Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы

Светлана Гавриченко
Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Поможем Зимушке –зиме»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- уточнить и расширить знания детей о диких животных;

- формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8;

- упражнять в счете в пределах 8 с помощью различных анализаторов в прямом и обратном порядке;

- закреплять знания о последовательности цифр в цифровом ряду в пределам 7;

- закрепить умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5б на 1. б'5 на 1);

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшем' количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет;

- закрепить знания о геометрических фигурах; - формировать умение конструировать и выкладывать по заданию объекты из геометрических фигур.

Развивающие задачи:

- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику. пространственную ориентировку;

- развивать социальные навыки имения работать в группе. в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в детях любовь к живой природе;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. работа парами.

Демонстрационный материал: аудиозапись, мультимедиа, костюм. Снежинка, картинки диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ежик). елка, снежинки, карточка с точками (7, геометрические фигуры с вписанными в них цифрами (от 1 до 7, белки и грибы.

Раздаточный материал: счетные линейки, по 7 белок и по 7 грибов. схемы зайца и медведя из геометрических фигур (по 1 на стол, массажные мячики, заготовки - «ежики из картона без иголок» е напечатанными на них цифрами в пределах 7, альбомные листы, с недорисованной конфетой, простые карандаши, прищепки.

Ход занятия

Организационный момент. (Дети заходят в группу и встают в круг.)

Игра-приветствие «Скажем здравствуйте».

- Ребята, у нас сегодня гости. давайте поздороваемся.

- Скажем, здравствуйте руками вот так, вот так. (Дети сжимают и разжимают кулаки.)

- Скажем, здравствуйте глазами вот так, вот так. (Смотрят в глаза соседу и моргают)

- Скажем, здравствуйте кивком вот так, вот так. (Кивки головой в правую и левую стороны.)

-Скажем, здравствуйте мы ртом. (Здравствуйте.)

- Ой, а что это такое мы слышим?

Аудиозапись «Дует ветер».

Открывается дверь и в группу «залетает» кружась «волшебная снежинка».

Снежинка:

- Здравствуйте ребята. Зовут снежинка. Я подружка волшебницы Зимушки. Зимушка прислала меня к вам за помощью. Злая волшебница заколдовала всех её друзей – лесных жителей.

Воспитатель:

-Как можно назвать лесных зверей по- другому? (Дикие животные)

Снежинка:

- Если вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес, я буду вам помогать и укажу путь. А если мы начнем вот с этой волшебной поляны. Эти снежинки – мои подружки, помощницы, они не обычные, а волшебные, с заданиями.

Основная часть

(Дети присаживаются на стулья)

Воспитатель:

- Ну что, начинаем наш путь?

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку)

«Про веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица» (белка)

- Давайте проверим, правильно ли сделал Дима.

- Дима, что сначала нужно сделать? (Сначала нужно посчитать кружки. (считает)

- Сколько всех кружков? (Всего 6 кружков)

- Сколько нужно выложить белочек? (6)

- Посчитай. Сколько ты выложил белочек? (Всего 6 белочек)

- Дети, правильно выложил Дима? Хорошо Дима, садись.

(воспитатель спрашивает 3- 4 детей)

- А сейчас расскажет о своих белочках Саша. А все внимательно слушают и проверяют, правильно ли он сделал.

-Саша, сколько ты выложил белочек? (6)

А почему ты выложил 6 белочек? (Потому что на доске 6 кружков)

- …. Посчитай, сколько всего белочек? (Всего 6 белочек)

- Дети, правильно выложил Саша. (Если неправильно, воспитатель спрашивает у детей как исправить ошибку).

(воспитатель убирает круги с доски)

- Теперь на нижнюю полоску положите столько грибов, сколько раз я хлопну в ладоши. (5 (У доски работает ребенок,все остальные дети – за столами.)

- Сколько ты выложил грибов?

- А почему ты выложил 5 грибов? (потому что вы хлопнули 5 раз)

- ….посчитай, сколько всего грибов? (Всего 5 грибов)

(Ребенок у доски садится. Если все дети выполнили правильно, можно индивидуально не спрашивать)

- Как можно узнать всем ли белочкам хватило по грибочку? (Нужно приложить (придвинуть) к каждой белочке по 1 грибочку. (выполняют).

-Что можно сказать о количестве белок и грибов? Одинаковое количество белок и грибов? (Не одинаковые).

-Чего больше белок или грибов? (Белок больше, чем грибов).

- На сколько? (на одну)

- Чего меньше грибов или белок? (Грибов меньше, чем белок)

-На сколько? (на один)

-Какое число больше:6 или5? (Число 6 больше чем число 5 на 1)

- Какое число меньше? (число 5 меньше чем 6 на 1)

- Сделайте поровну.

-Саша, что сделал? (Я добавил один грибок)

-Сколько их стало? (6)

- Посчитай.

- Что можно теперь сказать о количестве белок и грибков? (Что их стало поровну, по 6. Шесть равно шести)

-Дети, правильно, сделал Саша?

- А теперь я взмахну флажком, а вы добавите столько же белочек. (1.)

(Дети выполняют)

- Оля, посчитай,сколько всего стало белочек? (Всего 7 белочек)

- А сколько грибов? (Всего 6 грибов)

- Поровну белочек и грибов? (Нет)

-Чего больше, а чего меньше? (Белочек больше чем грибов, а грибов меньше чем белочек).

-На сколько белочек больше чем грибов, а грибов меньше чем белочек? (на 1)

- Какое число больше, а какое меньше? (Число 7 больше чем число 6 на 1, а число 6 меньше, чем число 7 на 1)

- Сделайте поровну. (Дети выполняют)

- Оля как ты сделала поровну? (К 6 грибам добавила еще 1 гриб, и их стало 7)

-Что можно теперь сказать о количестве белок и грибов? (Их стало поровну, по 7. Семь равно семи.)

- А как можно по-другому уровнять? (Надо убрать 1 белку).

- Сколько их стало? (Поровну, по 6)

(Работа у доски)

- А сейчас, дети, мы познакомимся с новым числом 8. Для этого, нужно к белочкам добавить еще - Саша, иди, добавь. (Ребенок добавляет 1 белочку)

- Давайте посчитаем, сколько у меня сейчас белочек на доске? (8)

(Ребенок считает)

- Дети, так что нужно сделать, что бы получилось новое число? (добавить 1)

- Правильно. А сколько грибов? (7)

- Поровну белочек и грибов? (Нет)

- Чего больше, а чего меньше? (Белочек больше чем грибов, а грибов меньше чем белочек)

-На сколько. (на 1)

- Какое число больше 7 или 8? (Число 8 больше чем 7- на 1, а число 7 меньше 8- на 1)

Воспитатель:

- Всех белочек мы угостили? Вот мы и расколдовали их.

(Выставляет на фланелеграфе изображение белочки)

- Белочка благодарит вас.

2. Дидактическая игра «Собери фигуру»

Воспитатель:

-Дети, посмотрите, что лежит у вас в тарелочках? (Геометрические фигуры)

- Назовите их. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

- Есть ли здесь одинаковые фигуры?

- Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету и величине)

- Чем фигуры отличаются?

-Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов)

Воспитатель: Следующее задание.

Ребенок – (берет снежинку) Задание следующее: поиграть в игру «Собери фигуру». Я загадаю 2 загадки о животных. Каждый стол должен быстро выложить одно животное из геометрических фигур. Победит тот стол, который быстрее и правильнее выложит. Слушайте внимательно.

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчится, что есть духу,

Мчится без оглядки.

Кто он угадай – ка.

Ну,конечно (зайка)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

(Дети выполняют. Ребенок проверяет и определяет победителя.)

Воспитатель: Молодцы, ребята вы расколдовали зайчика и мишку, потому что вы сделали правильно и работали дружно. Они говорят вам спасибо.

(Выставляет изображения или игрушки зайчика и мишки на доске).

- Ну а нас ждет следующая снежинка.

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку).

3. Упражнение «Собери бусы для лисички».

Ребенок.

Посмотрите – ка, какая-

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (Лиса)

(На фланелеграфе вразброс геометрические фигуры разного цвета, но одинакового размера с цифрами от 1 до 7)

Воспитатель:

- Лисичка для своей бабушки сделала бусы, но злая колдунья рассыпала все бусинки.

-Она просит нас о помощи. Поможем ей починить бусы для бабушки?

- Из чего белочка сделала бусы? (из геометрических фигур)

- А что в них написано? (цифры)

- Нужно расставить бусинки по порядку, начиная с единицы.

(1 ребенок у доски, остальные ему помогают)

- Давайте, мы с вами назовем цифры по порядку от 1 до 7.

- Назовите цифры в обратном порядке.

- Цифра 7 в какой геометрической фигуре записана?

-А в красном прямоугольнике, какая цифра?

-Цифра 3 в какой геометрической фигуре записана?

- А в синем прямоугольнике, какая цифра?

-Какая цифра стоит перед цифрой 6?

-Какая цифра стоит перед цифрой 6?

-Какая цифра стоит после цифры 4?

-Назовите соседей цифры 2,6?

Воспитатель:

- Вот и лисичку мы расколдовали. (Выставляет лисичку на фланелеграфе)

- Лисичка говорит вам спасибо.

-А на улице –то мороз. Наверное, зля колдунья все никак не успокоится. Если будем долго сидеть на месте – замерзнем. Давайте погреемся и отдохнем. А поможет нам в этом Коля. Он будет показывать вам движения, а вы будете повторять за ним.

(ребенок проводит с детьми физкультминутку)

«Мы пришли в зимний лес»

(имитация движений по тексту стихотворения вместе со снежинкой)

Звучит фоновая музыка.

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа-березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал,

Это серый рыщет волк,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас,

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Воспитатель:

- Хорошо отдохнули, а теперь тихонько садитесь на стульчики. И продолжаем наш путь!

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку)

Клубок да не пушистый,

Колючий, да ершистый.

Когда дотронешься поймешь.

Что это не клубок, а ….(еж).

4. Упражнение «Помоги ежику».

(У каждого ребенка на столах заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах7. Тарелочки с прищепками – 1 на парте).

Воспитатель:

- Чего не хватает у наших ежиков? (Иголок)

- Мы с вами поможем нашим ежикам?

- А иголочки им заменим волшебными прищепками.

_Вы должны сделать ежику столько иголок, сколько показано цифрой.

(Дети выполняют задание. После этого воспитатель вместе с детьми проверяют).

Воспитатель:

- Какие красивые получились у вас ежики. Вот и ежиков мы расколдовали.

(Выставка ежика на стенд).

- Они остались очень довольными и говорят вам спасибо.

-Молодцы, ребята! Все задания выполнили!

- Ну и последняя у нас снежинка осталась. Но сначала давайте поиграем с нашими пальчиками, сделаем массаж, чтобы они лучше нас слушались.

(ребенок проводит с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Зайка и ежик».

Зайка –ушки на макушке-

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Показывают указательный и средний пальцы- «ушки зайчика»)

Скачек,скачет по опушке.

(Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки,затем меняют руки).

А за ним колючий ежик

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика,затем меняют руки.)

Шел по травке без дорожек.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед- назад между ладонями)

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку)

6. Упражнение «Что получиться?».

Воспитатель:

-Зимушка- зима приготовила для вас сюрприз. У нас на листочке нарисована подсказка.

Послушайте загадку.

Фантик яркий золотистый,

а бывает серебристый,

Развернула фантик Света

там любимая …. (конфета)

- Теперь вы знаете, какой сюрприз вас ждет. Дорисуйте отгадку по точкам.

(Проверка осанки и посадки детей за столами. Дети дорисовывают конфету по точкам)

- Что у вас получилось? (Конфета)

-В нашем путешествии мы помогли животным, сделали много добрых и полезных дел.

Все дикие животные остались довольными.

-Вам интересно было?

-А какие задания мы с вами сегодня выполняли? С каким числом познакомились?

-Мы выполнили поручения Зимы. Нам пора возвращаться домой.

Снежинка:

-Какие вы молодцы! У вас получились замечательные рисунки.

- Мне понравилось с вами дружить. Вы знаете, много умеете,вы добрые и отзывчивые. Ребята вы помогли Зимушке расколдовать её друзей. А вот и сюрприз для вас.

Сюрпризный момент. (Звучит песня. Снежинка достает мешочек с гостинцами из –за ёлки, и раздает их детям.)

Публикации по теме:

«В гости к кукле Маше». Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей старшей группы в совместной игровой деятельности.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма Королевы математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского садаКонспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского сада Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского сада Тема: Путешествие по.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Задачи. Дать детям представление об арифметической задаче, учить составлять задачи в предметно-практической деятельности. Упражнять в соотнесении.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного.

Конспект по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы «Колобок в гостях у ребят» Цель: продолжать знакомить детей с математическими эталонами Задачи: 1. Образовательные - закрепить умение устанавливать отношения между.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Программное содержание: 1. Учить составлять множества из разных предметов, понимать, что множество больше своей части, а часть меньше целого.

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений: «Белочка и Зайчик» Цель: Совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине, две равные группы предметов способом наложения; закреплять умение различать.

Конспект занятия для детей 6–7-летнего возраста по формированию элементарных математических представлений Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Цели 1. Уточнить представления детей о геометрических фигурах:.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие по стране математике». Итоговое.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Учимся считать
  • Математика
Автор публикации:
Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Опубликовано: 28 октября 2017 в 20:13
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Плакат по теме здорового питания «Наше здоровье — в наших руках» совместно с...
Все мы ежегодно должны объяснять нашим детям и ученикам о правильности ведения здорового образа жизни и правильного питания. Мы вместе с учениками 2 класса...
Консультация для родителей «Способности на кончиках пальцев»
Способности на кончиках пальцев Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество...
Настольная дидактическая игра «Любимые виды спорта»
Лото «Любимые виды спорта» в игровой форме способствует формированию у детей дошкольного возраста знаний о разных видах спорта. Игра направлена на...