритов. Да, Земля огромна, но она у нас одна. И как говорят ученые, только она пригодна для жизни человека. Никто не знает, сможет ли человек хоть день выжить на какой-нибудь другой планете. Сейчас людей развелось миллиарды. Мало того, что природа должна прокормить каждого, так еще каждый хочет себе дом, машину и кучу вещей. Для этого строятся заводы, работают шахты, а из недр земли качают нефть, хотя можно использовать энергию воды, солнца, ветра. Дым и другие выбросы от производства попадают в атмосферу, в почву и в воду.
«Мы любим нашу Землю!», -
Но это лишь слова.
Давайте, непременно,
Делать добрые дела.
Посадим где-то деревце,
Очистим местный пруд,
Добром Земля ответит нам,
Пожавши сотни рук.
Ребята, сегодня я получила видеописьмо с обращением к нам от планеты Земля. Давайте с вами посмотрим на экран и послушаем его:
Люди добрые, очнитесь, Да скорее оглянитесь: Вам же негде будет жить, Если Землю не любить! Вы меня охраняйте, И от грязи защищая, Я хочу, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса! Я хочу, чтоб солнце грело, И берёзка зеленела, И под ёлкой жил колючий ёж. Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы лил всегда весёлый дождь.
Земля: Ребята, на мне исчезают птицы, на мне исчезают цветы. С каждым годом заметнее это. Лесные радости, мир красоты оставляют меня навсегда. Становлюсь я грязней и бедней день ото дня.
Воспитатель: Дети, нам нужно как-то помочь нашей планете. Читаю стихотворение:
Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно, Для тебя и для меня. Что бы было равновесие, Надо с вами, нам, друзья Не выбрасывать отходы И не загрязнять моря. Меньше ездить на машинах Не пускать из фабрик дым, Чтоб не летали в атмосфере И не делали там дыр. Меньше фантиков, бумажек Ты на улицу бросай! Тренируй в себе, ты, ловкость: Точно в урну попадай. А когда захочешь кинуть Ты бумажку не в корзину, Ты подумай о природе - Нам ещё здесь жить как вроде!
Воспитатель: Есть у ребят зелёный друг, ветвистый друг, хороший. Он вам протянет сотни рук и нам дышать поможет. О ком идёт речь? Дети: О лесе. Воспитатель: Правильно, о лесе. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём, леса всё больше нуждаются в защите. Давайте закроем глазки и представим, что мы в лесу. Что нас вокруг окружает?
Дети: Деревья, полянка, ручей, звери, птицы и многое другое (Слайд с изображением леса). Воспитатель: Ребята, какую пользу мы получаем от леса? Дети: В лесу мы собираем грибы, ягоды и травы. Воспитатель: Правильно дети, но кроме грибов и ягод лес даёт нам ещё много полезного. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов). Ребята, посмотрите, на какой чудесной полянке мы находимся и мне хотелось бы на ней провести с вами физкультминутку:
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ребята, посмотрите, рядом с нашей поляной есть ещё одна полянка. Но, что же случилось с этой поляной. Кто-то здесь побывал до нас? Воспитатель предлагает детям посмотреть на слайд о том, какой полянка была до посещения людьми. Найдите отличия (ответы детей). Ребята, что будет с полянкой, если люди придут сюда еще десять раз? Воспитатель спотыкается о бутылку. «Сколько мусора!» (дети собирают бутылки в пакет). Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения:
«Прогулка»
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! - крикнул Дима.
- Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели.
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти! (С. Михалков).
Игра «Жук». Дети водят глазами и произносят звук Ж-Ж-Ж то тише, то громче. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самый страшный враг леса? Дети: Нет. Воспитатель: Это огонь. (Слайд)
Лес пылает — треск и дым, звери прочь бегут: «Сгорим! «Пламя рвется на простор. Кто-то не залил … /костер/
Ребята, пожар - самая большая опасность в лесу. Запоминайте следующее правило: «Никогда не разводи костёр без взрослых», «Не играй со спичками». Запомните эти правила. Ребята, как можно с помощью взрослых, пока не приехали пожарные погасить маленький огонь? (маленький огонь можно засыпать землёй, песком, залить водой, накрыть мокрой тряпкой). А кто знает, по какому номеру телефона нужно позвонить и позвать на помощь пожарных? Дети: Номер - 01. Воспитатель: Молодцы ребята. Дети, запомните, пожалуйста! Из одного дерева можно сделать много-много спичек, а одной спичкой можно сжечь много деревьев. А теперь, давайте поиграем в игру, которая называется «ДА И НЕТ», и узнаем, как вы запомнили все правила.
Пока родители собирают грибы, давайте разведём костёр (НЕТ). Чтобы костёр быстрей потух, добавим сухих листьев (НЕТ). Мама, давай зальём костёр водой (ДА). Не говори никому, что загорелась трава (НЕТ). В лесу очень сухо, папа, осторожно пользуйся зажигалкой (ДА). Знать правила поведения в лесу. Костёр развели, и домой ушли (НЕТ). Бежать навстречу огню (НЕТ).
Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня на занятии вы много узнали. Теперь давайте придумаем свои знаки, что вам больше всего дорого, что вы любите в лесу, что бы вы хотели сберечь и сохранить. (Дети рисуют знаки). В конце занятия дети выкладывает свои знаки вместе, как панно. Посмотрите, сколько всего мы с вами сберегли, сколько живого нуждается в нашей помощи и заботе! Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Вы у меня — настоящие лесные друзья, хозяева в своем доме — лесе, заботливые старшие товарищи для животных и растений. Мне очень понравилось путешествовать с вами в лесу. Показывает детям значок (улыбающийся смайлик). — А какое у вас настроение от нашей прогулки, от совершённых добрых дел? Детям предлагаются улыбающиеся и печальные рожицы, они выбирают и поднимают вверх.