Елена Григорьева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [д]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со звуком [Д]
Задачи:
1. Учить правильно произносить звук [Д] изолированно в словах;
2. Развивать артикуляционный аппарат;
3. Развивать фонематический и речевой слух;
4. Упражнять в определении звука в слове;
5. Воспитывать умение действовать по инструкции воспитателя.
Материалы и оборудование: мягкий мяч, пластмассовый мяч, коробочка, картинки (капелька, дождик, дом, девочка, дерево, кот, попугай, видеоматериал ("кап-кап", радуга, картинка осень.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Звук [д]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие с мячом на подушках по-турецки:
-добрый день, Марк!
-добрый день, Елена!
-добрый день, Лида!
-добрый день, Елена! и т. д
Потом проверяем, все ли взяли с собой на урок - «круг вокруг» носа указательным пальцем, круг вокруг уха, глаза, головы, круг вокруг друга, круг вокруг себя)
Ребята, сегодня утром я получила необычную посылку. Посмотрите, какая она? (красивая, яркая, волшебная)
Мне очень интересно, что же там внутри, а вам? Давайте откроем! Ребята, что это? (в коробочке лежит паззл "капелька", который нужно собрать)
Правильно, это капелька. Но как она попала в коробочку? Давайте рассуждать вслух. Как вы думаете, кто мог доставить нам эту посылку? Конечно, это дождик. Он спрятал капельку, чтобы она не замерзла и не превратилась в льдинку. Ведь когда холодно, капелька начинает дрожать. Как капелька дрожит? Повторите (дддддд)
Ребята, а когда на улице идет дождь, где мы можем укрыться от него (зонт, крыша, дом)
Дело в том, мои друзья,
Что без Д никак нельзя
Дима, Даша и друзья,
Построить дом без Д нельзя.
Какой звук мы сейчас услышали? Язычок наш тоже живет в домике, который называется рот ( выполняют артикуляционную гимнастику: часики, лошадка, орешки)
Чтобы услышать звук, нужно его произнести. Давайте попробуем звук [Д] пропеть. Скажите, можно звук [Д] пропеть? (нет, нельзя) Все верно, Звук [Д] нельзя пропеть, он встречает преграду! Почувствуйте, какую преграду встречает звук? (язычок в зубы упирается)
Значит, какой это звук - гласный или согласный? А теперь давайте послушаем его. Наденем наушники. Дддддд. Есть звон в ушах? Звук [Д] звонкий! Согласный, звонкий и обозначается синим цветом.
2. Основная часть.
Капелька приготовила для вас песенку (видео «кап-кап, тук-тук-тук» 1:24 мин.)
Кто мне скажет, про что пела капелька? Правильно, про дождь. Кого разбудил дождик по утру? Что мы должны взять с собой, если выйдем гулять под дождем? Какой нрав у дождя?
Давайте вместе скажем ДДдождь.
Попробуем с вами выделить звук [Д] в этом слове. ДДдождь. Как вы думаете, в слове ДДдождь звук [Д] звучит твердо или мягко? Звук [Д] бывает мягким (ДьДьдетвору) Играем с мячом мягким и пластмассовым (Д, Дь)
Игра "Назови ласково".
Дом – домик, дождь – дождик, день – денек, дым – дымок, друг – дружок.
В начале слова или в конце слова есть звук [Д]? В начале.
А в каких еще словах можно услышать звук [Д]?
Игра "Эхо" (карточки дождик, дом, девочка, дерево, кот, попугай) Попробуйте сами найти звук [Д].
3. Физкультминутка ("закачалось деревцо") А после дождя на небе появляется РА-ДУ-ГА (повторяют за мной, тихо и громко, ра-ра, ду-ду, га-га) Молодцы.
4. Работа с раздаточным материалом и учебником "Раз - словечко, два - словечко" ( пальчиковая гимнастика с карандашом: крабики из большого и указательного пальцев рук поднимаются и спускаются вниз под любую скороговорку)
5. В какое время года самая пасмурная погода и часто идет дождь? Да, осенью!
Послушайте историю про девочку Дашу.
На улице была пасмурная осенняя погода. Казалось бы, в это время года все должны грустить и унывать, ведь вокруг все мрачное и серое. Но Даша осень любила. И у Даши на это было несколько причин. Во-первых, она не любила жару. Во-вторых, Даша любила яркие краски. А осенью не так жарко. И деревья радуют всех разноцветными листьями. А еще осенью часто идут дожди.
Но как можно любить дождь, спросите вы?
Дело в том, что после дождя на улице так приятно пахнет, а главное, ребята, на небе что появляется? (радуга)
Вопросы по тексту:
• Как звали девочку?
• Какое время года любила Даша?
• Почему ей нравилась осень?
• В каких словах спрятался звук [Д]?
6. Подведение итогов.
• Что дождик спрятал в посылке?
• Какую песенку приготовила капелька?
• Какой звук мы сегодня искали в словах?
• Почему история была именно про девочку Дашу?
За то, что сегодня не скучно нам было, мы скажем друг другу: "Большое спасибо!"
Спасибо за урок, ребята!