Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с использованием опытно-экспериментальной технологии

Валентина Хлякина
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с использованием опытно-экспериментальной технологии

Тема:

«Воздух».

Цель:

обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:

обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная работа:

- наблюдение за ветром;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами.

Оборудование:

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- игрушки, предметы плотные и полые (пустые внутри);

- 2 подноса;

- сундучок ;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- бассейн для экспериментов с водой;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- апельсин, чеснок;

- воздушные шары (по количеству детей).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух! Слайд №1.

Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория – это место, где проводят опыты. Давайте пройдём в нашу лабораторию, наденем халаты. Слайд №2.

Дети проходят в лабораторию.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Слайд №3.

Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом. Слайд №4.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Смотрите, какой он тонкий. Его можно сложить в несколько раз. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и спрятали его в пакете, а потом выпустили его.

А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «спрятанный» воздух! На речке! Это был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Слайд №5.

Воспитатель: Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Ребята, а помогите мне разобрать предметы: какие будут плавать, а какие нет?

Слайд №6.

Дидактическая игра: «В каких предметах спрятался воздух?»

Дети раскладывают предметы на 2 подноса.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим!

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Слайд №7.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мы с вами сейчас будем пускать мыльные пузыри. Слайд №8.

Дети читают стихотворение «Мыльные пузыри».

От зари и до зари мы пускаем пузыри:

Мыльные, воздушные, ветерку послушные.

Всё летят они, летят, улетают от ребят –

Яркие, игристые, словно золотистые.

Слайд №9.

Дети пускают мыльные пузыри.

Воспитатель: Вот здорово! Как красиво!

А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой. Слайд №10.

Воспитатель: А теперь возьмите салфетку, поднесите её к носикам и подышите. Что вы заметили?

Дети: Салфетка шевелится.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики». Слайд №11.

Воспитатель: Давайте подойдём к бассейну. Сколько в нём корабликов? (4) Подуем на кораблики и посмотрим, что с ними будет?

Дети: Кораблики плывут.

Воспитатель: Значит, воздух может передвигать предметы.

А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером. Слайд №12.

Воспитатель: Ребята, ветер можно сделать с помощью веера. Давайте мы с вами сложим из бумаги веер и устроим ветер.

Дети складывают из бумаги веера.

Воспитатель: Помашите веером на себя. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Слайд №13.

Воспитатель: А как вы думаете, ветер – это хорошо или плохо?

Давайте сейчас мы с вами подойдём к экрану и поиграем в игру «Хорошо - плохо». (Дети подходят к экрану и садятся на стулья). Ветер может быть другом и помощником – это хорошо, значит нужно громко хлопать. А может быть разрушителем – это плохо, значит нужно топать. Внимание на экран.

Слайд №14.

1. Воздух может помогать людям в море управлять кораблём. Он надувает паруса и корабль движется.

Слайд №15.

2. Люди используют ветряные установки для выработки электричества.

Слайд №16.

3. На море шторм – сильный ветер. Он может перевернуть корабль, и погибнут люди.

Слайд №17.

4. Ветер дует на ветряную мельницу. Она вращается и помогает людям перемалывать зерно в муку.

Слайд №18.

5. Ураган – это сильный ветер. Он может разрушать постройки, ломать дома, вырывать с корнями деревья.

Слайд №19.

6. Воздух помогает летать самолётам, воздушным шарам.

Воспитатель: А теперь посмотрим, для чего ещё нужен воздух.

Слайд №20.

Просмотр видео фильма «Для чего нужен воздух?»

Воспитатель: А ещё, с помощью воздуха, можно играть на музыкально - духовых инструментах, и мы с вами сейчас попробуем это сделать. Возьмите и назовите свои музыкальные инструменты. (Дудочки, свистульки).

Слайд №21.

Мы сыграем дружно, вместе,

В духовом сейчас оркестре!

Игра в оркестре р. н. п. «Из-под дуба, из-под вяза…».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.

Дети: Нет. Не пахнет. Слайд №22.

Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком. Слайд №23.

Воспитатель: Давайте проверим. Закройте глаза, и определите: какой запах вы чувствуете? (апельсина, чеснока). Воздух не имеет запаха, но может передавать запахи окружающих предметов, овощей, фруктов, цветов, духов, кремов…

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Слайд №24.

Опыт 6. Не дышу.

Воспитатель: Давайте посмотрим, сколько времени мы продержимся без воздуха. Вздохнём и задержим дыхание. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали о воздухе? Слайд №25.

1. Воздух бесцветный, невидимый, чтоб его увидеть, надо поймать.

2. Воздух легче воды. Слайд №26.

3. Воздух есть внутри пустых предметов и даже внутри людей. Слайд №27.

4. Без воздуха ничто живое не может жить. Слайд №28.

5. Воздух не пахнет и может передавать запахи. Слайд №29.

6. Ветер – это движение воздуха. Слайд №30.

Воспитатель: Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, и я думаю, что, придя домой, вы обязательно расскажите о своём открытии друзьям и родителям. Перед нашим занятием я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам в память о нашей встрече в экспериментальной лаборатории! Нам уже пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Прикреплённые файлы:

zanjatie-vozduh_jogot.ppt | 12476 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект коррекционного занятия с использованием инновационной технологии по развитию зрительного восприятия в средней группе Основная общеобразовательная программа ДОУ: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Свойства воздуха» Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы». Возрастная группа: средняя Тема (в соответствии с комплексно-тематическим.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игр для развития коммуникативных навыков в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Белые розы» (опыты с тканью) Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование элементов методики.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок» Тема: Сухой и влажный песок. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и сырого песка. Помочь детям лучше узнать окружающий.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельностив подготовительной группе «Кто стучит внутри меня?» с использованием ИКТ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Зорька Конспект по опытно-экспериментальной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии «Звуки [р], [р’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’» Тип:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Познание: Обобщить знание детей о назначении.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода изменяется»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода изменяется» Конспект Экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Вода изменяется» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лепбук. Цель: Формировать у детей представление о магните и его свойствах. Задачи: Образовательные: - Закрепить знания детей о свойстве магнита.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с использованием опытно-экспериментальной технологии
Опубликовано: 15 марта 2016 в 21:26
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 октября. День тренера

Свой профессиональный праздник сегодня отмечают спортивные наставники. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы увлечь ребенка спортивной темой и стать для него первым тренером.

30 октября. День подготовки зверей к зиме на МААМ

Зима уже не за горами, дни уменьшаются, а на улице холодает. Пора рассказать ребятам о том, какие изменения в природе происходят в это время года, как готовятся к зиме дикие животные. Предлагаем посвятить...

Квест-игра «Осенняя пора»
Цель: Закрепить и расширить знания о характерных признаках осени. Задачи: 1. Организация досуга дошкольников. 3. Развитие творческих и интеллектуальных...
Работа с дошкольниками по правилам дорожного движения
На протяжении нескольких лет мною ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного,...
Конспект занятия в средней группе «Дикие животные. Серый катится клубок»
Конспект занятия в средней группе «Дикие животные. Серый катится клубок ». Цели: способствовать: - развитию эмоциональной лексики; - активизации словаря по...