Екатерина Котова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Развитие речи» по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие.
- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну игрушек“ в старшей группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.
- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.
- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.
Развивающие.
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
- Развивать умение выделять существенные признаки.
- Развивать коммуникативные действия.
Воспитывающие.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Форма – групповая.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
1. Сюрпризный момент
2. Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов
3. Художественное слово
4. Наглядный материал.
5. Дидактическая игра «Что из чего».
6. Динамическая пауза с использованием звукоподражания
7. Элементы дыхательной гимнастики «Насос»
8. Подсказ
9. Поощрение
Оборудование: игрушки : медведь, грузовик, кукла, письмо, 6 цветов розового цвета, 6 цветов – желтого цвета, 6 цветов – коричневого цвета, «зеленая полянка» - коврик, домики для игрушек, «ковер-самолет», указка.
Предварительная работа: отгадывание загадок, дидактическая игра по развитию речи «Что из чего», сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», вырезание цветов, выставка «Любимая игрушка».
Этап Содержание взаимодействия Педагогическая поддержка, индивидуальная работа, педагогическое сопровождение ситуаций затруднения, предварительная работа
1. Организационный момент
1 мин
Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте ласково друг другу посмотрим в глаза, улыбнемся и возьмемся за руки.
Художественное слово
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения:
если ребенок отвечает, что у него плохое настроение, спрашиваю почему?
В зависимости от ситуации настраиваю ребенка на положительный настрой.
Например:
- Я думаю, что если все дети ласково посмотрят на тебя и улыбнутся, то у тебя настроение чуть-чуть улучшится.
2. Введение в игровую ситуацию.
3 мин Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Вы хотите узнать, что в нем написано?
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята. Пишут вам игрушки из страны Кукляндия. Ребята, у нас случилась беда, злой волшебник заколдовал нас, и мы забыли, что мы за игрушки. Вы поможете нам, если составите рассказы про нас».
Воспитатель: Ребята, поможем игрушкам, отправимся в страну игрушек?
Кладу ковер – самолет, дети усаживаются на ковер.
Воспитатель: Готовы? Тогда вперед на помощь игрушкам. Ребята, давайте скажем волшебные слова:
Чу, чу, чу
На ковре самолете я лечу!
Воспитатель: А сейчас закрывайте глазки, крепко-крепко.
Помощник воспитателя расставляет домики с игрушками на стол, а также круги «кочки»
Воспитатель: Открывайте глазки. Ну, вот мы и оказались в волшебной стране игрушек. А вот и первый дом. Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живет в этом доме.
3. Игровая ситуация с загадкой.
4 мин
Дети стоят вокруг стола.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, ребята! А вот и медведь. Ребята, мы ведь попали в волшебную страну, чтобы расколдовать игрушки. А как мы их расколдуем?
Дети: Нужно составить рассказ об игрушке.
Воспитатель: правильно, но сначала давайте рассмотрим игрушку медведя.
Воспитатель и дети садятся на стульчики вокруг стола
1. Что это? (Это игрушка медведь.)
2. Какого роста Медведь? (Медведь небольшого роста.)
3. Какие у него есть части? (У медведя есть голова, туловище, лапы и хвост)
Далее прошу задать вопрос пассивного ребенка.
4. Каким цветом медведь? (медведь бурым цветом)
5. Из какого материала сшит медведь? (медведь сшит из меха)
6. Что надето на медведе? (на медведе надета голубая футболка)
7. Как можно играть с медведем? (медведя можно кормить, укладывать спать, катать на машине и т. д.)
8. Тебе нравится медведь? (мне очень нравится медведь).
Воспитатель:
Ребята, кто хочет составить рассказ о медведе?
Ребенок:
Это игрушка медведь. Он небольшого роста. У медведя есть голова, туловище, лапы и маленький хвостик. Медведь бурый. Он сшит из меха, поэтому мягкий. На медведе надета голубая футболка. На футболке вышиты красные ягодки с листиками и цветочком. Медведя можно укладывать спать, катать на машине. Мне он очень нравится.
Воспитатель:
Молодец, Леша, у тебя получился замечательный рассказ, и ты расколдовал игрушку медведя.
Предварительная работа:
Детям загадывались загадки подобного типа.
Напоминаю детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.
Дети вспоминают, зачем они попали в волшебную страну.
Вспоминают способ, при помощи которого дети смогут помочь игрушкам.
Контроль осанки детей.
Контроль над полным ответом детей на вопросы.
- Никита, попробуй задать свой вопрос.
Если Никита затрудняется, прошу помочь активного ребенка.
Предварительная работа: Выставка «Моя любимая игрушка». В свободной игровой деятельности дети составляли рассказы о своей игрушке.
Контроль над осанкой детей.
Алексей медлительный, поэтому следует соблюдать терпение, не торопить с рассказом, не прерывать.
4. Дидактическая
игра “Что из чего”.
2 мин Дети встают со стульчиков в кружок, бросаю ребенку в руки мяч и задаю вопрос, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.
Воспитатель: Ребята, отвечайте полным предложением.
Если игрушка сделана из дерева, она какая?
Ребенок: если игрушка сделана из дерева то она деревянная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из железа, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из железа, она железная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из пластмассы, она пластмассовая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из резины, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из резины, она резиновая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из бумаги, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из бумаги, она бумажная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из плюша, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из плюша, она плюшевая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из стекла, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из стекла, она стеклянная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из глины, то она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из глины, то она глиняная.
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше. Предварительная работа:
В свободной деятельности проводили игру «Что из чего?»
Контроль над полным ответом детей на вопросы.
5. Игровая ситуация с загадкой.
3 мин
6. Динамическая пауза.
2 мин
Кто не может жить без грузов,
У кого огромный кузов?
Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
По дороге напрямик
Груз доставит.
Дети: Грузовик.
Воспитатель достает грузовик.
Дети садятся на стульчики.
(описывают 2 ребенка, один начинает, другой продолжает рассказ)
Воспитатель: Ребята, а кто расколдует грузовик и составит рассказ? Слушайте внимательно, я Никиту остановлю, а продолжит кто-нибудь из вас.
Ребенок: Это грузовик. Грузовик игрушка. Он большой. У грузовика есть кабина, кузов, колеса, на колесах диски, бампер и фары. Грузовик разноцветный. Кабина у него зеленая, а кузов и колеса красного цвета. Диски на колесах и фары на бампере белого цвета.
2 Ребенок:
Грузовик сделан из дерева, кроме колес, они пластмассовые. Грузовиком можно играть, катать, возить груз в кузове.
Воспитатель: Молодцы, Ваня и Никита расколдовали грузовик. А теперь мы сами будем водителями. Встанем в круг.
Завели машину: с-с-с : вращения руками перед грудью
Накачали шину: упражнение "Насос"
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки - вдох
2. Выполнять наклон вперед - вниз и при каждом наклоне делать выдох с произнесением звука ш-ш-ш
как при накачивании шин насосом (5 наклонов и вдохов).
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. вращение воображаемого руля, бег друг за другом
А вот и следующий домик. Интересно, а кто в этом домике живет? Предварительная работа:
Детям загадывались загадки подобного типа.
Напоминаю детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.
Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения:
если ребенок затрудняется, прошу помочь другого ребенка, напомнить план рассказа.
Контроль над осанкой детей.
Предварительная работа:
Использование физкультминутки на других занятиях.
Контроль вдоха и длительного выдоха.
7. Игровая ситуация с загадкой.
5мин
Воспитатель:
Она похожа на актрису.
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка :
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Правильно, ребята, и эту загадку вы отгадали! А кто хочет расколдовать куклу? Пойдемте, сядем на стульчики и поможем красивой кукле. Лина начнет составлять рассказ о кукле, а остальные, будьте внимательными, я Лину остановлю, а вы продолжите рассказ.
Ребенок: Это кукла. У куклы есть голова, шея, туловище, руки и ноги. Кукла маленькая. На ней разноцветное платьице. На платье желтая бабочка с голубеньким цветочком на усиках. На ногах у куклы серо-розовые туфельки.
Воспитатель: Лина спасибо. Полина, продолжи, пожалуйста.
Другой ребенок: Кукла игрушка. Голова и руки у куклы из резины. Туловище и ноги из пластмассы. Куклу можно кормить, укладывать спать, гулять с ней.
Воспитатель: Молодцы, девочки, у вас получился очень подробный интересный рассказ. Вы расколдовали куклу. Ребята, давайте проведем гимнастику для глаз.
Предварительная работа:
Детям загадывались загадки подобного типа.
Напоминаю детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.
Активизирую внимание детей.
Контроль над осанкой детей.
Индивидуальная работа:
Лину прошу исправить или дополнить рассказ Полины, так как Лина очень любознательная девочка, хорошо владеет речью.
8. Зрительная гимнастика
«Во дворе».
1 мин На горе мы видим дом.
(Дети поднимают глаза вверх)
Много зелени кругом:
(Выполняют круговые движения глазами.)
Вот деревья, вот кусты,
(Смотрят влево-вправо)
Вот - душистые цветы.
(Смотрят вперед.) 2 раза
Использую указку, на конце указки цветочек.
Даю детям указание, что голова не поворачивается, двигаются только зрачки глаз.
9. Рефлексия
4 мин Кладу зеленый коврик «сказочная поляна»
Воспитатель:
А вот и цветы. Ребята, в волшебной стране есть полянка, но нет на ней цветов. Давайте украсим с вами полянку, но цветы непростые, если вам понравилось в стране игрушек - кладем желтый или розовый цветочек, если что-то не понравилось коричневый.
Воспитатель:
Ребята, что мы делали в волшебной стране? (В волшебной стране мы помогали игрушкам)
А как вы думаете, мы помогли игрушкам?
(Я думаю, что мы помогли игрушкам)
Расколдовали их? (да, расколдовали)
Расскажи, что нужно было сделать, чтобы расколдовать игрушки? (Нужно было составить рассказ об игрушке).
А что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Скажем дружно: До свидания страна Кукляндия.
Дети: До свидания страна Кукляндия.
Воспитатель: Отправляемся назад на нашем ковре самолете. Зажмурили глазки крепко- крепко.
Скажем вместе:
Чу, чу, чу в детский сад я улечу!
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Предварительная работа:
в свободной деятельности дети вырезали цветы.
Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения:
Если ребенок положил коричневый цветок на поляну, спрашиваю, что тебе не понравилось? Почему? Нацеливаю на положительный настрой.
В зависимости от ответа ребенка, нахожу прием, чтобы поднять настроение этому ребенку.
3. Литература
- Интернет – ресурсы
- Доронова Т. Н., Галигузова Л. Н., Голубева Л. Г. и др.
Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет.