Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки»

Галя Логинова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки»

Дата проведения: 9 февраля 2021 года

Форма проведения занятия : элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Форма организации детей : нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности с подгруппой детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Узнать - научиться - познать".

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „Путешествие капельки“» размещена в разделах

Результат: опыт самостоятельной деятельности исследовательской работы.

Цель: формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.

Задачи:

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, в животном и растительном мире;

- уточнить и закрепить знания детей о свойствах, формах и видах воды;

- формировать представление о круговороте воды в природе;

- закрепить навыки работы в лаборатории;

-развивать социальные навыки: учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

- развивать речь, мышление, наблюдение, любознательность;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- воспитывать экологическую культуру;

Интеграция образовательных областей происходит через социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей и реализуется в следующих видах деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы: наглядный (показ иллюстраций, использование технических средств обучения, словесный (объяснение, указание, вопросы поискового характера, уточнения, вопросы, художественное слово, практический (игровые упражнения, опыты, схемы)

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о воде, её роли в жизни человека, в животном и растительном мире.

2. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Тучка и капельки», «Маленькие человечки», «Разрезные картинки».

5. Наблюдение за водой в природе.

6. Изготовление книжек-малышек, мини-плакатов на тему «Вода».

7. Индивидуальные сообщения детей (работа с родителями) :

«Значение воды для стрекозы», Как добывают воду лесные жители».

8. Заучивание стихотворений по теме «Вода».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

-изображение капельки (размер 20х20);

- плакат «Круговорот воды»;

- растение с корнем (в прозрачном стаканчике);

-шапочка «капелька» и голубой плащ.

Раздаточный материал:

- капельки на каждого ребенка (размер 3х4) синего цвета;

-карточки - схемы проведения опытов;

-карточки, сопровождающие проведение опыта детьми.

Предметы для проведения опытов:

- прозрачные пластиковые стаканчики на каждого ребенка;

-таз с водой;

-пластиковые ложечки на каждого ребенка;

-сахарница (сахар);

-солонка (соль);

- молоко;

- сок;

- таз пустой;

- трубочки;

- заварочный чайник, травы (малина, смородина, мята).

Технические средства обучения: магнитофон, аудиозапись «Шум дождя», «Ручей».

Словарная работа. Обогащение словаря: лаборатория, опыт, эксперимент, прозрачная, безвкусная, пресная, минеральная, бесцветная, родниковая, речная, морская, водопроводная. Активизация словаря: качественные прилагательные.

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в группу. Встают в круг.

Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга.

Воспитатель:

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

«Добрый день!»- тебе сказали.

«Добрый день!» - ответил ты!

Нас две ниточки связали (берутся за руки)

Теплоты и доброты!

Воспитатель:

Дети, очень важно начинать свой день с улыбки. Давайте, улыбнёмся друг другу!

Звучит аудиозапись - звуки воды.

История про Капельку

Воспитатель: Вы слышите какие-то звуки? Что это?

Дети: Это вода! (ручей, водопад)

Входит печальная Капелька.

Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришел. Ты кто?

Капелька : Я – водяная Капелька.

Я – очень всем нужна!

Покапаю, покапаю –

Получится – ВОДА!

Воспитатель: А почему ты такая грустная? Что случилось?

Капелька : Как же мне не грустить? Злая ведьма Грязильда сказала, что от воды нет никакой пользы, что она мокрая, неприятная. Если не будет воды. Всем будет сухо и хорошо…

Воспитатель: Дети, как вы думаете, права ли ведьма Грязильда?

Дети рассуждают, высказывают свои предположения, умозаключения.

Воспитатель: Что же делать?

Приходим к выводу:

Надо рассказать Капельке о пользе воды, убедить её в том, что без неё – без воды, нет жизни на Земле.

Практическая работа. Обобщение знаний детей о воде.

Воспитатель: Ты, Капелька, не расстраивайся. Давайте, все вместе разберемся, где и какая вода бывает на Земле. Капелька, послушай, что наши дети знают о воде. Итак,

Вопросы к детям:

- Где на нашей планете есть вода?

- Где находится соленая?

- Где – пресная?

- Какую воду используют люди для своих нужд? (пресную – для питья, солёную - для лечения). Ответы детей, выводы, рассуждения.

Капелька хвалит детей.

Воспитатель: Человек не может без воды. Людям нужно много воды.

Дети рассказывают Капельке, как человек использует воду.

Работа с карточками-символами. (Карточки с изображением стиральной машины, лейки, кастрюли, кружки, ванны, ведра со шваброй, утюгом).

Дети подходят к мольберту и рассказывают, для каких целей человек использует воду. Капелька хвалит детей.

Воспитатель: Наши дети вместе с родителями, дома, нашли интересные сведения о том, кому ещё в природе нужна для жизни вода.

Капелька : Я с удовольствием послушаю.

Индивидуальные сообщения детей по теме «Нужна ли вода зайчикам и белочкам?», «Значение воды для стрекозы».

Капелька хвалит детей.

Звучит аудиозапись - «Звуки дождя»

Воспитатель: Ой, а что это? Кажется, дождь начинается…

Коммуникативная игра-массаж «Дождь»

(дети становятся в круг, друг за другом, «паровозиком»)

Дождик бегает по крыше-

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом, бом, бом! (похлопывание ладонями по спине)

Дома, дома посидите-

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите-

Бом, бом, бом (постукивание пальцами по спине)

Почитайте, поиграйте-

Бом, бом, бом!

А уйду – тогда гуляйте

Бом, бом, бом! (поколачивание кулачками по спине)

Дождик бегает по крыше-

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом, бом, бом! (поглаживание ладонями по спине)

Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, кому? (чему) еще нужна вода?

Дети рассуждают и отвечают. (Комнатным растениям, рыбкам в аквариуме)

Капелька : Комнатным растениям? Они, что, тоже пьют? Но ведь у них нет стаканов. Да у них нет даже рта. Как же они пьют?

Дети рассказывают Капельке, как при помощи корней растения поглощают воду. Демонстрация растения с корнем, в прозрачном стаканчике.

Капелька удивляется.

Воспитатель: Вот видишь, Капелька, вода нужна абсолютно всем.

Вода – это бесценный дар природы.

Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.

Капелька : Ой, а что это у вас такое интересное?

Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Хочешь поучаствовать?

Капелька соглашается.

II часть

Опытно-экспериментальная деятельность

Дети садятся за столы.

Опыт №1. «Прозрачность воды»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком – нет!

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет!

Опыт № 2. «Вода без запаха»

Предложить детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Затем предложить понюхать апельсиновый сок в стакане.

Вывод: вода не имеет запаха, а сок пахнет апельсином.

Опыт № 3. «Вода без вкуса»

Воспитатель: Предложить попробовать воду через соломинку, затем – сок.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт № 4 «Вода может превращаться в пар».

Воспитатель: открываю термос с кипятком - подношу оргстекло, на нём появляются капельки воды.

Воспитатель: Что происходит с водой Артём, посмотри?

Дима: Пар поднимается наверх, на стекле появляются капельки.

Воспитатель убирает оргстекло и показывает детям.

Вывод: Вода может превращаться в пар, если ее сильно нагреть.

Воспитатель: Дети, а во что еще может превращаться вода?

Дети: В лёд.

Об этом мы узнаем с вами на следующем занятии.

Физкультминутка: «Капелька»

Капелька : А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной. Дети под музыку бегают, когда Капелька говорит вода – плывут, пар - бегают, лёд – замирают.

Капелька : Вода состоит из капелек. В зависимости от температуры, капельки принимают либо жидкое, либо твердое состояние.

Валентин Коль нырнуть зимою с вышки,

То набьёшь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,-

Ты ответишь без труда.

Лиза Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду –

Будешь мокрым ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

Игра повторяется ещё один раз.

Закрепление материала

Обобщение свойств воды, правила обращение с водой.

Воспитатель: Дети, давайте напомним Капельке, что мы о ней узнали.

- Какая бывает вода? (безвкусная, прозрачная, минеральная, пресная).

- Что она делает? (льётся, переливается, булькает). Оказывается, Капелька у нас самая волшебная.

Воспитатель: Дети, а зимой, где встречается вода в природе, в виде чего?

Дети: В виде снега, сосулек, снежинок, льда.

Воспитатель: Видишь, Капелька, сколько интересного знают дети о воде.

Капелька хвалит.

Воспитатель: К воде нужно относиться бережно. Дети, как вы думаете, что будет на нашей планете без воды?

Ответы и размышления, предположения детей.

Воспитатель: Давайте, с вами вспомним правила обращения с водой.

Подходим к мольберту, на котором прикреплены экологические знаки.

Работа с экологическими знаками.

Дети садятся на стульчики.

Капелька : А вот интересно мне, знаете ли вы, откуда берется вода?

Воспитатель: Капелька, дети тебе сейчас расскажут, что они знают.

Работа с плакатом «Круговорот воды».

Капелька восхищается.

III часть

Итог занятия

Воспитатель: Ну, что, Капелька, мы убедили тебя, что вода необходима всему живому в мире? Без воды нет жизни на Земле. Все живое погибнет без воды. Так что, не обижайся на Грязильду. Она сама о воде ничего не знает. Её нужно в детский сад привести и научить всему.

Капелька : Спасибо, дети. Вы мне очень-очень помогли. Я обязательно передам Грязильде всё то, чему вы научили меня.

Рефлексия

А сейчас я хочу угостить вас чаем. Чай не простой, а с травами (малина, смородина, мята). Капелька заваривает чай с различными травами.

Капелька : Попробуйте…

Воспитатель: Без воды мы бы не смогли заварить такого вкусного чая!

Давайте скажем Капельке спасибо!

Капелька : Ну, а мне пора возвращаться на облачко.

Скоро увидимся.

Воспитатель: Дети, понравилось вам наше путешествие с Капелькой.

Вопросы к детям:

-Что нового и интересного вы узнали?

-Что вам больше всего запомнилось?

-О каких свойствах воды вы сегодня узнали?

Публикации по теме:

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект итогового занятия «Путешествие капельки»Конспект итогового занятия «Путешествие капельки» Задачи: • систематизация представления детей о воде, ее состояниях и свойствах; • обучение детей умению проводить опыты и эксперименты.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки»
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 23:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД