Наталья Тархова
Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия в старшей группе
ОО «Речевое развитие»
по теме: «Звуковая культура речи:
дифференциация звуков ц – ч.
Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Цель:
Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).
Задачи:
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [ц]–[ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать развивать фонематический слух.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: создание ситуации, игра с речевым сопровождением, слушание и обсуждение.
Оборудование: карточки с фишкой для определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).
Предварительная работа: дифференциация звуков: з-с, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ч-щ, речевые игры на определение места заданного звука в слове.
Ход Нод:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков.
Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 8 - 9 звуков: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.
Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах: чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.
Ребята жестами показывают, какой звук – ц или ч – они слышат в словах.
(рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки).
II. Основная часть
Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:
Уж ты, ельничек,
Можжевельничек,
Весь в иголочках,
Остроколочках.
Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, понравилась ли им рифма: иголочки – остроколочки. Читает четверостишие еще раз и просит назвать слова со звуком ч.
Педагог произносит скороговорку:
Горлица, горлица,
Где твоя горница?
Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).
В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах.
И, услышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук.
На сосну вбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чирушка в листья – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят.
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
Ответы детей.
Дети проговаривают скороговорку.
III. Заключительная часть
После чтения стихотворения воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.
С какими звуками мы сегодня работали?
Что такое можжевельничек? Иголочки-остроколочки?
Какую скороговорку выучили? Ответы детей.
Список использованной литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. –272 с.
2. Арушанова А. Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1.
3. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8, С. 52.
4. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., 1961 г.
5. Запорожец А. В., Лисина М. Н. Развитие речи у дошкольников. – М. : Педагогика, 1974. – 288 с.