Лучший педагог года

Конспект занятия «Удивительное стекло» для детей 5–6 лет (по образовательной области «Познавательное развитие»)

Наталья Кожевникова
Конспект занятия «Удивительное стекло» для детей 5–6 лет (по образовательной области «Познавательное развитие»)

1. Тема: «Стекло».

2. Группа: старшая.

3. Направление: познавательное.

4. Раздел программы: Ребенок и окружающий мир.

5. Тип организованной деятельности: познавательный.

6. Место: групповая комната.

7. Этап обучения: основной.

8. Формы организации: подгрупповая.

9. Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом, рассказать о некоторых его свойствах и качествах.

Публикация «Конспект занятия „Удивительное стекло“ для детей 5–6 лет (по образовательной области „Познавательное развитие“)» размещена в разделах

10. Задачи:

1. образовательные : сформировать знания детей о стекле как рукотворном материале, о происхождении стекла, о его свойствах и качествах путем практического исследования, расширять представления о значение стекла в жизни человека;

2. развивающие : развивать познавательный интерес к объектам рукотворного мира человека на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей, доказательную речь, развивать словарный запас : прозрачное, хрупкое; способствовать развитию умения договариваться в парах;

3. воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду человека, формирование правил безопасности обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений, формировать интерес к исследовательской деятельности.

11. Оборудование: игрушка Незнайка, карточки из д-и «Рукотворный мир человека и мир природы», значки с изображением человека и природы, предметы из стекла : колбы, лупы, часы, ваза, стаканы, тарелка, баночки из- под духов, банка, бутылка, аквариум, стеклянные шарики, очки, фоторамка, стеклянные сувениры, лампочка, светильник, чашка, стеклышки, графин; картинки к опытам, деревянный шар, металлическая коробка, ширма, пластмассовая палочка, магнитофон с аудиозаписью, стакан с водой, мольберт, мешочек.

12. Предварительная работа: подбор познавательного материала (оборудования, выставка стеклянных предметов, чтение познавательной литературы по теме, эксперименты с лупой, песочными часами, красками, дидактическая игра «Рукотворный мир человека и мир природы».

13. Используемые методы, приемы, технологии обучения:

методы обучения: наглядные, словесные (беседа,художественное слово, практические (опыты, проблемные (проблемные ситуации);

приемы обучения: вопросы, пояснения, рассказ, поощрения, проблемные ситуации, действия моторного характера, сюрпризный момент, показ, игра.

14. Технологии обучения:

• технология проблемного обучения (проблемные ситуации);

• технология развивающего обучения ( практические методы: опыты);

• технология диалогового обучения ( словесные: беседа, вопросы);

Этап занятия Содержание Деятельность детей Деятельность

воспитателя Примечание

1. Организационно – мотивационный

момент

1.1. Организационный момент

1.2. Работа с наглядным материалом, выполнение заданий

1.3. Рассказ воспитателя

(целеполагание)

Воспитатель обращается к детям :

- Ребята сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся и подарим свои улыбки. И поздороваемся с Незнайкой. Он так спешил сегодня к вам в гости, принес вам очень интересную и познавательную игру, которая называется

«Рукотворный мир человека и мир природы».

Незнайка: Только все карточки у меня перепутались. Я так торопился, хотел с вами поиграть.

Воспитатель: Ты Незнайка, не расстраивайся. Мы с удовольствием в нее поиграем. Правда, ребята?

Воспитатель:Мы разделимся на две команды, девочки выберут картинки с предметами, которые изобрел человек (сделал своими руками) вот к этому значку «Человек», а мальчики к этому «Природа», что относится к миру природы.

Незнайка:Какие вы ребята молодцы! Все картинки правильно разделили. Ничего не перепутали (называет картинки, сопоставляет со значком).

Незнайка: А у меня есть еще одна картинка, отгадайте что это:

Прозрачно оно словно льдинка, в него ты посмотри,

А стукнешь сильно, рассыплется оно?

Что это, ребята? (Стекло)

Незнайка:Правильно, это стекло. Только вот я не знаю, к какому значку эту картинку положить, может оно само в природе появляется или его делает человек? Как вы думаете?

Воспитатель:Конечно, же, стекло придумал человек. Я вам сейчас расскажу одну историю, садись Незнайка и ты послушай.

Были времена - когда человек не знал, что такое стекло. Как то раз, моряки плыли на кораблеи, решили остановится на ночь на берегу. Вышли они на сушу, развели на песке костер, а когда ложились спать, чтобы костер не потух ночью, обложили костер камками соды. А утром они очень удивились, увидев около кострища блестящие камушки - прозрачные капли, которые образовались из сплава песка и соды. Так люди и узнали о стекле и как его получить можно при нагревании песка и соды, и научились стекло применять в жизни.

Незнайка:А как применяет стекло человек? А вы знаете ребята? Здороваются с гостями и с Незнайкой, слушают

воспитателя.

Предполагаемый ответ: Да.

Работа с карточками около

стола.

Слушают, проверяют.

Садятся. Предполагаемый ответ:

Стекло.

Предполагаемый ответ:

Его делает человек.

Кладут картинку к значку

«Человек».

Слушают.

Организует детей,

обыгрывает

персонажа,

мотивирует детей

на дальнейшую деятельность.

Объясняет задание,

показ значков с изображением

человека и природы

Загадывает загадку

про стекло.

Показывает

картинку с изобра-

жением стекла.

Рассказывает

историю.

Игрушка

Незнайка,

карточки из

д-и «Рукотвор-ный мир человека и мир природы»

Картинка

2. Основная часть

2.1. Рассматривание

выставки. Беседа.

2.2. Практическая деятельность

2.2.1. Опыт 1

2.2.2. Опыт 2

2.2.3. Опыт 3

2.2.4. Опыт 4

2.3. Физминутка

Воспитатель:Какие стеклянные предметы вы знаете, видели?

Дома, в магазине? Чтоиз него научился делать человек?

У нас в группе, где можно увидеть стекло?

Конечно, наши окна стеклянные, представьте ребятами,

если бы у нас в группе не было бы окон:

Закройте глазки ладошками, сосчитаем до трех, посмотрите вам

что-то видно? Незнайка ты что-то видишь? Стало темно, вот так

бы и было у нас в группе темно, если бы у нас не было окон.

Как это свойство можно назвать, если стекло пропускаетсвет?

Какое оно?

Воспитатель:Правильно, у стекла есть такое свойство-

прозрачность. Оно прозрачное.

Незнайка:А мы сейчас проверим. Поиграем в прятки. Я

буду прятать шарик, а вы его искать. Не подглядывайте,

закрывайте глазки. Как вы его нашли? Правильно стакан

стеклянный, он прозрачный.

А сейчас, где шарик? Почему вы не смогли найти шарик?

Правильно, коробочка не прозрачная. А в очках ребята стекла,

тоже прозрачные или нет? У меня есть стеклышки, хотите в них посмотреть? Подходите к нашей выставки стеклянных предметов. Ребята и ты Незнайка, запомните, стекло прозрачное. Ребята, а у

стекла есть и другие качества и свойства. Какие

стеклянные предметы вы видите, назовите?Ребята, а стекло

она какое, легкое или тяжелое? Возьмите по стеклянному шарику

и опустите их в стаканы с водой. А я положу деревянный. Что произошло? Шарик утонул, а деревянный шарик нет, значит

стекло какое? Тяжелое или легкое? Тяжелое, молодцы, а дерево

легкое. Молодцы, присаживайтесь.

Незнайка:А я сейчас с вами поиграю, как вы думает, а можно ли стекло узнать по звуку? Вот я сейчас и проверю. Слушайте внимательно, если узнаете, что это стеклянный предмет хлопайте в ладоши, а если нет, топайте ножками. Какие вы молодцы, значит

у стекла есть еще и свой звук.

Незнайка:Какое оно интересное оказывается – стекло, я столько нового узнал. А давайте поиграем в футбол, у вас есть мячик?

Воспитатель:Мячик, то у нас есть, только разве в помещении

можно играть в футбол. Как вы думаете ребята? Почему?

Конечно, нельзя. Опасно, можно разбить нечаянно окно и все

в доме стеклянные предметы. Ребята, расскажите Незнайка

правила обращения со стеклянными предметами, оно не только интересно, но еще и опасно. Как, кто знает? Посмотрите, на нашей выставке нет стеклянных игрушек, только предметы быта, почему?

Ребята, значит у стекла есть еще одно свойство, стекло какое?

Правильно, оно хрупкое. Запомнил Незнайка!

А поиграть можно и в другие игры.

Давайте научим Незнайку ребята. Поиграем с разноцветными

очками, с разноцветными стекляшками.

«Секрет» (3 раза)

Молодцы, аккуратно положите очки в коробочку, не забывайте,

что стекло хрупкое.

Предполагаемый ответ:

посуда, окна, очки и т. д.

Предполагаемый ответ:

нет, темно.

Предполагаемый ответ:

прозрачное.

Предполагаемый ответ:

в стакане, потому- что он прозрачный; в коробке,

она не прозрачная.

Рассматривают.

Перечисляют.

Смотрят в стеклышки.

Подходят к выставке.

Предполагаемый ответ:

тяжелое, он утонул.

Садятся.

Отгадывают на слух

стеклянные предметы.

Предполагаемый ответ:

нельзя играть в мяч дома,

и состеклянными

предметами,

они могут разбиться,

оно очень острое, можно поранятся. Хрупкое.

Выполняют действия

под музыку. Задает наводящие вопросы.

Предлагает

рассмотреть стеклянные

предметы

Кладет шарик в

стакан, потом в

коробочку.

Прикрепляет на мольберт

картинку со

свойством – прозрачность

Убирает ширму

Прикрепляет на мольберт

картинку с

качеством –

тяжелое

Действия за

ширмой

Прикрепляет на мольберт

картинку с

качеством –

звука

Прикрепляет на мольберт

картинку со

свойство-

хрупкость

Показывает

пример.

Стакан, коробочка и

шарик

Картинка

Выставка стеклянных предметов

Картинка

Ширма,

стакан,

палочка.

Картинка

Картинка

Детские

разноцвет.

очки.

Звучит

аудиозап.

3. Заключительная часть

3.1. Итог.

3.2. Рефлексия.

Незнайка:Мне было с вами так интересно, вы так много знаете

о стекле, о его свойствах и качествах, о стеклянных предметах.

Мне так понравилось сегодня с вами экспериментировать и

играть. А вам, понравилось? Что сегодня нового и интересного

вы узнали о стекле? Стекло это рукотворный мир человека или

мир природы? Оно какое, какие качества и свойства есть у

стекла? Правильно: прозрачное, тяжелое, у него есть свой звук и

оно хрупкое. Молодцы!

На память о стекле я вам хочу оставить вот этот предмет, он тоже сделан из стекла. Кто знает, что это? Кто знает, какое есть

свойство у лупы? Вот вы и посмотрите. А мне пора, поспешу

друзьям рассказать все о стекле. До свидания ребята! Предполагаемый ответ:

повторяют качества и

свойства стекла. Лупа.

Она увеличивает предметы.

Прощаются с Незнайкой.

Экспериментируют с лупой. Показ на

мольберте

картинок.

Раздает лупы из

мешочка.

Проводит

Незнайку.

Мешочек с

лупами.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей»Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми первой младшей группы «Крошечки-матрешечки»Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми первой младшей группы «Крошечки-матрешечки» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Формировать умение действовать со сборно-разборной игрушкой, закрепляя знание цвета, величины, количества. 2. Содействовать.

«В гости к Солнышку». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: дать детям понятие о значении Солнца для жизни на земле, показать зависимость всех живых организмов от солнечного тепла. Задачи: 1.

Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе в образовательной области «Познавательное развитие»Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе в образовательной области «Познавательное развитие» Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие».Интегрированные области: познание,.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Программное содержание: учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат); учить детей соотносить.

Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие «Хлеб — всему голова» Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Хлеб - всему голова» в подготовительной.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Сентябрь 1. Тема: «Детский сад» Поговорить с детьми о Дне знаний. О том почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают»,.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе Сентябрь 1 неделя Занятие 1 Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)» Программное содержание: Поговорить с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Удивительное стекло» для детей 5–6 лет (по образовательной области «Познавательное развитие»)
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 13:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД