ТАТЬЯНА ШВЕЦОВА
Конспект специально организованной совместной деятельности «Обыкновенное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: Швецова Татьяна Вячеславовна
воспитатель МДБОУ д/с «Алёнка»
пос. Степной
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел
I. Пояснительная записка
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей :
Публикация «Конспект специально организованной совместной деятельности „Обыкновенное чудо“» размещена в разделах
1) организационно-методическая информация;
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
3) дальнейшая разработка темы;
III. Список литературы
IV Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие посвящено образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В соответствии с ФГОС данная образовательная область ориентирована на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формировании первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
Актуальность проблемы заключается в том, что познавательно-исследовательская деятельность является тем методом обучения, который по-зволяет формировать такие качества, как :
-интерес к экспериментированию, любознательность, желание изведать неизведанное, находить интересное для себя занятие в окружающей действи-тельности;
-способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;
-эмоциональная отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками.
Использование детьми опытно-исследовательской деятельности актуально и значимо и в теоретическом и практическом отношении. Это позволит добиваться успехов в добывании новых знаний в совместной и самостоятельной работе, используя различные методы и приемы, что помогает им разнообразить свою деятельность.
Занятие познавательно-исследовательской направленности, образова-тельная область «познавательное развитие» для детей 5-7 лет составлено в соответствии с образовательной программой, содержание которой выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Веракся, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности «Обыкновенное чудо».
2. Доминирующая
образовательная область Познавательное развитие
2. Виды деятельности детей
Игровая деятельность – встреча с динозавром Дино, работа с «коробкой подсказок», путешествие на машине времени.
Познавательно-исследовательская деятельность – проведение опытов «Раскрути-ка», «Какой ты внутри», «Зависшее яйцо», «Тайная записка», «Дрессированное яйцо».
Коммуникативная деятельность – общение взрослого с детьми на протяжении всего занятия.
Двигательная деятельность – физкультминутка, игра «Путешествие на машине вре-мени».
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания: психический настрой, беседа.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: просьба (давайте поможем Дино)
Методы стимулирования и мотивации деятельности : наглядность; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха.
3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических видов деятельности Игровая ситуация : знакомство с динозавром Дино.
Проблемная ситуация: -Как спасти Дино от одиночества?
Познавательное исследование: проведение опытов.
Сюрпризный момент:демонстрация «дрессированного яйца». Приложение 4
3. Интеграция образователь-ных областей
Социально-коммуникативное развитие – умение общаться со взрослыми и сверстника-ми, поддерживание разговора.
Физическое развитие – физминутка, игра.
4. Возрастная группа Разновозрастная группа 5-7 лет.
5. Цель Помочь детям направит и развить их любознательность в процессе подачи представ-лений о различных сторонах изучаемого объекта.
6. Задачи
Планируемые результаты
6. 1 Расширять представления детей о предметах окружающего мира: строении и свойствах яйца; способствовать форми-рованию навыков исследовательского поведения через участие в проведении серии экспериментов и наблюдений. Интересуется предметами окружающего мира, появи-лась потребность в познании нового, собраны первона-чальные сведения о яйце для проведения дальнейших исследований.
6.2 Продолжать развивать мышление, умение высказывать свои предположения, делать простые выводы. Проявляет интерес к экспериментальной деятельности, делает умозаключения по итогам проведенных экспери-ментов, возникнет желание продолжить работу по изу-чению других предметов, объектов и явлений окружаю-щего мира.
6.3 Воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь. Ребенок формирует предпосылки отзывчивости и доб-рожелательности к окружающим.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Высказывать предположения, четко формулировать вывод по итогам опыта. Помощь взрослого правильно подобрать нужное слово для определения.
8. Организация среды для прове-дения занятия (образователь-ной деятельности) Необходимые материалы для проведения занятия:
магнитофон, запись «полета машины времени», изображение динозавра Дино, большая коробка, картина с контурным изображением животных и птиц, цветные предметные картинки, карта с изображение древнего острова, два куриных яйца (вареное и сырое, яйца сырые по количеству детей, прозрачные стаканы по кол-личеству детей, ёмкость с солью, яйцо динозавра, изготовленное в технике папье-маше, «дрессированное яйцо».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть 3 минуты
1.1
Введение в тему В гости к ребятам приходит динозаврик Дино (нарисованный на листе бумаги фор-мата А3)
1.2 Мотивация деятельности детей Беседа с детьми о том, что Дино очень одинокий, что он мечтает о друге – другом динозаврике, что очень необходима помощь ребят.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Помочь динозаврику Дино и спасти его от одиночества.
II. Основная часть: 20 минут
2.1 Актуализация ранее приобре-тенных знаний Отгадывание загадки про яйцо, работа с контурными и цветными изображениями дидактическая игра «Найди хозяина яйца».
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Отгадывание загадки – концентрация внимания на главном персонаже занятия «яйце»;
Опыт «Раскрути-ка» - знакомство со способом определения признаков вареного и сырого яйца;
Опыт «Какое ты внутри» - знакомство с внутренним содержанием сырого и варе-ного яйца;
Дидактическая игра «Найди хозяина яйца» - работа с контурными и цветными изображениями;
Опыт «Зависшее яйцо» - знакомство с поведением яйца в пресной и соленой воде;
Приложение 3
III. Заключительная часть 5 минут
3.1 Анализ и самоанализ дея-тельности детей Проводится беседа с детьми в формате «вопрос-ответ» :
-удалось ли нам спасти динозаврика от одиночества?
-как мы это сделали?
-что нового узнали во время нашего путешествия?
-где могут пригодится нам полученные знания?
В качестве сюрпризного момента воспитатель демонстрирует детям «дрессиро-ванное яйцо».
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Познавательно-исследовательская деятельность :
Свободная игровая деятельность :
Рассказывает родителям об опытах, поставленных на занятии.
Дидактическая игра «Найти хозяина яйца». Выполняется в се-мье;
Выполняется в дет-ском саду.
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Использует полученные знания в жизни
2.2 Ребенок по приглашению педагога Положительный отклик на любую исследовательскую деятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
1) Гризик. Т. И. Познаю мир. /Т. И. Гризик. -М. ; 2010 г.
2) ДыбинаО. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. :Мозаика-Синтез,2006.
3) 3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005
4) Научно-методический журнал «Детский сад» №6 2012 год
5). Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград. ;2011г.
6) https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/08/04/fizminutki-v-detskom-sad
7) 9) 8)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАГАДКА:
Может разбиться, может и свариться,
А может и в динозаврика превратиться.
(яйцо)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Вот динозаврик отдыхает
В дремучей чаще древней.
Плечами грустно пожимает:
«Нас больше нет на свете!»
Он ищет друга справа, слева,
В высоком небе и в траве.
И вот пришел он очень смело
За помощью к тебе, ко мне.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ:
Опыт «Раскрути-ка»
Дети раскручивают яйцо, чтобы определить их признаки: если быстро крутится – варёное, если медленно – сырое.
Опыт «Какое ты внутри»
Воспитатель предлагает детям почистить варёное яйцо, а сырое разбить в прозрачную мис-ку, убрав скорлупки на поднос.
- Из чего состоит яйцо?
-Из скорлупы, белка и желтка.
Опыт «Зависшее яйцо»
Для проведения опыта понадобиться: стеклянная банка, яйцо, вода, столовая ложка, соль.
-наполнить банку до половины пресной водой, опустить в банку сырое яйцо, оно тонет;
-вытащить яйцо;
-добавить в воду три столовые ложки соли, хорошо перемешать;
-положить в банку тоже самое яйцо, если в воде достаточно соли, то яйцо зависнет в воде.
Яйцо всплывает в солёной воде из-за плотности воды, плотность яйца больше плотности пресной воды, поэтому в ней оно тонет.
-Итак, погружаем яйцо в солёную воду. Что происходит?
Дети делают вывод: «В солёной воде яйцо не тонет, а в обычной – тонет».
Опыт «Тайная записка»
Для проведения опыта понадобится: 2 листа бумаги, немного воды, шариквая ручка.
-окунуть один лист в воду;
-положить сухой лист на мокрый и написать записку, она отпечатается на мокром листе, высушить лист – надпись исчезнет;
-снова намочить высушенный лист – надпись появится.
Почему буквы стали видимыми? Из-за давления, которое оказывает стержень ручки на бу-магу, волокна бумаги разрушаются. Будучи смоченными, волокна не позволяют свету про-ходить, становятся видимыми.
Опыт «Дрессированное яйцо»
Для проведения опыта понадобится: пластмассовое яйцо из двух половинок, пробка, тонкий скользкий шнурок.
-сделать с двух сторон яйца по одной дырочке;
-пропустить через яйцо шнурок;
-под шнурком внутри яйца положить пробку, шнурок должен быть тонкий и скользкий;
-теперь можно показать фокус с этим яйцом. По желанию детей яйцо может двигаться то быстро, то медленно, оно и вовсе может остановиться (если туго натянуть шнурок, пробка затормозит яйцо).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Исследовательская работа через экспериментальную деятельность :
1) «Какое ты внутри» : выяснить строение яйца.
2) «Раскрути-ка» : уточнить способы определения сырого и варёного яйца.
3) «Зависшее яйцо» : выяснить поведение яйца в пресной и соленой воде.
4) «Тайная записка» : заинтересовать детей результатом опыта с целью дальнейших
исследований.
5) «Дрессированное яйцо» : выяснить его секрет с целью самостоятельного изготовления.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
Воспитатель: Ребятки! Посмотрите кто к нам пришёл! Это динозаврик Дино. Он очень одинокий.
-Как вы понимаете слово «одинокий»?
Дети высказывают свои предположения.
- Да, ребята, он мечтает о друге – другом динозаврике. Я хочу ему помочь, но думаю, что мне одной не справиться. Может вы поможете?
-Это очень трудная задача – найти динозаврика, и поэтому Дино дает нам в помощь вот эту коробочку, в которой мы будем находить подсказки.
Основная часть
Воспитатель: Итак, Дино пусть посидит пока на стульчике, а мы начнём наши поиски.
-Посмотрим, что же в коробке… Сверху лежит записка. В ней загадка, слушайте внимательно:
Может разбиться, может и свариться,
А может и в динозаврика превратиться.
- Что означает эта подсказка? Может, нам надо искать не самого динозавра, а ….
Дети: Нам нужно искать яйцо динозавра!
Воспитатель: С первой подсказкой мы справились. Что ещё есть в коробке? Помогите мне пожалуйста!
Дети достают из коробки корзинку с двумя одинаковыми яйцами.
Воспитатель: Могут ли из них вылупиться маленькие динозаврики?
Дети: Нет, из них никто не может вылупиться, потому что нет условий: для этого нужна забота и определённая температура.
Воспитатель: Посмотрите на них внимательно и скажите, может они чем-то отличаются?
Дети приходят к выводу, что они одинаковые.
Воспитатель: Да, внешне они одинаковые, но внутри могут быть разными. Каким образом они могут быть разными внутри? Верно, одно из них сырое, а другое варёное! Но как же распознать, какое варёное, а какое сырое, не разбивая их?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Оказывается, есть очень простой способ, при котором не надо разбивать их. Надо раскрутить яйцо: если оно крутиться медленно – значит сырое. А если крутиться легко и быстро - варёное.
ОПЫТ «РАСКРУТИ – КА»
Воспитатель: А сейчас мы с вами проверим свои предположения.
ОПЫТ «КАКОЕ ТЫ ВНУТРИ»
Воспитатель: Мы уже использовали две подсказки, а то, что искали, не нашли. В этой корзине не оказалось яйца динозавра.
Воспитатель: Ребята, а кто еще вылупляется из яиц?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Посмотрите на эту картину, здесь нарисованы яйца, лежащие в разных местах. И почему-то рядом с ними никого нет. Сейчас мы это с вами исправим: заполним нашу картинку.
Нужно прикрепить цветное изображение хозяина яйца к контурному.
- Это курица – я нашла яйца курицы.
- Это змея – я нашла яйцо змеи.
- Это крокодил – я нашел яйцо крокодила.
- Это черепаха – я нашел яйцо черепахи.
- Это динозавр – я нашла яйцо динозавра.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. А как вы думаете, какое из этих яиц самое крупное?
- Дино был рад посмотреть, как выглядит яйцо динозавра, и хочет поиграть с вами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вот динозаврик отдыхает в дремучей чаще древней.
Плечами грустно пожимает: «Нас больше нет на свете!»
Он ищет друга справа, слева, в высоком небе и траве.
И вот пришел он очень смело за помощью к тебе и мне.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Воспитатель: Нам нужна следующая подсказка. Посмотрим, что еще есть в коробке. Помогите мне. Снова яйца. Наверное, мы с вами узнали ещё не всё о яйце.
Воспитатель достает яйца по количеству детей и одно - воспитателю.
Воспитатель: Для начала давайте с вами определим, какие они – варёные или сырые.
Дети проводят опыт «Раскрути-ка».
Воспитатель: Интересно, что произойдет с яйцом, если положить его в обычную пресную воду?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Сейчас проверим! Кто же из вас оказался прав – утонет яйцо или нет?
Яйцо опускают в стакан с чистой водой, оно тонет.
Воспитатель: Да, они утонули, опустились на самое дно. Почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: А сейчас достаньте свои яйцо из стаканов и положите их на салфетки. Я предлагаю добавить соль в пресную воду. Пусть каждый из вас положит в свою банку с чистой водой по три полные столовые ложки соли и тщательно размешает до полного растворения соли.
Дети выполняют задание. Пока дети растворяют соль, воспитатель расспрашива ет о соленой воде, морской воде, самом море и т. д.
- Какой станет вода, когда вся соль растворится?
- А где в природе есть такая соленая вода, что её даже пить нельзя?
ОПЫТ «ЗАВИСШЕЕ ЯЙЦО»
Воспитатель: Итак, погружаем яйцо в солёную воду. Что происходит?
Дети делают вывод: «В солёной воде яйцо не тонет. А в обычной – тонет».
Воспитатель: Подсказка использована, но, как оказалось, среди этих яиц тоже нет яйца динозавра. Не расстраивайся, Дино, мы продолжаем поиски.
- Что ещё есть в коробке? Это карта! Может она нам поможет разыскать место, где водятся динозавры? Здесь нарисован… остров с необычными растениями из другого времени. Ведь динозавры жили на Земле очень давно. Я предлагаю всем нам отправиться на машине времени на этот чудный остров. Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Итак, отправляемся!
Звучит «космическая» музыка.
Воспитатель: Открывайте глаза, мы на месте. Представьте, то мы на острове, в океане. Посмотрите, нас окружают деревья-великаны, очень высокая трава… Здесь точно водятся динозавры! Но где же искать яйцо? Я предлагаю ещё раз внимательно рассмотреть карту. Здесь что-то написано в самом углу мелкими буквами: «Положите карту в воду».
ОПЫТ «ТАЙНАЯ ЗАПИСКА»
Воспитатель: На карте появился рисунок цветка папоротника и это место отмечено крестом. Где же это место?
Дети направляются к уголку природы и там находят яйцо, сделанное в технике «папье-маше».
Воспитатель: Что это? Яйцо динозавра! Мы его нашли! Пора возвращаться.
- Саша, бережно держи яйцо в руках и встань в центр нашей «машины времени», а мы снова возьмёмся крепко за руки и отправимся назад.
Звучит «космическая» музыка.
Воспитатель: Саша, отдай яйцо тому, кому оно принадлежит по праву,- Дино. Когда-нибудь из него обязательно вылупится маленький динозаврик – друг для Дино.
Итог занятия
Воспитатель: Мы сделали с вами хорошее дело – помогли Дино найти друга. Теперь он не одинок. А пока искали, узнали много интересного об обыкновенном чуде – яйце : из чего оно состоит, как отличить варёное яйцо от сырого, не разбивая. Давайте вспомним. (Ответы детей). А кто из вас догадался, как появился, как появился рисунок на карте? Это волшебство мы с вами раскроем в следующий раз. Вокруг нас очень много обыкновенных и необыкновенных чудес, надо только научиться внимательно смотреть и задавать как можно больше вопросов.
- А это подарок для Дино- «дрессированное яйцо». О, чудо- яйцо движется! Как его сделать и дрессировать, мы сейчас постараемся выяснить.
ОПЫТ «ДРЕССИРОВАННОЕ ЯЙЦО».
Неожиданно слышится треск
Воспитатель: Что это? Кажется яйцо трескается. Поможем выбраться маленькому динозаврику на белый свет… Вот и появился маленький друг для нашего Дино, теперь он не будет одинок.