Ирина Титова
Конспект ОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [ч]-[щ]» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: -закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;
- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;
- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета, раздаточный материал.
Ход занятия:
. Вводная часть.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Звуковая культура речи: звук [ч]-[щ]“ в средней группе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Сюрпризный момент. (Работа группами у столов)
Ребята, я сегодня получила два письма. Там должны быть подсказки, о чем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.
Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и черепаха.
На какие звуки начинаются слова? (ответы).
Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.
Основная часть (работа за столами).
Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места (словесное объяснение сопровождает показом соотве-тствующих движений). -Сели на свои места.
Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки).
На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:
«Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока» (медленно, быстро, все вместе, по одному)
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
1. Игра «Эхо»
Ча – ща –ща ща – щу –чи
Чи – щи –чи ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу чу – ча – щи.
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.
Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.
Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.
Молодцы справились с заданием!
2. Найди звук в слове.
Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.
Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.
3. Физминутка
-Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
4. Д/И «В стране великанов и гномиков»
Теперь очень трудное задание. - Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок- кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).
Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.
5. Закрепление.
Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик- пальчик, где ты был?
(большой пальчик поворачивается)
-С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)
- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)
- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)
-С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим
Самостоятельная работа на листочках с заданием:Разукрась каждую картинку со-ответствующим цветом.
Картинку со звуком Ч-красным, а картинку со звуком Щ. - синим (проверили)
6. Итоги
-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Ш. ,], с буквами Ч, Щ)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [ч]. (часы, чашка, чеснок)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [ш, ]. (щека, щипцы, щука)