МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]»

Наталья Тархова
Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

занятия в старшей группе

ОО «Речевое развитие»

по теме: «Звуковая культура речи:

дифференциация звуков ц – ч.

Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Задачи:

Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [ц]–[ч]“» размещена в разделах

Продолжать развивать фонематический слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание ситуации, игра с речевым сопровождением, слушание и обсуждение.

Оборудование: карточки с фишкой для определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Предварительная работа: дифференциация звуков: з-с, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ч-щ, речевые игры на определение места заданного звука в слове.

Ход Нод:

Деятельность воспитателя Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков.

Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 8 - 9 звуков: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах: чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.

Ребята жестами показывают, какой звук – ц или ч – они слышат в словах.

(рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки).

II. Основная часть

Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, понравилась ли им рифма: иголочки – остроколочки. Читает четверостишие еще раз и просит назвать слова со звуком ч.

Педагог произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).

В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Ответы детей.

Дети проговаривают скороговорку.

III. Заключительная часть

После чтения стихотворения воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.

С какими звуками мы сегодня работали?

Что такое можжевельничек? Иголочки-остроколочки?

Какую скороговорку выучили? Ответы детей.

Список использованной литературы:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. –272 с.

2. Арушанова А. Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1.

3. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8, С. 52.

4. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., 1961 г.

5. Запорожец А. В., Лисина М. Н. Развитие речи у дошкольников. – М. : Педагогика, 1974. – 288 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]» Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования Старожиловский муниципальный район Муниципальное бюджетное.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [З] и [З’]» Конспект НОД. Звуковая культура речи. Тема: «Звуки З, З». Цель: познакомить с новыми звуками З и Зь. Задачи: • упражнять в произношении.

Конспект ООД детей младшей группы «Звуковая культура речи. Звуки [М] и [М’]» «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: Звуки А, О,У, И – повторение. Звуки М и МЬ - изучение» Цели деятельности педагога: упражнять детей в четкой артикуляции.

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами», «Звуковая культура речи, звук Л (ЛЬ)»» .

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Цели: 1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах); 2) Развивать фонематический слух детей. 3) Объяснить.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация [Р]–[Л]» Тема занятия «Дифференциация Р–Л». Цель: продолжать учить детей различать на слух звуки Р – Л. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей.

НОД по развитию речи (звуковая культура речи) «Наш друг ослик Ии» (старшая группа) Цель: формировать умение четко произносить звук И Задачи: -формировать умение внимательно слушать неречевые звуки. -продолжать формировать.

Речевое развитие (звуковая культура речи) «Песенка жука» Пр. сод:упражнять детей в правильном и четком произношении звука "ж",в умении правильно употреблять предлоги,развивать наблюдательность,логическое.

Занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи». Конспект занятия по развитию речи на тему : «Звуковая культура речи». Программные задачи: проверить, помнят ли дети звуки, с которыми их.

Звуковая культура речи детей 3–4 лет Звуковая культура речи детей 3-4 лет Подготовила Сухорукова Татьяна Николаевна От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 21:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тархова (УИ 827628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД