Конспект занятия кружка по обучению грамоте «Грамотейка»

Светлана Сулицкая
Конспект занятия кружка по обучению грамоте «Грамотейка»

Занятие 1

«Из чего строится наша речь?»

Цель: познакомить детей с новыми речевыми понятиями. Актуализировать знания детей о речи и ее составляющих

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятиями «устная речь», «письменная речь», «предложение», «простое» «вопросительное» «восклицательное» предложение, учить составлять предложения

Развивающие:

- развивать логическое мышление, развивать внимание и память, развивать фонематический слух

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе

- воспитывать умение слушать ответ товарища,

-формировать навык самоконтроля и самооценки

Оборудование:

карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки,

Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.

Методы, используемые на занятии:

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:

- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;

- социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.

Методы осуществления учебных действий:

- словесные методы: рассказ, прослушивание;

- наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;

- практические методы: включение в коллективную деятельность.

Методы педагогического мониторинга и контроля:

- анализ деятельности детей на занятии.

Форма занятия: групповая.

План занятия:

1. Организационный момент.

- проверка готовности к занятию, мотивация

2. Теоретическая часть.

- знакомство детей с новыми для них понятиями

3. Физкультминутка.

4. Практическая часть.

фонетическая игра: «Определи по интонации»

5. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Ход занятия

Педагог:

- Здравствуйте, ребята!

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Занятие можно начинать?

Дети

- да!

Педагог:

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по стране «Грамота». Это путешествие будет долгим и нелегким. Мы познакомимся с жителями этой страны Буквами, Звуками, Слогом, Словом и Предложением. Вы готовы? Тогда в путь. А на чем мы сегодня будем путешествовать?

В зависимости от ответов детей имитируем звучание вида транспорта.

Воспитатель: Вытягивает за веревочку буквы алфавита. Ребята, смотрите, кто нас встречает?

Дети: Буквы

Педагог: Странно. Почему они появились?

Дети: высказывают догадки

Педагог: Знаете, я думаю они появились потому, что мы с вами их позвали. Мы с вами произносили звук, а звук не может жить без буквы. Каждый звук имеет свою букву. Подумайте почему эти два брата близнеца не могут жить друг без друга?

Дети: варианты ответов

Педагог: Запомните, все что мы произносим это звуки. Но иногда мы не можем сообщить друг другу что-то только при помощи звука.

Проблемная ситуация. Вывести одного ребенка из групповой. Оставшихся в группе детей попросить передать вышедшим из группы какую-нибудь информацию.Например: позвать его на прогулку в выходной. После того как информация словесно оформлена, возвращаем ребенка. Спрашиваем понял ли он, что ему сказали его друзья. Как же нам сообщать свои просьбы и приглашения, информацию о себе?

Дети: высказывают варианты ответов

Педагог: Можно написать. И для этого нам нужны буквы. Буквами мы обозначаем на письме те звуки, которые произносим. Давайте проверим. Произносите какой-нибудь звук.

Дети произносят звук, а педагог показывает букву его обозначающую.

Педагог: Но если мы будем произносить отдельные звуки, сможем ли мы понять друг друга? Вы понимаете, что сейчас происходит?

Дети: нет

Педагог: Как же получается, что мы понимаем друг друга? А вот смотрите. Далее педагог демонстрирует как звуки сливаются в слоги, а слоги в слова. Слова в предложения.

Игра «Составь из слов предложения»

На, идет, дождь, сегодня, улице.

Сегодня, кружок, детском, в, саду

Гулять, дети, любят, улице, на

Педагог: Мы теперь знаем, что звуки, которые мы произносим, объединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения, а предложения объединяются и получается РЕЧЬ. Речь — это то что мы говорим, а как же назвать то что мы пишем?

Дети: пытаются предложить варианты

Педагог: Та речь, которую мы произносим, это устная речь. А называется она так потому что раньше наши губы назывались устами. Все что появляется из уст, это устная речь. А теперь скажите мне все что появляется при письме, это какая речь?

Дети: письменная.

Физкультминутка

Вправо, влево повернитесь,

Вверх повыше потянитесь,

Вниз пониже наклонитесь,

Снова влево повернись.

Руки вверх и пошагаем,

Вверх прыжок – и отдыхаем.

Педагог: Молодцы. Но вот еще какая незадача. Послушайте как мы говорим. Одно и то же предложение я могу сказать по-разному. Слушайте.

Сегодня так весело в детском саду.

Это предложение педагог произносит с разной интонацией: восклицания, вопроса, повествования. Затем, просит детей объяснить, что не так.

Дети: высказывают свое мнение

Педагог: Да, ребята. Когда нам весело мы и говорим с восторгом. И все это слышат, кому мы это говорим. Но если мы пишем это предложение, то тот человек, который будет это читать должен понять, что вам очень весело. И вот чтобы он это понял на письме ставят восклицательный знак. (демонстрирует символ знака) Если же мы спрашиваем, о чем то, то в письме мы ставим знак вопроса. Если же мы просто о чем-то рассказываем – в конце такого предложения ставим точку.

Давайте потренируемся. Хочу спать-что поставим в конце этого предложения. Ура! У меня сегодня день рождения! -что в конце этого предложения поставим. Ты будешь со мной дружить? -а здесь какой знак.

А теперь придумайте сами вопросительное предложение.

Педагог: В какую же страну мы с вами сегодня отправились в путешествие?

Дети: Грамота

Педагог: Какие жители встретились нам сегодня

Дети: звук, буква, слог, слово, предложение, речь, вопросительный, восклицательный знаки и точка.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте Тема: «ЕГЭ по обучению грамоте». Цель: закрепить у детей знания, полученные за учебный год по обучению грамоте. Задачи: Воспитательные :.

Итоговое занятие по развитию речи в кружке «Грамотейка» по обучению слоговому чтению для старшего дошкольного возрастаИтоговое занятие по развитию речи в кружке «Грамотейка» по обучению слоговому чтению для старшего дошкольного возраста Тема : Закрепление пройденного материала по обучению слоговому чтению. Цель: определение уровня развития навыка слогового чтения, ассоциативного.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение Мальвины в стране Обучение грамоте» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. На тему:«Приключение Мальвины в стране обучение грамоте» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква [Я]» Цель: познакомить с буквой и звуком [Я]. Задачи: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; развивать фонематический слух;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в космос» Цель: систематизирование знаний, умений и навыков по подготовке детей к школьному обучению. Задачи: Развивающие: 1)Совершенствовать навыки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки «[А], [У] и [О]» Программное содержание: Закреплять навыки различения и правильного произношения звуков «А»,«У»,«И»,«О». Учить выделять эти звуки из ряда.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Л] и [Л’]» Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки «Л» и «Ль» Задачи: Дифференциация звуков Л и ЛЬ; Совершенствование навыка деления слов на слоги;.

Конспект занятия по по обучению грамоте «Звуки [З-С], [З’-С]» Тип занятия: закрепление пройденного материала. Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Конспект занятия по обучению грамоте. Старшая группа Обучение грамоте старшая группа Занятие № Тема: Закрепление. Гласные и согласные звуки. Слоги. Цель: Повторение и закрепление пройденного.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия кружка по обучению грамоте «Грамотейка»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 10:21
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки