Юлия Панченко
Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [н]-[н’], буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н.
Задачи: Познакомить с буквой Н, звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить интонационно выделять звук Н в словах, определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат.
Упражнять в делении на слоги, чтении слогов и слов по слоговой таблице.
Совершенствовать навыки порядкового счёта в пределах десяти.
1. Характеристика звука.
Публикация «Конспект по обучению грамоте в старшей группе „Согласный звук [н]-[н’], буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
К нам в гости пришли вот эти буквы, давайте посмотрим на доску. Эти буквы вы уже знаете. Они хотят, чтобы вы их назвали.
– Назовём гласные (а,о,у,ы).
– Теперь согласные (м,с,х, ш, л).
– А чем отличаются гласные от согласных? (При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Их можно долго и громко произносить. А при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
Пришла ещё одна буква Н, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Н и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе Н.
– При произнесении Н воздух проходит через нос. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами, звук может быть мягким (например, слоник) и твёрдым (например, слон).
– На что похожа Н?
– На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
– Да, Н похожа на лесенку.
– Из каких элементов состоит буква Н?
– Н состоит из двух длинных палочек, одинаковых по размеру, и одной короткой.
– Давайте выложим букву Н из палочек.
– Прорисуем в воздухе букву Н.
4. Чтение слогов с договариванием до целого слова.
– Н хочет подружиться со своими соседями-гласными:
н-а-н
н-у-н
н-о-н
Загадки:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос)
Физминутка:
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, Снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
3. Воспитатель читает стихотворение «Буква Н» С. Я. Маршака
Ты букву "Н" найдешь в свинце,
И в никеле, и в цинке.
Найдешь в начале и в конце,
А также в серединке.
Найдешь и в солнце, и в луне,
И в синем океане.
Найдешь и в полной тишине,
И в звонком барабане.
Не может быть без буквы "Н"
У бочки дна, у дома стен.
Интонационно звук Н выделяется, а детям предлагается запомнить слова с этим звуком.
Загадка-шутка:
Ребята, сколько шагов сделает воробей за одну минуту?
(Нисколько. Воробей прыгает, а не шагает)
Лексическая игра «Кому это нужно?»
Дидактическая задача: Учить детей употреблять с своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.
Содержание: Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что нужно для работы врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нужные предметы.
«пожарник», «парикмахер», «продавец», «повар», «полицейский».