Карина Гавдинова
Конспект занятия в старшей группе «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.
Программные задачи
Образовательные:
- закрепить знания о местах обитания диких животных, особенности питания и проживания;
- активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей отзывчивое отношение к диким животным, вызвать желание помогать им.
Тип занятия – обобщение и систематизация ранее полученных знаний.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Дикие животные“ с применением метода сравнительного анализа» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- познавательное развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Методические приемы :
- сюрпризный момент (письмо);
- отгадывание загадок;
- проблемные вопросы;
- физкультминутка «Дикие животные».
Необходимый материал, оборудование:
- предметные картинки с изображением животных, мест их обитания, пищи; с прикреплённым к обратной стороне двойным скотчем;
- ватман с нарисованной таблицей;
- магнитная доска;
- магниты;
- двойной скотч;
- фломастеры;
- магнитофон.
Предварительная работа: отгадывание загадок о животных, дидактические игры «Кто где живет», «Чей детеныш», рассматривание иллюстраций, картин о диких животных, беседы о диких животных.
Ход занятия.
Дети входят в группу и садятся на стульчики перед магнитной доской.
Раздаётся стук в дверь, происходит передача письма.
Воспитатель: — Интересно, от кого же пришло нам письмо. Это письмо от Незнайки из Солнечного города, он хотел узнать побольше о диких животных и попросил Знайку ему о них рассказать. Знайка сделал для него таблицу с описанием диких животных. Но Незнайка её случайно испортил, и ему стыдно признаться об этом Знайке. Он просит нас помочь ему восстановить таблицу. Ребята, поможем Незнайке?
Дети: — Да!
- Отлично. Давайте посмотрим, что же это за таблица.
Рассматривают таблицу.
- Посмотрите. В первом столбце должно быть изображено животное, про которое необходимо рассказать, а в первой верхней строчке указано, что же именно нужно про него нужно сообщить. Только животные и информация о них потерялись, и остались подсказки и картинки, которые выпали из этой таблицы и которые необходимо вклеить в неё обратно.
Давайте попробуем отгадать, какое животное нужно описать первым. Для этого нужно отгадать загадку.
Я хозяин леса строгий!
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролет снится мне душистый мед.
Строго я могу реветь.
Угадайте, кто же я? (медведь)
Ответы детей.
-Верно, это медведь. Тот, кто первым отгадал эту загадку, идёт выбирать из имеющихся картинок изображение медведя и вклеивать его на место первого животного в таблице.
- Теперь, когда мы определились про какое животное необходимо рассказать первым, давайте опишем его по предложенным критериям. Первый критерий это его внешний вид: размер, цвет и характерные особенности внешности. Чтобы зарисовать в таблице размер животного давайте примем условное обозначение в виде линейки с 3 делениями: три деления рисуем большим животным, два – животным среднего роста, а одно- низким животным. Итак, кто готов описать мне внешность медведя?
Один из воспитанников описывает внешность медведя: высокий, коричневый, крупный. Воспитатель подводит воспитанников к называнию такой особенности внешнего вида медведя как косолапость. В итоге, в первом столбце рисуется линейка на три деления, кружок коричневого цвета и следы лап.
- Посмотрите, нас в таблице отсутствует следующий критерий, по которому необходимо описать нашего мишку. Но зато есть картинка, характеризующая медведя по этому показателю.
На картинке изображены мёд, малина, трава, рыба и мясо.
- Как вы можете назвать одним словом всё, что изображено на этой картинке? Что это для медведя?
Дети: Еда.
- Молодцы, правильно. Значит, в этом столбце нам необходимо будет рассказать, что ест каждое из загаданных животных. А как называют животных, которые едят пищу и растительного, и животного происхождения?
Дети: Всеядные.
- Давайте посмотрим на верхнюю клетку следующего столбца. Что здесь изображено?
Дети: Дом.
- Значит про что здесь нам необходимо будет рассказывать?
Дети: Про то, где живёт это животное.
- Кто готов рассказать мне, где живёт медведь?
Ответы детей.
- Отлично, мы перешли к последнему столбцу. Здесь нужно изобразить, как животное, которое мы описываем, ведё т себя зимой: спит или не спит? Как называется состояние, когда животное зимой спит?
Ответы детей.
- А медведь зимой спит или не спит?
Ответы детей. В последнее окошечко вклеивается изображение подушки- медведь зимой спит.
- Вот мы с вами и описали первое из четырёх животных. Чтобы угадать следующее животное, нужно послушать его описание, и назвать кто же поселился в этом окошечке.
Описание: Резвое, прыгучее, делает запасы на зиму и благодаря острым когтям ловко лазит по деревьям.
Дети: Белка.
- Верно. Кто готов описать внешность белки?
Дети описывают белку по размеру – линейка в одно деление, цвету – рыжая весной и летом, серая- зимой, из особенностей длинные уши и пушистый хвост.
- А кто же белка по типу питания?
Дети: Травоядная.
- Ответивший верно может выбрать из имеющихся картинок ответ на этот вопрос и приклеить его в нужное окошечко.
Картинка с орехами, грибами и желудями.
- Переходим к следующему столбцу: как называется дом белки и где он находится?
Первый верно ответивший ребёнок выходит выбирать картинку с изображением дупла и вклеивает её в соответствующее окошко.
- Что делает белка зимой?
Ответы детей: белка не впадает в спячку. Воспитателем наклеивается изображение подушки, и оно перечёркивается.
- Чтобы немного взбодриться и поскорее отгадать двух оставшихся животных, я вам предлагаю самим превратимся в зверей. Повторяйте за мной.
Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».
Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте
Как животных нам назвать? руки разводят в стороны
С людьми они не знаются, хлопают в ладоши
В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками
По картинкам всяк их знает складывают ладони в виде книжки
Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке
Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой
Они – дикие, лесные. изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки,
растопырив на них пальцы.
- Вот мы немного и отдохнули. Чтобы узнать какой зверь был в этой клеточке ранее, необходимо услышать его голос.
Включается аудиозапись воя волка. Дети его называют.
- Опишите мне, пожалуйста, волка.
Дети дают описание волка: кружок серого цвета обозначит цвет шкуры, два деления линейки определят средний рост. Из особенностей могут назвать острые зубы.
- Кто волк по типу питания?
Дети: Хищник.
- Как называется дом волка?
Дети: Логово.
- Что он делает зимой?
Наклеивается изображение подушки, и оно перечёркивается. В этот раз это может сделать правильно ответивший воспитанник.
-Мы переходим к последнему животному. В этом нам поможет поговорка: Труслив как. Про кого она?
Дети: Про зайца.
- Кто готов описать внешний вид зайца?
Во втором столбце в клеточке напротив зайца рисуется одно деление линейки, два цветных кружка – белый незакрашенный и серый, в качестве особенностей рисуются длинные уши и, возможно, короткий хвост.
- Чем заяц питается? И кто он по типу питания?
Дети: Питается травой, овощами, ветками, плодами и ягодами. Он – травоядное животное.
- Где живёт заяц?
Первый правильно ответивший ребёнок выбирает картинку с изображением норы у куста и наклеивает в нужную клетку.
- А спит ли заяц зимой?
Дети: Нет.
- Какие вы молодцы! Всю таблицу для Незнайки восстановили. Я обязательно отправлю ему его таблицу. Уверена, он будет Вам благодарен. Давайте вспомним, про каких животных мы сегодня составляли описания для Незнайки? Что Вам понравилось, а с чем было трудно справляться? Вы – большие молодцы.