Лучший педагог года

Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»

Юлия Плетнева
Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»

Конспект

познавательно- исследовательской образовательной ситуации с воспитанниками старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему „Свойства камня“» размещена в разделах

1. Расширять кругозор детей о свойствах камня (цвет, форма, размер, характер поверхности, плавучесть, определение температуры, веса);

2. Формироватьу детей умственные способности: развитие анализа,

сравнения, обобщения, учить детей делать выводы и умозаключения;

3. развивать психические процессы;

4. Развивать социально-личностныеумения:коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции;воспитывать у детей умение работать в микрогруппах, уметь договариваться, распределять работу.

Предварительная работа: Рассматривание коллекций камней. Сбор камней для коллекции. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок». Рассматривание иллюстраций с камнями из атласа «От земли до неба».

Словарная работа: активизация словаря детей за счет слова: лаборатория

Демонстрационный и раздаточный материал:

• Ящик ощущений

• Большой камень

• Карточка-схема «Свойства камня»

• Набор схем-рисунков -6 шт.

• Костюм ученого

• Набор камней на каждую подгруппу-6 наборов

• Весы-1шт

• Кусок пластилина-1шт

• Деревянный брусок-2шт

• Гвоздик маленький-1шт

• Стакан с водой-4шт

• Ложка-2шт

• Лупы-3шт

• Рабочие листы для фиксирования свойств-3шт

Камни для сюрпризного момента -18шт

План образовательной развивающей ситуации:

Организационный момент.

Цель: организация детей на предстоящую деятельность.

• Создание игровой мотивации («здравствуй небо…»)

• Создание образовательной ситуации

• Использование сюрпризных моментов («ящик ощущений)

• Создание проблемной ситуации (что в ящике)

• Мотивация детей на предстоящую деятельность (хотели бы узнать «секреты» о наших камнях)

• Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми («Сегодня мы будем научными лаборантами и будем проводить исследование камней)

(1-3 минуты)

2 этап

Основная часть. Выполнение заданий

Цель:решение поставленных задач в ходе образовательной ситуации

• Решение проблемной ситуации (работа в «Лаборатории»)

• Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми (деление по подгруппам, обсуждение заданий на карточках)

• Анализ систематизации знаний (выступление детей с результатами экспериментов по свойствам камней после выполнения заданий, игра «что хорошо, что плохо»

(10-20 минут)

3 этап

Подведение итога деятельности.

Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности.

• Игровой анализ образовательной ситуации(«Что хорошо, что плохо»)

• Рефлексия

• Плавный вывод детей из образовательной ситуации в самостоятельную деятельность («камушек в коллекцию») (1-3 минуты)

Ход:

-Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

«Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (руки вниз)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд)

1,2,3,4,5- вместе мы в кругу опять».

Ребята, посмотрите, что сегодня я для вас принесла (вносится «ящик ощущений»). Как вы думаете, для чего он может служить! (хвалю детей за наиболее удачные предположения)

Это ящик-ощущений, к нему присоединены рукава, напоминающие что?

Я для вас придумала задание. А помогут разгадать нам это задание наши руки, которые необходимо поместить в рукава нашего ящика. Руками необходимо обследовать предмет, который находится внутри этого ящика.

Сейчас мы с вами попросим Гришу нащупать руками, что же находится в ящике- ощущений, но говорить, что там находится нам не надо!

Давайте подумаем и предположим,что может лежит в ящике ощущений. Чтобы нам не гадать мы будем задавать вопросы – подсказки.

Подумайте, какие вопросы можно задать Грише, которые помогут нам догадаться, что находится внутри.

-Это живое или неживое?

-Съедобное или нет?

-Круглое, квадратное, треугольное или другой формы?

-Большое или маленькое?

-Тяжелое или лёгкое?

-Плотное или рыхлое?

-Этот предмет холодный или тёплый?

(при затруднении отгадки предлагаю послушать стихотворение)

«В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

В ящике спрятан круглый, твёрдый камень.

(Камень).

Ребята, помните, когда мы с вами гуляли летом на участке, вы искали красивые камушки. Кто-то даже из вас дома хотел сделать свою коллекцию. Вам интересно узнать об удивительных свойствах камней?

Скажите, а какие верные помощники нам помогут:

-Глаза (чтобы смотреть)

-Пальчики (чтобы трогать, ощущать)

-Уши (чтобы слушать)

-Нос (чтобы нюхать)

А рот, нам будет помогать?

В рот ничего брать нельзя.

Ребята, посмотрите, сегодня у нас в группе на столах очень много предметов для обследования, словно в научной лаборатории.

Вы знаете, что делают в лаборатории?

- Правильно.

Вы хотите поработать научными лаборантами?

Для работы в лаборатории надо знать некоторые правила поведения. Какие, кто знает?

Я буду главным научным сотрудником (одеваю халат, а вы и наши гости будете научными лаборантами, которым необходимо провести исследование с камнями.

Возьмите карточку с изображенным свойством камня, которое вы будете изучать и найдите взрослого лаборанта с номером своей карточки.

Научная работа очень утомительная и я вам предлагаю сделать перерыв. Давайте научим взрослых лаборантов игре «Камень, ножницы, бумага».

-В лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов.

В лаборатории надо:

- не шуметь,

- работать дружно, вместе;

- быть внимательными, догадливыми.

Заканчивайте обследование камней; подумайте о научном докладе о свойстве вашего камня по карточке -схеме. Итак, первая группа учёных, что вы узнали? (выступают группы)

Какие вы наблюдательные учёные.

Давайте обсудим, мои юные ученые, что хорошо, а что плохо в камне.

Вам надо назвать хорошие и плохие свойства и камней.

- Камень — это хорошо - из него можно строить дома, дороги, можно играть, делать картины. Есть лечебные камни, камни – обереги, талисманы, из камней делают украшения.

-Камень – это плохо, потому что, камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

Но, все же камни нужны, как часть неживой природы.

- Мои юные учёные, что больше всего вас удивило?

- А что особенно было трудным для вас?

- Вы были очень внимательными, и поэтому справились со всеми заданиями, вы сегодня все «умники и «умницы»

Ребята если вам было интересно заниматься возьмите из тарелочки камешек в руку. Этот камешек станет началом вашей коллекции, ведь коллекция — это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.

Ребенок читает стихотворение:

Я этот камешек нашел на берегу

Его вчера мне подарило море.

Теперь его для папы берегу,-

На нем слова, рисунки и узоры.

Издалека сюда он прилетел,

Осколок неба, космоса посланник.

Он мне ладонь, как солнца луч согрел,

Чудесный камешек, межзвездный, добрый странник.

(Е. Шендрик)

Приложение: №1 Карточки - задания

Опыт № 1. Определение цвета и формы

Рассмотрите камни, лежащие перед вами. Все они разные. Посмотрите, какого цвета у вас камни. (серый, коричневый, белый, красный).

А как вы думаете меняет ли камень форму?

Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Вывод: Значит камень твердый, а пластилин мягкий.

А как вы думаете, камень твёрже дерева? Попробуйте поцарапать камень и кусочек дерева небольшим гвоздиком. Где остался след? Какой можно сделать вывод? (камень твердый, прочный. Он тверже дерева и пластилина)

Скажите, какими по цвету и форме бывают камни?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

“Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. Найдите и покажите самый большой и маленький. Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Нам понадобятся наши пальчики. Разделим камни на гладкие и шероховатые.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)

Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Определение веса.

Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы положим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? Деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый).

Вывод: Камни не растворяются и они тяжелые.

Опыт № 5 Определение температуры.

Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Как согреть холодный камень? (Зажать в кулачке, нагреть дыханием).

Вывод: Камни могут быть тёплыми и холодными.

Опыт № 6 Плавучесть.

Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. В другой стакан опускают много камней. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким, Уровень воды повышается.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской ОС с воспитанниками старшей группы на тему «Свойства камня»
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 22:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД