Казакова Марина Леонидовна
Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звуки [с]-[с’] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кыштовского района детский сад «Солнышко»
Тема: «Звуки С, Сь и буква С»
Составила занятие :
Казакова Марина Леонидовна
с. Кыштовка
2020
1. Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; знакомство с буквой С строчной и заглавной
2. Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте по теме „Звуки [с]-[с’] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- упражнять в анализе слов со звуками [с, с'],
- способствовать написанию буквы С большой и маленькой,
- развивать фонематический слух: умение выделять звук с, сь в словах, внимание, память,
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
3. Тип занятия : изучение нового материала
4. Форма занятия : сюжетная игра
5. Продолжительность: 30 минут
6. Участники: дети подготовительной группы
7. Возраст: 6- 6,5 лет
8. Оборудование и материалы: домики для гласных и согласных звуков (красный и синий, буква С строчная и заглавная, картинки: Незнайка, свинья, собака, лось, селёдка, лесенка, сюжетная картинка к стихотворению; прописи, шариковые ручки, буква С из пластика для домика.
9. Предварительная подготовка: распечатка картинок.
10. Методы и приемы работы с детьми:
Словесные: беседа, вопросы, объяснение, загадки.
Наглядные: демонстрация, показ.
Практические: предметно-практические и умственные действия, игры, физминутка.
11. Структура занятия :
Этап занятия Содержание Время
Вводная часть.
Организационный момент. Приветствие. Организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия 3-5 минут
Основная часть Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой 20-23 минут
Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов занятия (обобщение, оценка
деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности,
организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной
деятельности, осмысление достижений, определение перспективы полученных
знаний; мотивация на дальнейшее использование полученных знаний, умений и
навыков 2-3 минуты
12. Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся за столики.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Я очень рада вас видеть.
Сегодня утром мне на телефон пришло SMS сообщение от Незнайки. Воспитатель ставит на доску картинку с Незнайкой. (Приложение 1) Он просит Вас помочь ему узнать новый звук и новую букву. А вот какой он? Я думаю, отгадав загадки, вы все догадаетесь.
Воспитатель читает детям загадки, а дети угадывают о ком эти загадки.
Загадки:
1. Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (Свинья) (Приложение 2)
2. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака) (Приложение 3)
3. У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть (Стул) (Приложение 4)
Воспитатель: Какой звук есть во всех этих словах?
Дети: звук С
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, значит сегодня мы познакомимся с каким звуком? Дети: звуками С, Сь, научимся писать букву С и поможем Незнайке.
Воспитатель: Ребята, попробуйте произнести звук С. (Дети произносят звук)
- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).
(Звук С согласный, глухой, твёрдый). Может встречаться в начале, в середине, в конце слова.
Воспитатель ставит на доску картинки: селедка (Приложение 5, лесенка (Приложение 6, лось (Приложение 7) и произносит эти слова.
Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.
Игра «Поймай звук»
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С, хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – поднимите руку.
Лист, самолёт, свёкла, гусь, лес, лиса, лось, ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка, скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка, сорока, оса, санки, велосипед, сирень, осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел, васильки
А теперь определим, где находятся звуки С или Сь в слове (в начале, в конце или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.
Свеча, масса, аист, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка, глобус, сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, судак, ласты, краска, песок, мясо, весна, галстук, снег, парус, сумка, капуста, самосвал, куст, кокос, солдат, масло, смех, носорог, свисток, пастух, ананас
Ребята, покажем Незнайке, как мы отдыхаем?
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время физкультминутки.
Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят,
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес,
Смолкли песни, слово, смех,
Сон в страну свою унес всех…
Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь.
Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук С на письме?
Дети: Буквой С.
На доску вешаются картинки с заглавной и строчной буквой С (Приложение 8)
Знакомство с буквой С
Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».
Воспитатель: Ребята, а кто из вас догадался, как нужно правильно написать букву С (желающий ребенок показывает написание буквы, воспитатель если нужно оказывает помощь) и затем помещает букву С в синий домик для согласных.
Затем воспитатель выдаёт детям прописи и дети учатся писать букву С в прописях.
Во время работы в прописях, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:
Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.
Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуками С и Сь и буквой С). Как Вы думаете, помогли ли Вы Незнайке изучить новый звук и букву? А кому вы расскажите о новом звуке и букве?
Вы сегодня все старались, Вы большие молодцы!
13. Литература.
1. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2006.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://window.edu.ru/
14. Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8