Вера Боркова
Конспект ОД в старшей-подготовительной группе «Я хочу быть дирижером»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ
Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе накопления познавательного опыта музыкальной деятельности.
Задачи
Обучающие
обобщить и расширить представление детей о профессии дирижёра симфонического оркестра, способствовать созданию условий для творческого исследования этой профессии.
закрепление элементарных музыкальных понятий оркестр, дирижер,. ритм, названия и группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Публикация «Конспект ОД в старшей-подготовительной группе „Я хочу быть дирижером“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Расширить представления детей о видах музыкального искусства (опреа)
Совершенствовать тембровый слух, закреплять умение детей различать звучание музыкальных инструментов.
Формировать умение исполнять ритмический рисунок по графической записи
Совершенствовать вокальные навыки (звукообразование, интонация ансамбль)
Развивающие:
развивать ладовый, тембровый слух. чувство ритма, умение играть в ансамбле
развивать музыкальную память, творческие способности в песенной, танцевальной импровизации, при оркестровке музыкальных произведений
совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений, способность к творческому воображению;
содействовать развитию коммуникативных навыков
Расширять музыкальный кругозор детей и формировать музыкальный вкус.
Воспитательные:
воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности,
воспитывать самостоятельность, активность, выдержку, умение решать проблемные ситуации.
воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между детьми
охрана и укрепление здоровья детей (голос, осанка)
Мотивация. дети получают письмо: «уважаемые дети. Вам пишет девочка Злата. Я слышала, что вы очень любознательные и очень любите музыку. Всё объясню в видеопесенке. Помогите мне, пожалуйста». Злата.
Слайд2.
1. Коммуникативный танец «Четыре таракана и сверчок» (Дания) модель Бурениной Т. И.
Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно делиться на 2 и 4 круга, слышатьи передавать в движении муз. фразы. Формировать коммуникативные навыки.
Муз. рук:Ребята у нас сегодня в гостях мои коллеги -музыкальные руководители ДОУ. Я предлагаю Вам поздороватьсяи нашими гостями и с музыкой, которая всегда живет в нашем музыкальном зале.
2. Песенное творчество Музыка, здравствуй» муз. М. Ларазева (Развивать ладовый слух, стимулировать творческие проявления детей в певческой деятельности, формировать умение петь «светлым» звуком)
«Добрый день, добрый день,
Нам здороваться не лень.
Этими словами
Здороваемся с вами!»
ПИСЬМО (Воспит и дети сообщают, что получили видео от от девочки Златы, которая просит помощи)
М. р. Я с удовольствием постараюсь Вам помочь
Слайд 3
3. Слушание-восприятие «Я хочу быть дирижёром»(Способствовать решению проблемной ситуации в процессе слушания музыкального произведения).
М. Р. Какая музыкальная, любознательная девочка…Вероятно… Злата хочетразобраться, в чём же заключается работа дирижёра
Вопрос:Кто такой дирижер?
Дети: руководитель оркестра
Для чего нужен дирижер?
Дети:Показать вступление партий, динамику и темп.
М. Р. Дирижер нужен и оркестру и хору.
с музыкой: Что такое оркестр?
Дети:Группа музыкантов,исполняющих музыкальное произведение
М. Р обращает внимание детей на картинку… (3 слайд конец)
Вопрос:Это оркестр?
всего ли достаточно, чтобы зазвучал оркестр?
дети высказывают мнение, что не видно музыкантов
А. Г. : В. Н, а может возможно, музыкантам обойтись без дирижёра?
М. р. : Я предлагаю всем Вам стать музыкантами и исполнить на ложках «Мелодию зимы». Ваша задача- правильно воспроизвести (простучать) ритмический рисунок.
Слайд 4
Вопрос:Большая снежинка-по длительности какая- долгая, маленькая - короткая
4 .Упражнение на развитие чувства ритма. «Ритмы зимы»(Развивать чувство ритма, закрепить представления о графическом написании долгих и коротких звуках, самостоятельно исполняя ритмический рисунок по предложенной схеме).
А. Г. : В,Н, нас получилось. Были и музыканты, были и музыкальные инструменты. Значит, можно обойтись и без дирижера.
М. Р. Ребята, все инструменты были одинаковыми и играли одну партию.
Представьте, в составе оркестра около ста человек. Каждый из них - великолепный музыкант. И у каждого есть своё мнение по поводу того, как нужно играть тот или иной фрагмент музыкального произведения: сколько людей, как известно, столько и мнений. И начинается беспорядок, потому что не могут сто человек договориться: Вот здесь-то и приходит на помощь дирижёр!
Он собирает музыкантов воедино и заставляет оркестр звучать слаженно, стройно,
А. Г. Какая ответственная профессия. Неужели мы не сыграем в оркестре, ведь у нас нет дирижера?
М. Р. : Конечно сыграем!
А. Г А кто же будет дирижером?
Вопрос:Любой человек может быть дирижером?
Дети.
Вопрос:Почему?
Дети: Должен обладать специальными музыкальными знаниями
Сегодня дирижером нашего оркестра буду я, а вы моими музыкантами.
Возьмите инструменты на каких вам хочется играть.
Дети берут инструменты
М. Р. : Будьте внимательны:следите за моими руками, играйте так как вам подсказывает музыка, прислушивайтесь друг к другу и слушайте звучание оркестра.
Слайд 5
5. Игра на детских музыкальных инструментах «Полька-Анна» И. Штраус (Самостоятельно выбирать партию и музыкальный инструмент для игры, развивать,творческую фантазию при оркестровке произведений, развивать внимание. Дополнить представления детей о профессии дирижёра.)
МР:спасибо музыкантам, думаю, ваше исполнение не оставило равнодушными гостей.
Слайд 6 (Обратить внимание на Слайд (лишние-балалайка и гитара)
Вопрос:Дети,как Вы думаетеинструменты которая выбрала Злата и могут играть в одном оркестре.
Дети.
Вопрос:Какие виды оркестров вы знаете?
Дети: Оркестр русских-народных инструментов, военно- духовой, симфонический оркестр.
М. Р. Молодцы. У нас в городе тоже есть замечательный детский духовой оркестр ДМШ. И если у Вас будет возможность обязательно послушайте его выступление. летом в выходные он играет около фонтана. А может быть кто-нибудь из Вас станет его музыкантом.
Но, давайте вернемся к симфоническому оркестру Златы… как же ей рассказать, где она допустила ошибку
А. Г: В. Н., давайте поиграем в игру «Музыкальный домик» и подберем музыкальные инструменты для симфонического оркестра Златы.
Слайд 7-14
М. Р:отличное предложение.
Дети берут планшеты для индивидуальной работы.
М. Р. Ребята, слушайте внимательно звучание инструментов, правильный ответ Вы увидите на экране.
МДИ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК» (Развивать тембровый слух, различать звучание инструментов симфонического оркестра, обобщить и закрепить знания детей о струнных и духовых инструментах симфонического оркестра)
М. Р. Молодцы, ребята, Вы очень постарались и правильно по звучанию определили музыкальный инструмент
М. Р. Давайте один комплект карточек отправим Злате, а в письме еще расскажем, что инструменты симфонического оркестра делятся на группы
Вопрос: Какие?
Дети: Струнно- смычковые, ударные, духовые и отдельная группа инструментов
Слайд 15
М. р. Играет гамму
М. Р. Что я сыграла?
Дети: Гамму
М. Р. Что такое гамма?
Гамма- расположение звуков друг за другом, идущих вверх или вниз. И это тоже музыкальный термин, который знает любой дирижер и каждый музыкант
Прошу всех спеть гамму. Округляем звук.
Дети пропевают гамму вверх и вниз
М. Р. А сейчас попрошу исполнить всю песню.
Напомните пожалуйста, с каким характером будем исполнять песню.
Дети:Весело, звонко, подвижно, светло
М. Р Ребята, старайтесь округлять звук. Запевы поем все вместе.
Первый припев пусть исполнят- мальчики, а второй- девочки
7. Пение «ПЕСЕНКА О ГАММЕ» СТРУВЕ (Узнавать песню по музыкальной фразе. Формировать умение чисто интонировать поступенное, движение мелодии вверх и вниз. петь в легком и подвижном темпе, округлым звуком, закрепить названия нот)
М. Р:Ребята, вспомните- мы с Вами смотрели видео, как работают дирижеры Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Михаил Плетнев
Вопрос. С помощью чего дирижер общается с музыкантами?
Дети: Жестов и мимики
М. Р. Конечно, именно эти средства передают эмоциональное состояние человека.
Слайд 16
Я предлагаю Вам спеть песню «Мама- воспитатель» А. Евтодьевой и постараться мимикой и жестами передать Ваше настроение и характер песни. Напоминаю, что поем в «высокой позиции» (звук летит в голову)
8. ПЕСНЯ «ТРИ МАМЫ» А. Евтодьева (Закрепить умение петь песню легким звуком в высокой позиции, отчетливо произносить слова, стимулировать желание использовать невербальные средства. Петь под фонограмму. Воспитывать уважение к воспитателям)
М. Р. Дирижер нужен и хору. Я тожекогда вы поете под фонограмму своим дирижерским жестом помогаю спеть вашему детскому хору. И вы очень хорошо понимаете мои жесты.
Дети садятся
М. Р. : Дети, скажите где можно увидеть работу дирижера на большой сцене?
СлайдДети: В театре
Слайд 17
М. Р. В театре можно увидеть музыкальные спектакль-. Оперу, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождение оркестра,содержание рассказывают песней, а песня в опере- называется арией. Сейчас вы услышите короткий отрывок из ОперыНиколая Андреевича Римского- Корсакого «Снегурочка»
Звучит муз отрывок
М. Р. : Дети, а с этим видом искусства мы будем знакомиться на следующих занятиях
Звучит «Вальс» (из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского
Вопрос: Знакомо вам это произведение
Дети :Вальс» (балет «Спящая красавица») П. И. Чайковский.
М. Р. : А для того, чтобы балет состоялся нужен дирижер?
Слайд 18
Предлагаю Вам пофантазировать: девочки станут прекрасными феечками, а- мальчики попробуют себя в роли музыкантов оркестра, а дирижером прекрасной музыки, под которую наши юные балеринки придумают свой танец будет….
Танцевальная импровизация
9. Музыкально- танцевальное творчество Чайковский «ВАЛЬС» (балет «Спящая красавица»)
Узнавать и эмоционально воспринимать знакомую классическую музыку. Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений в танце и игровом творчестве)
М. Р. Дети, как Вы думаю, помогли девочке Злате разобраться в чем заключается профессия дирижера. Что мы ей напишем?
Дети :Нужно иметь музыкальные знания (профессия которой нужно обязательно учиться)
знать виды оркестров, группы музыкальных инструентов
М. Р И очень тонко чувствовать музыку. Я отдаю вам один планшет… Карточки мы тоже вложим в письмо. Вечером я приду к Вам в группу и мы все вместе напишем письмо.
Ребята, спасибо Вам за Ваши знания, за желание помочь девочке. Наше занятие мы закончили Вальсом, но впереди у нас 8 Марта, праздник мамы и всех женщин и мы тоже готовим мамам в подарок танец «Зеркальный вальс» Наши гости тоже все женщины. И все мамы, Я думаю, что им будет очень приятно получить от Вас такой подарок. Согласны
Слайд 19
10. Танец «Зеркальный Вальс» (передавать в движении трогательность нежного танца, самостоятельно менять движения в соответсвии с фразировкой. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Соблюдать правильную осанку, оттягивать носочек, не опускать голову. Поощрять самостоятельность. Воспитывать внимательное отношение друг к другу)
Ребята, вы сегодня показали хорошие знания. И в тоже время вы были артистами. А для артиста и дирижера нет ничего приятнее АППЛОДИСМЕНТОВ. И вы их заслуживаете. Наши гости Вам их сейчас подарят. Но не простые а музыкальные. А я буду дирижером… Ребята. Это оркестр? (у них нет музыкальных инструментов, Зато у всех наших гостей есть ладошки. И менно они будут музыкальными инструментами
ХЛОПКИ ШТРАУС
Список использованных информационных испочников:
1. Буренина А. И. «Коммуникативные танцы-игры для детей
2. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»
3. Ю. Булучевский, Ф. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся»
4. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»
5. Е. Н. Арсенина «Музыкальные занятия» подготовительная группа
6. А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать играя»
7. И. М., Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день» подготовительная группа
8. С. Бублей «Детский оркестр»
Интернет-ресурсы:
1. https://www.youtube.com/watch?v=_EA49Bov5o0
2. Сайт «Музыкальный фонарик» https://vasar321.jimdo.com/
3. Н. А. Римский- Корсаков «Снегурочка» https://www.youtube.com/watch?v=m0VdqX4bV6c
4. Сайт А. Евтодьевойhttp://allaevtodjeva.ucoz.net/
5. Дирижерыhttps://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%8B