ольга киселева
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ч. Звук [Ч’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию (обучение грамоте)
в подготовительной к школе группе.
Тема: Буква Ч. Звук Ч, Чь.
Киселева О. Н.
27.03.2021г.
г. Одинцово.
Цель: познакомить детей со звуком Ч и буквой Ч.
Задачи:
Образовательные.
• закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
• упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Буква Ч, Звук [Ч’]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• закрепить в речи детей понятие «слог»;
• совершенствовать звуко - буквенный анализ слов;
• познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;
• совершенствовать навык чтения слогов, слов.
Развивающие.
• развивать фонематический слух, внимание.
Воспитательные:
• воспитывать положительное отношение к занятиям;
• вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Предметно-пространственная среда: предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; тетради, карандаши; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).
Ход занятия
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.»
Подпись: Ваша новая буква.
2. Игра «Кто живет в Буквари?».
Воспитатель: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?
Показываю детям картинку с изображением банана.
Воспитатель: Ребята, что изображено на этой картинке? (На этой картинке изображен банан.)
Какой первый звук в слове банан? (В слове банан первый звук б.)
(Переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б. Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы).
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии? (Буквы.)
Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает.
Дети: Звук [ч].
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.
Звук Ч можно пропеть? (нет, он согласный).
Правильно, ребята. Молодцы.
А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч.
Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит, по этому звук Ч-глухой).
Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий
Дайте полную характеристику звука Ч.
Дети: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.
3. Основная часть. Игра «Услышал- хлопай».
Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
4. Игра «Назови, где стоит буква Ч».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку.
Будь внимательным, смотри:
Слова со звуком [ч] назови
И место звука в слове укажи.
Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.
(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).
Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
5. Игра с мячом «Назови ласково».
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Выходите в круг.
Воспитатель: Стул.
Дети: Стульчик.
(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).
6. Игра «Составь слова».
Воспитатель: Ребята, что такое слог?
(ответы детей)
Воспитатель: Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
Воспитатель: СЫ, ЧА
Дети: ЧАСЫ.
(ЧА, ДА ; КА, ЧАЙ; КА, ТОЧ ; ЧА,ТУ; ЧА, СВЕ; НИК,ЧАЙ ; ЧОК, СУ ; КА, ЧАШ ; ЧО, ПЛЕ ; КА,ТОЧ).
7. Физкультминутка.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:
Кто, скажите, сможет, дети
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Д: Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу.
Д: Это тоже я могу.
И как птица полечу.
Д: Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Д: Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Д: Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Д: Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Д: Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Д: Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Д: Это тоже я могу.
Все на свете я могу.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем повторить чистоговорку:
Ча-ча-ча-дай мне калача.
Чу-чу-чу-я гулять хочу.
Чи-чи-чи-красные кирпичи.
Чо-чо-чо-ох, как горячо.
Ач-ач-ач-пришел врач.
Оч-оч-оч-скоро ночь.
Уч-уч-уч-у меня ключ.
Ча-ча-ча-увидели грача.
Чу-чу-чу-молоточком стучу.
Чи-чи-чи-пироги в печи.
8. Знакомство с буквой Ч
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это буква Ч.
На что похожа буква Ч?
Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.
Воспитатель: Да, мы правильно решили,
Ч мы пишем как 4
Только с цифрою, друзья
Напишите букву Ч в воздухе.
Воспитатель: А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.
(дети работают в тетрадях).
9. Составление слогов с буквой Ч
Показываю плакат с изображением часов.
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем составлять слоги с буквой Ч.
(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)
Воспитатель. : Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.
Запомните: ЧА – пишется с А.
ЧУ – пишется с У.
Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.
Составьте слово из букв.
А С Ч Ы (часы)
Ч А Т У (туча)
(дети выполняют задание у доски)
10. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
(открываю коробку, достаю буквы Ч).
Ребята, а почему буквы зеленого цвета?
Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.
Воспитатель: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику звука [ч].
Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.