Селезнева Наталья
Конспект занятия по обучению грамматическому строю речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать расширению словаря детей и умению использовать в речи несклоняемые существительные.
Программное содержание :
Образовательные:
1. Способствовать активизации предметного словаря.
2. Содействовать практическому усвоению использования в речи несклоняемых существительных.
Развивающие:
1. Продолжать развивать умения подбирать родственные слова, антонимы к несклоняемым существительным, склонять их.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамматическому строю речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к речевой деятельности, познавательной деятельности.
2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Оборудование и материалы: мяч, игрушка Буратино, предметные картинки.
Словарная работа: кофе, радио, пальто, пианино, кино, какао, метро.
Предварительная работа:
А) Воспитателя: - написание конспекта;
-чтение дополнительной литературы;
- подбор игр для занятия.
Б) Детей : - Повторение несклоняемых существительных, разучивание физминутки по теме, чтение художественной литературы.
Методика проведения
Этапы занятия Содержание Примечание
Организационный момент Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза и повторим все вместе.
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспомним обязательно,
Что учили на занятиях.
- Но сначала проверим, насколько вы внимательны и готовы показать свои знания.
Дети повторяют
Вводная часть Сюрпризный момент – появление куклы Буратино. Игра «Поможем Буратино» (несклоняемые существительные).
- Я все помню, я все знаю! Слушайте!
- Я пришёл в пальтЕ;
- Я люблю ездить на метрЕ.
- Мы с Незнайкой были в кинЕ.
- Я люблю играть на пианинЕ.
- Я мечтаю об эскимЕ.
- Незнайка облил себя кофеМ.
Приглашаем Буратино на занятие.
Буратино «говорит» разные предложения с несклоняемыми существительными, ошибаясь, дети его исправляют:
В пальто
На метро
В кино
На пианино
Эскимо
Кофе
Основная часть Помогите Буратино:
Папа Карло убирает в шкаф …
Мальвина убирает в шкаф…
Папа Карло вышел на прогулку в …
Мальвина вышла на прогулку в …
Мальвина надела кофту под…
Молодцы! А теперь давайте поиграем в следующую игру. Я буду говорить стихотворение, а вы, услышав ошибки, исправлять. Готовы?
Игра «Исправь стихотворение»
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метрУ.
И поехали в метрЕ
Фильм смотреть о кенгурЕ.
Вот сидим мы с ним в кинЕ
Без пальтА и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашнЫ и без пальтЫ.
Любит кинА детвора,
Если в кинаАХ кенгурА!
Ходит, бродит по шоссУ.
Носит в сумке шимпанзУ.
Кенгуру в кафУ зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминоЙ
С шимпанзОЙ и какадОЙ.
Какие вы внимательные, все ошибки нашли. Понравилось вам исправлять ошибки.
А теперь выходите в круг, немного отдохнём и поиграем, будьте внимательны. Дети продолжают предложения за Буратино:
шубу
пальто
шубе
пальто
пальто
Дети продолжают исправлять слова:
в метро
в метро
о кенгуру
в кино
без пальто
без кашне и без пальто
кино
в кино кенгуру
по шоссе
шимпанзе
в кафе
за домино
с шимпанзе и какаду
Физкультминутка (динамическая пауза). Дидактическая игра «Назови одним словом» (с мячом)
Шуба из меха …
Кофта из шерсти …
Мяч из резины …
Варенье из малины …
Шарик из стекла …
Самолет из бумаги …
Кубик из дерева …
Игрушка из пластмассы … Дети ловят мяч и отвечают:
Меховая
Шерстяная
Резиновый
Малиновое
Стеклянный
Бумажный
Деревянный
Пластмассовая
Молодцы, садитесь на свои места.
Сейчас мы с вами снова немного поиграем, но отвечать вы должны полным предложением, называя лишний предмет и добавляя, потому что (вы должны объяснить почему вы выбрали именно его)
Игра «Четвертый лишний»
Помидор, картофель, яблоко, огурец.
Белка, комар, бабочка, кузнечик.
Степан, Светлана, Андрей, Антон.
Стол, диван, холодильник, кровать.
Какие вы молодцы! Видишь Буратино, какие дети внимательные, со всеми заданиями справились.
Дети отвечают:
Яблоко, потому что это фрукт
Белка. Потому что она животное
Светлана, потому что это девочка
Холодильник, потому что это бытовая техника
Итог занятия Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?
Слова ты эти твёрдо знай
И в предложениях не меняй!
Кофе, радио, пальто,
Пианино и кино,
И какао, и метро –
Как придумано хитро:
Если нам встречаются,
Вовсе не меняются!
Воспитатель подводит итоги занятия.