Лучший педагог года

Конспект ОД «Зимующие птицы» с использованием интеллектуальной карты

Марина Хабарова
Конспект ОД «Зимующие птицы» с использованием интеллектуальной карты

Конспект ОД с использованием интеллектуальной карты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение №23 г. Липецка

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию

«Зимующие птицы»,

для детей старшего дошкольного возраста,

с использованием интеллектуальной карты.

Воспитатель:

Хабарова М. А.

Публикация «Конспект ОД „Зимующие птицы“ с использованием интеллектуальной карты» размещена в разделах

Цель: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием интеллектуальной карты.

Задачи:

Образовательные:

-учить различать зимующих и перелетных птиц;

-продолжать учить детей составлять предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже;

-вызывать желание узнавать новые факты из их жизни;

-расширять и активизировать словарь по теме «Птицы»;

Развивающие:

-развивать мышление, память, внимание, сообразительность;

-совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, целостное восприятие;

-развивать желание добиваться положительных результатов в совместной деятельности;

-развивать общую моторику, согласовывая речь с движением;

Воспитательные:

-воспитывать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки взаимопомощи, самостоятельности.

Оборудование:

Для воспитателя: схема интеллектуальной карты; аудиозапись голосов птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте.

Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене – плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Ход ОД:

Звучит аудиозапись с голосами птиц леса. Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Чьи голоса вы слышите?

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.

Дети: Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель: Некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо! Хотите узнать, от кого? Тогда, отгадайте загадку.

Непоседа птица эта-

Одного с берёзой цвета. (сорока)

Воспитатель открывает большой конверт с адресом «Детский сад «Сказка», детям старшей группы».

Воспитатель читает первую часть письма.

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки:

Д/игра «Сложи птицу

На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель: Какую птицу вы сложили?

Дети: Сороку.

Воспитатель: Из каких частей вы ее составили?

Дети: Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель: Давайте подумаем, что есть у всех птиц? (ответы детей) Для чего птицам клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием вы справились.

А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию- упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки:

«Отгадай загадки и расскажи об отгадке!»

Дети отгадывают и помещают силуэты птиц на интеллектуальную карту.

Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (дятел)

-Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться- срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Спят деревья, спит трава, но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей по ночам ловить мышей. (сова)

- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Птичка на большой сосне, нам стрекочет: «Кле-кле-кле!»

Твердый клюв похож на крест, семена из шишек ест. (клёст)

- У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель: Где живут эти птицы?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Как их можно назвать?

Дети: Это лесные птицы.

Затем дети выполняют третье задание Сороки: «Поиграй-ка» (организуется подвижная игра «Сова»)

.

По считалочке дети выбирают «сову». Она «сидит» на суку. Дети обращаются к ней: «Совушка- сова, ты большая голова». А сова отвечает: «На суку сижу, во все стороны гляжу, зайцев и мышей ловлю. Вот уже лечу…» После этого «сова» начинает ловить разбегающихся детей, кого поймает- тот становится «совой».

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Птички»

К нам синички прилетели, (машут кистями рук, изображая крылья)

На ладошки дружно сели. (показываем ладошки)

Стали семечки клевать

И тихонько напевать. (стучат указательными пальчиками по

ладошкам.)

Мы погладим нежно птичек (гладим ручки с обеих сторон).

И отпустим невеличек. (встряхиваем кистями рук).

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки: «Отгадай и назови».

Воспитатель:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, клест, сова, дятел, помещают их на интеллектуальную карту. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.

- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека, любит лакомиться свежим салом.

- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

- Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

- Вороны – всеядные птицы.

- У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника и т. д. про других птиц.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки: «Расставь птиц».

На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель: Ребята, вам нужно выбрать по одной птице, назвать ее и найти ей место в лесу, на кормушке или около человеческого жилья.

Образец: «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек».

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки: «Найди предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети выполняют

седьмое задание Сороки:

«Наполни кормушку для зимующих птиц».

Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец: «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные».

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки:

«Назови правила подкормки птиц». Называют правила: (воспитатель при необходимости помогает) :

- кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарников; наполняют их каждый день; во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель: Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Вопросы.

- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

- Почему зимой многие птицы из леса прилетают к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

- Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)

- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)

- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки).

«Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».

Воспитатель: Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах. Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том, как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно. Постепенно создают альбом «Зимующие птицы» и дарят его детям средней группы.

Публикации по теме:

«Зима. Зимующие птицы». ННОД по речевому развитию с использованием театрализации в подготовительной группе .

Конспект НОД в младшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД младшая группа «Зимующие птицы». Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих.

Конспект НОД на тему «Зимующие птицы» Конспект НОД на тему «Зимующие птицы»Для детей средней группы (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательная деятельность: «Ознакомление с миром природы». Цель: Расширять представления.

Конспект НОД «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. Цель: расширение представлений.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Задачи: Коррекционно-развивающие: - закрепить знания детей о зимующих птицах, изучить их особенности и особенности.

Презентация с использованием загадок «Зимующие птицы» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманиюпрезентация - загадки "Зимующие птицы"В педагогической деятельности воспитателя, использование.

Конспект занятия по лепке с использованием техники пластилинографии «Зимующие птицы»Конспект занятия по лепке с использованием техники пластилинографии «Зимующие птицы» Предлагаю вам совместную работу педагога и детей "творческая мастерская". Эта работа проводится во вторую половину дня с детьми,которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД «Зимующие птицы» с использованием интеллектуальной карты
Опубликовано: 29 августа 2020 в 22:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД