Алгазина Руфина
Конспект ОД для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Цель: Совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД для детей подготовительной группы на тему „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Обучающие: Формировать умение у детей навыкам четкого произношения звуков «у», «ц», «р», делить звуки на гласные и согласные, определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием – слог, замечать ритм и рифму стихотворной речи.
Развивающие: Развивать фонематический слух, внимание, познавательный интерес и речь.
Воспитательные: Воспитывать интерес к художественным произведениям, вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать умение слушать.
Методы и приёмы:
1. Словесное – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.
Оборудование: Кружки красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур, простые карандаши, схемы, фишки.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед вами и для чего они нужны на занятии (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).
Воспитатель: Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учиться, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?
Воспитатель: И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.
Игровое упражнение: «Послушай и узнай звук»
Воспитатель: Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук «ц», а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.
Слова: Цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.
Воспитатель: Хорошо, а теперь я буду говорить слова со звуком - «у».
Слова: Утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро.
Воспитатель: И ещё одни слова, со звуком – «р».
Слова: Рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.
Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы!
Игровое упражнение «Сосчитай звуки».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения
Гайда Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур. (Дети выполняют упражнение).
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи! (4 слова)
Воспитатель: Хорошо, молодцы!
Воспитатель: Ребята, а какой звук «Р» как он произноситься? Сейчас мы с вами попробуем его произнести.
Воспитатель: Что мы с вами сейчас делали? (Рычали).
Воспитатель: Правильно, этот звук так и называется – рычащий. А сейчас послушайте загадку и посчитайте, сколько звука «Ц» в загадке и покажите карточки с фигурами:
Очищают окна,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. «(Цветы) (2слова)
Воспитатель: Ребята сколько в тексте слов со звуком «ц»?
Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук
Физминутка «Самолёты полетели».
Вот мотор включился, Вращательные движения руками
Пропеллер закрутился, перед собой
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными
Приготовим парашют. В стороны
Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Воспитатель: Хорошо, садитесь, ребята.
Воспитатель: Следующая игра называется «Доскажи словечко». Слушайте внимательно.
1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг, электрический (Утюг)
2. Вот пришла и осень, листья пожелтели
И с прощальным криком птицы (Улетели)
4. Долгожданный дан звонок - это кончился (Урок)
5. Все ребята со двора малярам кричат (Ура)
Воспитатель: Какой звук вы услышали в начале каждого слова? (Звук – у)
Воспитатель: А сейчас все вместе произнесем - звук «У».
Воспитатель: Вдох и на выдохе произносим звук «У» плечики не поднимаем, а теперь короткие на выдохе. Молодцы!
Воспитатель: Ребят следующее задание:
1. Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
2. Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
3. Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении).
4. Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении).
Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»
Воспитатель: Ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий.
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
Упражнение: «Определи место звука в слове».
Воспитатель: А сейчас слушайте внимательно. Я читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».
- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).
- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук. (Река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор).
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Ребята, назовите, какое время года изображено на картинке? (зима).
Воспитатель: А сейчас мы с вами разберём это слово. (На доске составить слово «Зима»);
Воспитатель: 1. Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
2. А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
3. Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З., М).
4. Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
5. Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
6. Какие это звуки? (и, а).
7. Какой гласный находится в середине слова? (И)
8. Где находится звук «а»? (в конце слова)
9. Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
10. Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Воспитатель: Вспомним правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов». Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).
Воспитатель: Теперь, ребята, составьте, пожалуйста предложение со словом «Зима». (Дети составляют предложение).
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
Воспитатель: Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
Воспитатель: Чтобы вы запомнили гласные и согласные звуки и буквы вы получаете задание «Раскрась гласные и согласные буквы»
Отлично все справились.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Воспитатель: Все вы сегодня были большие молодцы, не испугались сложных заданий и отлично с ними справились!
Занятие окончено.