Алиса Рафаиловна Зайцева
Конспект занятия по обучению элементам грамоты «Звук [Л] и буква Л» в старшей комбинированной группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква Л
Задачи: учить произносить звук «Л», выделять его среди других звуков в слогах и словах; продолжать формировать понятие «согласный звук», упражнять в определении наличия звука в слове; формировать различение понятий «звук-буква»; фонематическое восприятие, память, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня к нам на занятия пришел гость, отгадайте кто это?
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)
Публикация «Конспект занятия по обучению элементам грамоты „Звук [Л] и буква Л“ в старшей комбинированной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Правильно, это Лунтик (показ картинки). Он пришел к нам в гости, потому что услышал, что в этой группе самые умные, внимательные дети, которые знают много звуков и букв.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а Лунтик послушает вас.
2. Знакомство со звуком «Л»
Логопед: Ребята, скажите пожалуйста, какой первый звук в имени нашего гостя - ЛУНТИК?
Дети: Звук Л.
• Артикуляция звука «Л»
Произнести звук «Л» перед зеркалом.
- Попробуйте спеть звук Л. Что мешает ему петь? (Дети: Язычок)
Логопед: Правильно, языка поднимается вверх, за верхние зубы и не дает воздуху выходить свободно из-за рта.
- А как называются звуки, которые не могут петь? (Согласные)
- Приложите ладонь к горлышку? Оно дрожит или нет, когда мы произносим звук Л? (Дети: Да. Голосок звенит) Значит звук Л звонкий или глухой? (Звонкий)
- В каком домике будет жить звук Л? Почему? (В синем, потому что когда мы его произносим, кажется что мы ударили по твердому камню). (Показ домика).
3. Игра «Хлопни, когда услышишь звук «Л»
А, Л, К, Л, Н, М, У, Л, П, Л, Ф, О, М, Л, В, О, Р, Л, Э, Л, В, П
ЛА, КА; МА, ЛО, ПО, ВИ, ЛУ, ЛЫ, НЫ, ВЭ, ЛЭ, ЛО
Лак, лупа, лужа, диван, кровать, лыжи, сок, акула, цветы, голова, пол, мышь, стол, балкон и т. д.
4. Упражнение «Где слышится звук «Л»?
Предложить детям определить где находиться звук «Л» в этих словах: в начале, середине или в конце: ЛАК, САЛАТ, СТОЛ, ЛЫЖИ, АКУЛА, ПОЛ, ЛУКА.
5. Произношение звука Л в чистоговорках
ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.
ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.
ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.
АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.
УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.
6. Физкультминутка
«Веник пол подметал»
Веник пол подметал,
Махать руками, имитируя движения подметания.
Веник очень устал.
Руки в стороны, потянуться.
Он забрался под стул,
Сесть на корточки.
Он зевнул и уснул.
Имитировать движения по тексту.
7. Упражнение «Составь предложение»
- Ребята, вспомните, что такое предложение? (Предложение состоит из слов, связанных по смыслу)
Логопед: Я предлагаю вам составить предложения со словами: Лыжи, Ласточка, Акула.
8. Упражнение «Буква «Л»
• Букву мы видим, а звук мы слышим!
-На что похожа буква «Л»?
Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клониться упрямо.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
- Нарисуйте букву Л в воздухе.
9. Раскрась букву Л
Предложить детям раскрасить букву Л синим карандашом.
10. Итог.
- С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились? Повторите, какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый).