Папки-передвижки

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звук [ш]. Буква Ш»

Татьяна Глущенко
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звук [ш]. Буква Ш»

Тема " Звук [ш]. Буква Ш

Цель:

закреплять правильное произношение звука [ш].

Задачи:

Образовательные:

упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (в начале, в середине, в конце). Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно- развивающие:

развивать слуховое внимание, развивать фонематический слух, память, речь. Развивать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР „Звук [ш], Буква Ш“» размещена в разделах

Оборудование:

Демонстрационный: картинки, буква Ш. Раздаточный: Буква Ш, счётные палочки. Фасоль

Ход занятия

1. Организационный момент

(дефектолог заходит в группу, и дети становятся в круг)

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового

(дети проходят на свои места).

2. Введение в тему занятия

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Препятствия в виде губ, языка, зубов). Согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

3. Основная часть

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А какой это будет звук, вы попробуете сказать мне сами.

(дефектолог читает стихотворение два раза. Выделяя голосом [ш])

Индюшка индюшонку

Сшила капюшон.

Как в этом капюшоне

Индюшонок был смешон

-Какой звук мы слышим в каждой строчке? (звук ш).

Характеристика звука Ш

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

-Если воздух встречает преграду, значит это какой звук? Гласный или согласный? (согласный). А согласные у нас бывают звонкие и глухие. Как нам проверить звонкий это звук или глухой? (приложить руку на горлышко).

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.

– Дрожит наше горлышко, когда произносим звук [ш]? (нет). Значит это какой звук: звонкий или глухой? (глухой).

– Звук [ш] согласный, и глухой звук [ш].

– А звук [ш] твердый или мягкий? (твердый).

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

«Найди в слове звук [ш]».

-Ребята, посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке? (дети перечисляют всё, что нарисовано). А сейчас мы с вами будем искать в словах наш новый звук [ш].

Знакомство с буквой Ш

– Ребята, звук [ш] обозначается вот такой буквой Ш (демонстрация). А на что похожа буква Ш? (на забор похожа).

- Найдите у себя эту букву и положите перед собой. Из чего состоит буква? (из палочек). Сколько палочек? (четыре палочки).

- Три палочки коротких смотрят вверх и одна палочка длинная «лежит».

(Дефектолог показывает детям, как пишем букву Ш. Затем все вместе рисуем букву Ш в воздухе проговаривая все действия).

Выкладывание буквы Ш из палочек.

- Давайте выложим на парте букву Ш, из палочек (дети выкладывают из палочек букву Ш).

-А теперь выложим букву Ш из фасоли (дети выкладывают букву из фасоли).

Физкультминутка

-Ребята, сейчас я буду произносить звуки. Если произнесу согласный твёрдый звук, вы будете громко топать. Если произнесу согласный мягкий звук, вы будете хлопать. А если гласный звук произнесу, вы будете прыгать.

Игра «Кто внимательнее»

Дефектолог произносит звуки. Услышав звук ш, дети должны хлопнуть в ладоши.

Определение позиции звука [ш] в словах.

На доске картинки и схема позиции звука в слове (Слова: кошка, школа, машина).

Работа в тетради

Закрашиваем букву Ш синим цветом. Прописываем букву Ш по точкам. (Дефектолог индивидуально каждому показывает, как пишем букву Ш).

Итог занятия:

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звук [ш]. Буква Ш»
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 14:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД