Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Песок, глина»

Девятых Наталья Юрьевна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Песок, глина»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почемучки- исследователи».

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина).

Задачи.

I. Образовательные.

1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины.

2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

II. Развивающие.

1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему „Песок, глина“» размещена в разделах

природы (песок, глина).

2. Развивать чувство времени, творчество в лепке.

3. Развивать способность к познанию нового.

III. Воспитательные.

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

творческой атмосфере, доброжелательности.

Оборудование. Фартуки, песок, глина, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и

возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим

это тепло друг другу.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

Воспитатель. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.) Будем проводить опыты.

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

(В руках у вас лопата, ведерко и совок.)

Вы любите, ребята пересыпать? (песок).

Белая, красная и голубая,

Когда я сухая, как камень тверда я.

Размочишь водой, буду влажной и мягкой. (глина)

Воспитатель. Отправляемся за мной в лабораторию.

II. Основная часть.

1. В «лаборатории».

Воспитатель. Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Начнем наши исследования.

2. Опыты.

Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).

Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? (Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?

Дети. Легко.

Воспитатель. Почему?

Дети. Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.

Воспитатель. Что это за вещество?

Дети. Это песок.

Воспитатель. Правильно, это песок. А теперь возьмите второй стаканчик

и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему это вещество не сыплется?

Дети. Потому что оно тяжелое, вязкое.

Воспитатель. Что это за вещество?

Дети. Это глина.

Воспитатель. Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от

глины.

Воспитатель. Ребята, что же мы с вами исследуем?

Дети. Песок, глину.

Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.

Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок? (Нужно рассмотреть через лупу).

Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

на глине?

Дети. Нет!

Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

которых получаются комочки.

Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая.

Опыт №3.

Воспитатель. Как узнать лёгкий песок или тяжелый? (На него можно подуть).

Опыт 4. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок.

• Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает)

• Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)

Вывод: песок под воздействием воздуха разлетается, затем оседает вниз.

Воспитатель: Так и в природе ветер надувает барханы.

ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Воспитатель. Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая;

Опыт №4 (определение плотности и тяжести)

Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети. Влажным. Мокрым.

Воспитатель. А куда исчезла вода?

Дети. Она быстро спряталась в песок.

Воспитатель. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

Дети. Вода впитывается в глину медленно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

и вязкая, воду впитывает медленно.

III. Итог занятия. Воспитатель. Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?

Дети. Песок, глину.

Воспитатель. Песок какой?

Дети. Песок сыпучий, легкий.

Воспитатель. Глина какая?

Дети. Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень

интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

песка, глины. Ребята, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушиваю желающих ответить).

Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными ходами и выходами).

Воспитатель: А нужен ли песок людям?

• Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.

• Изготавливают стекла.

Песочные часы.

• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.

• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.

Воспитатель демонстрирует песочные часы

А сейчас я предлагаю вам попробовать слепить любое домашнее животное или птицу из глины.

+ В Мои закладки

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почемучки- исследователи».

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина).

Задачи.

I. Образовательные.

1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины.

2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

II. Развивающие.

1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

природы (песок, глина).

2. Развивать чувство времени, творчество в лепке.

3. Развивать способность к познанию нового.

III. Воспитательные.

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

творческой атмосфере, доброжелательности.

Оборудование. Фартуки, песок, глина, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и

возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим

это тепло друг другу.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

Воспитатель. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.) Будем проводить опыты.

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

(В руках у вас лопата, ведерко и совок.)

Вы любите, ребята пересыпать? (песок).

Белая, красная и голубая,

Когда я сухая, как камень тверда я.

Размочишь водой, буду влажной и мягкой. (глина)

Воспитатель. Отправляемся за мной в лабораторию.

II. Основная часть.

1. В «лаборатории».

Воспитатель. Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Начнем наши исследования.

2. Опыты.

Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).

Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? (Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?

Дети. Легко.

Воспитатель. Почему?

Дети. Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.

Воспитатель. Что это за вещество?

Дети. Это песок.

Воспитатель. Правильно, это песок. А теперь возьмите второй стаканчик

и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему это вещество не сыплется?

Дети. Потому что оно тяжелое, вязкое.

Воспитатель. Что это за вещество?

Дети. Это глина.

Воспитатель. Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от

глины.

Воспитатель. Ребята, что же мы с вами исследуем?

Дети. Песок, глину.

Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.

Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок? (Нужно рассмотреть через лупу).

Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

на глине?

Дети. Нет!

Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

которых получаются комочки.

Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая.

Опыт №3.

Воспитатель. Как узнать лёгкий песок или тяжелый? (На него можно подуть).

Опыт 4. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок.

• Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает)

• Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)

Вывод: песок под воздействием воздуха разлетается, затем оседает вниз.

Воспитатель: Так и в природе ветер надувает барханы.

ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Воспитатель. Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая;

Опыт №4 (определение плотности и тяжести)

Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети. Влажным. Мокрым.

Воспитатель. А куда исчезла вода?

Дети. Она быстро спряталась в песок.

Воспитатель. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

Дети. Вода впитывается в глину медленно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

и вязкая, воду впитывает медленно.

III. Итог занятия. Воспитатель. Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?

Дети. Песок, глину.

Воспитатель. Песок какой?

Дети. Песок сыпучий, легкий.

Воспитатель. Глина какая?

Дети. Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень

интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

песка, глины. Ребята, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушиваю желающих ответить).

Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными ходами и выходами).

Воспитатель: А нужен ли песок людям?

• Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.

• Изготавливают стекла.

Песочные часы.

• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.

• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.

Воспитатель демонстрирует песочные часы

А сейчас я предлагаю вам попробовать слепить любое домашнее животное или птицу из глины.

+ В Мои закладки

Публикации по теме:

Картотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группеКартотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группе Опыт 1 Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть песка, не размешивать его. Что происходит? Песок оседает. На поверхности воды.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина» Медведева Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка», 2 младшая группа. Конспект НОД по познавательно –исследовательской.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе Конспект по познавательно - исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе. Цель: Расширить.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Ткацкое дело» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Ткацкое дело» в младшей группе Цель: познакомить детей со свойствами ткани. Задачи: -закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Песок, глина»
Опубликовано: 1 сентября 2021 в 16:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Песок, глина»» (включая файлы) размещена пользователем Девятых Наталья Юрьевна (УИ 2386371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД